Психологические особенности молодежного экстремизма в образовательной сфере | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 18.05.2016

Статья просмотрена: 859 раз

Библиографическое описание:

Косова, А. С. Психологические особенности молодежного экстремизма в образовательной сфере / А. С. Косова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1768-1770. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30431/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрены вопросы наличия скрытого или явного негативного воздействия на учащихся образовательной среды, проявляющегося как одна из психологических особенностей молодежного экстремизма.

Ключевые слова: молодежный экстремизм, образовательная среда, психологические особенности.

Популяризация экстремизма среди молодежи — одна из острых проблем современности. Значимость вопроса экстремизма в молодежной среде обуславливается отнюдь не только его угрозой общественному порядку, но и тем, что этот феномен обладает качеством переходить в наиболее тяжкие правонарушения.

Элементы поведения девиантной молодежи формулируется на фоне изменения общественной и культурной жизни людей. Современная молодежь растет в очень сложных условиях искоренения старых ценностей и формировании новых общественных взаимоотношений. От этого и появляются такие качества, как: замешательство, обреченность, неверие в завтрашний день. Увеличиваются враждебность, национализм и преступность.

Частично такое поведение может определяться негативным воздействием учащихся друг на друга или некомпетентное поведение преподавателя в отношении ученика. В современных условиях возникли острые проблемы обеспечения безопасности образовательной среды [9]. В настоящее время участились случаи явной агрессии преподавателей и учащихся. Учащиеся открыто конфликтуют как с преподавателями, так и между собой (драки, оскорбления, национальная рознь и т. д.). Такое воздействие часто определяет психологические особенности проблемного явления.

В различных государствах и в различные эпохи было дано множество разных научных и юридических определений термину «экстремизм». Общего определения в настоящее время не установили. Врачи Peter T. Coleman и Andrea Bartoli в своем труде «Addressing Extremism»опубликовали небольшой анализ существующих определений данного термина: «Экстремизм — на самом деле сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто бывает трудно увидеть и понять. Проще всего определить его как действия личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта — демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта. Однако обозначение видов деятельности, людей и групп как «экстремистских», а также определение того, что следует считать «обычным» или «общепринятым» — это всегда субъективный и политический вопрос» [1].

Иное мнение высказывает сокоординатор организации «Международное движение по защите прав народов»В. Д. Трофимов-Трофимов. По его мнению, экстремизм оказывает влияние на все сферы общественной активности: «Экстремизм — идеология допустимости использования крайних мер, экстремумов социального поведения, для получения желаемого эффекта» [10].

Существует отдельная ветвь экстремизма — «молодежный экстремизм». «Молодежный экстремизм — это взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим (особенно к представителям определенных молодежных движений), а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении». [3] Сильным проявлением данного явления могут быть групповая деятельность молодого поколения в межэтнических, межрасовых, религиозных разногласиях, увеличение молодёжной преступности и т. д.

Вопросы, возникающие у молодого поколения, сопряжены с их социальным положением, которое обуславливается нестабильностью и переходностью. Общественные явления, происходящие в современном мире, сильно ухудшают положение дел.

Финансовая зависимостьнаиболее сильно оказывает влияние на положение молодого поколения. В своем большинствемолодежь плохо обеспечена денежно, у нее нет своей жилой площади. Отсюда и потребность в помощи родственников. Из-за того, что каждый молодой человек хочет получить должное образование, трудовая деятельность и получение трудового стажа отходят на задний план. Оплата труда молодежи намного ниже среднего уровня заработных плат, студенческая стипендия тоже не велика.

Духовные аспектыстоят наравне с финансовыми аспектами. В современном мире увеличиваетсяявление потери нравственных ориентиров. Молодежь более подвержена негативным изменениям. Так, частично забываются ценности труда, свободы, демократии, межэтнической терпимости, а заменяют их иждивенческое отношение к окружающему, нетерпимость к непривычному, «стадное» чувство. Протесты молодого поколения, особенно во времена кризисов, становятся более жестокими и агрессивными. При этом молодежная преступность растет с геометрической прогрессией, увеличивается число молодых людей с общественными или психологическими аномалиями:алкоголизм, наркомания, проституция.

Наиболее важной проблемой духовности неизменно остается проблема разногласий ценностей молодежи и предыдущего поколения, а так же проблема взаимоотношения в семье. Из-за постоянных ссор и скандалов в семейном кругу, а так же различных внешних факторов (войны, экономическая обстановка, демографическая и национальная обстановка, «желтая» пресса, интернет, блоги, религия, снос культурных ценностей), школьники и студенты начинают выплескивать свои эмоции во время процесса обучения либо попросту на улице. В основном эти «выплески» являются экстремистской деятельностью и из-за нехватки «острых» ощущений выражаются зачастую в драках, митингах, протестах, побуждении к межнациональной розни, насилии.

Для того, чтобы проанализировать и понять какие факторы сильнее всего воздействуют на молодое поколение было проведено анкетирование. Анкета состояла из 80 вопросов различного характера, в ней содержалось 5 вопросов, подходящих к поднятой в статье проблеме. В анкетировании участвовали 142 респондента, ответы, которых были проанализированы. Результаты приведены ниже.

После анализа ответов на первый вопрос: «Какой из факторов вызывает у Вас наибольшее переживание?» установлено, что 51 % респондентов очень сильно переживает из-за взаимоотношений в семье. Как уже говорилось ранее, молодежь очень резко реагирует на конфликт интересов поколений.

После анализа ответов на второй вопрос «Сильно ли Вы переживаете, когда Ваша любимая спортивная команда проигрывает?» видно, что 48 % респондентов является пассивными и часть активными болельщиками. Проигрыш команды для таких ребят не является случайностью или раскладом игры. Их мнение таково, что команда всегда должна выигрывать, а проигрыш считается расхлябанностью и отсутствием тренировок.

У 21 % людей переживание утихает при помощи «выплеска» их эмоций на ком- или чем-либо. У большей же части респондентов (51 %) переживание проявляется безопасной грустью или попросту спокойствием.

Для молодого поколения всегда важно одобрение друзей, знакомых или сверстников. После анализа ответов на третий вопрос: «Поддерживают ли друзья Ваши интересы?» заметно, что у небольшого количества респондентов друзья категорически против их увлечений и интересов (2 %). Из-за того, что данное анкетирование достаточно поверхностное, нет возможности точно сказать противоправные или экстремистские наклонности у данного количества респондентов, но, несмотря на это, при анализе ответов на пятый вопрос: «Нравятся ли Вам экстремальные виды спорта?» можно заметить, что больше половины респондентов занимаются (21 %) либо хотят попробовать себя в экстремальных видах спорта (37 %).

Так же, меня заинтересовали еще два вопроса. Проанализировав ответы на них, мной были сделаны выводы о причастности или поддержке респондентов к экстремистской деятельности.

Приведу пример вопросов из анкеты и интересующие меня варианты ответа:

1) Как вы относитесь кнациональному экстремизму?

а) положительно.

2) Готовы ли Вы поддержать радикальные религиозные группы при следующих обстоятельствах?

б) они соответствуют моим религиозным убеждениям;

в) поддержу, т. к. они борются за чистоту религии.

При анализе анкет было выявлено, что ни один из респондентов, утвердительно ответивших на блок вопросов (1–5), не ответили положительно на выше упомянутые вопросы. Откуда был сделан вывод, что данные респонденты отрицательно относятся к экстремистской деятельности.

В заключение данной статьи хотелось бы сказать, что психологические особенности молодежного экстремизма являются неотъемлемой составляющей специфики данной разновидности экстремизма. Их особенно важно рассматривать при анализе причин появления и распространения экстремисткой деятельности, так как молодежь — переходная и несостоявшаяся социальная группа.

Все внутренние и внешние факторы оказывают большое скрытое или явное влияние на психику учащихся образовательной среды. Для предотвращения распространения приверженности молодых людей к экстремистской деятельности необходимо постепенно исключать возможные «раздражители» молодежного сознания.

Литература:

  1. Coleman Peter T.; Bartoli Andrea.Addressing Extremism The International Center for Cooperation and Conflict Resolution (ICCCR), Teachers College,Columbia University// The Institute for Conflict Analysis and Resolution (ICAR),George Mason University
  2. Аминов Д. И., Оганян Р. Э. Молодежный экстремизм. — М.: ТРИАДА ЛТД, 2005.
  3. Баева Л. В. Проблема противостояния молодежному экстремизму в современной России// Информационное сопровождение геополитической безопасности территорий Юга России и прикаспийского региона: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Астрахань, 28 мая 2010 г.) Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2010. с. 26–33
  4. Беликов С. Антифа. Молодежный экстремизм в России. М.: Алгоритм, 2012. 256 с.
  5. Бузыкина Ю. С. Социально-психологические характеристики и отношение к проявлениям экстремизма у студентов ВУЗа и учащихся школы // Известия ПГПУ имени В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 904–910. [Статья]
  6. Злоказов К. В., Муслумов Р. Р. Психологические особенности вовлечения несовершеннолетних в молодежные экстремистские группировки // Педагогическое образование в России. 2014. № 5. С. 81–87. [Статья]
  7. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления // Социологические исследования. 2008. № 5. С. 37–47. [Статья]
  8. Онищенко О. Р. Психология молодежного экстремизма // Современный экстремизм: характеристика и противодействие: сб. материалов науч.-практ. конф. (Омск, 11 дек. 2008 г.; 17 дек. 2009 г.) / Ом. гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского, Юрид. фак. — Омск, 2009. — С. 98–104. [Статья]
  9. Трифонов О. А. О проблемах обеспечения безопасности в современной образовательной среде // Самоуправление. — 2016. — № 4. — С. 34–38.
  10. Трофимов-Трофимов В. Д. Экстремизм. 2011.
  11. Хагуров Т. А., Позднякова М. Е., Ракачев В. Н., Рыбакова Л. Н., Чекинева Т. В., Резник А. П., Любин С. Ю., Войнова Е. А., Мелешко Н. В., Хагурова Н. Е. Девиантное поведение в современной России: алкоголь, наркотики, молодежный экстремизм (концепции и исследования) — М.: Институт социологии РАН, 2014. — 200 с.
  12. Шаламова Л. Ф., Ховрин А. Ю. Студенческая молодёжь и государственная молодёжная политика // Социально-гуманитарные знания. — 2007. — № 4. — С. 114.
Основные термины (генерируются автоматически): молодое поколение, анализ ответов, молодежный экстремизм, образовательная среда, экстремистская деятельность, молодежная преступность, респондент, современный мир, экстремальный вид спорта, экстремизм.


Ключевые слова

образовательная среда, психологические особенности, молодежный экстремизм, психологические особенности.

Похожие статьи

Причины появления и развития экстремизма в образовательной организации

В данной статье рассматривается проблема молодежного экстремизма в образовательной организации. Большое внимание уделено подходам к понятию экстремизма, выделены главные его составляющие, а также рассмотрены особенности молодежных экстремистских орга...

Социально-психологические особенности современной молодежной организованной преступности в России

В статье рассматривается проблема борьбы с криминальными проявлениями среди молодежи. При этом особое внимание обращается на то, что в настоящее время ведется поиск путей, средств, механизмов для предотвращения преступности на ранних стадиях ее прояв...

Психологическая безопасность образовательной среды детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматривается возможность создания определенного качества психологических условий для субъектов образовательной среды детско-юношеской спортивной школы, способствующего их позитивному личностному развитию. Представлены методологические и т...

Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе

В статье раскрыты два понятия «девиантное поведение» и «профилактика». Определены основные причины подростковой девиации и главные институты, влияющие на поведение подростка.

Влияние субкультур на становление личности в подростковом возрасте: социально-философский анализ (на примере Кабардино-Балкарской Республики).

Актуальность выбранной темы обусловлена появлением в последнее время большого количества разнообразных субкультур и ростом интереса к их изучению, в частности, субкультур, связанных с творческой реализацией молодежи.

Субъективная сторона предпринимательского мошенничества

В статье основное внимание уделяется анализу механизмов, особенностей и юридических аспектов намеренных действий предпринимателей, направленных на обман в рамках предпринимательской деятельности. Работа выявляет ключевые критерии, определяющие наличи...

Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию

В статье рассматриваются особенности современной социокультурной среды, в условиях которой выросли современные школьники, особенности современных подростков; противоречия, связанные с особенностями социализации подростков; особенности их познавательн...

Ценностные ориентации как элемент экологической культуры подростков

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с диагностикой ценностных ориентаций подростков. Автор рассматривает дискуссию как средство формирования экологического сознания младших подростков.

Диагностика и формирование экологического сознания студентов педагогического вуза как ценностная ориентация современного образования

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с диагностикой экологического сознания студентов педагогического вуза, а также намечены пути формирования экологического сознания будущих педагогов.

Воспитание социокультурной толерантности старшеклассников посредством повышения уровня изучения региональной социокультурной среды

В данной статье анализируются проблемы формирования социокультурной толерантности у старшеклассников посредством усиления регионального социокультурного компонента в содержании образовательного процесса.

Похожие статьи

Причины появления и развития экстремизма в образовательной организации

В данной статье рассматривается проблема молодежного экстремизма в образовательной организации. Большое внимание уделено подходам к понятию экстремизма, выделены главные его составляющие, а также рассмотрены особенности молодежных экстремистских орга...

Социально-психологические особенности современной молодежной организованной преступности в России

В статье рассматривается проблема борьбы с криминальными проявлениями среди молодежи. При этом особое внимание обращается на то, что в настоящее время ведется поиск путей, средств, механизмов для предотвращения преступности на ранних стадиях ее прояв...

Психологическая безопасность образовательной среды детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматривается возможность создания определенного качества психологических условий для субъектов образовательной среды детско-юношеской спортивной школы, способствующего их позитивному личностному развитию. Представлены методологические и т...

Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе

В статье раскрыты два понятия «девиантное поведение» и «профилактика». Определены основные причины подростковой девиации и главные институты, влияющие на поведение подростка.

Влияние субкультур на становление личности в подростковом возрасте: социально-философский анализ (на примере Кабардино-Балкарской Республики).

Актуальность выбранной темы обусловлена появлением в последнее время большого количества разнообразных субкультур и ростом интереса к их изучению, в частности, субкультур, связанных с творческой реализацией молодежи.

Субъективная сторона предпринимательского мошенничества

В статье основное внимание уделяется анализу механизмов, особенностей и юридических аспектов намеренных действий предпринимателей, направленных на обман в рамках предпринимательской деятельности. Работа выявляет ключевые критерии, определяющие наличи...

Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию

В статье рассматриваются особенности современной социокультурной среды, в условиях которой выросли современные школьники, особенности современных подростков; противоречия, связанные с особенностями социализации подростков; особенности их познавательн...

Ценностные ориентации как элемент экологической культуры подростков

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с диагностикой ценностных ориентаций подростков. Автор рассматривает дискуссию как средство формирования экологического сознания младших подростков.

Диагностика и формирование экологического сознания студентов педагогического вуза как ценностная ориентация современного образования

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с диагностикой экологического сознания студентов педагогического вуза, а также намечены пути формирования экологического сознания будущих педагогов.

Воспитание социокультурной толерантности старшеклассников посредством повышения уровня изучения региональной социокультурной среды

В данной статье анализируются проблемы формирования социокультурной толерантности у старшеклассников посредством усиления регионального социокультурного компонента в содержании образовательного процесса.

Задать вопрос