Культура кайрского земледелия в Хорезме | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 13.06.2016

Статья просмотрена: 461 раз

Библиографическое описание:

Авазов, А. Р. Культура кайрского земледелия в Хорезме / А. Р. Авазов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 661-662. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31032/ (дата обращения: 25.12.2024).



В данной статье дается информация о кайрском земледелии в Хорезме и нижней Амударье.

Ключевые слова: Кайр, Амударья, Хорезмские дыни, Тупроккалъа, Чарджоуский оазис, Аральское море, материальные памятники, оросительное земледелие, бахчевые культуры.

Древний Хорезм, насчитывающий несколько тысячелетий, внёс огромный вклад в мировую цивилизацию своими материальными и духовными памятниками. В XX веке в научных экспедициях наряду с материальными памятниками были исследованы и духовные памятники. Народ, ведущий оседлый образ жизни на этой земле, всегда проживал изобильно благодаря оросительному крестьянству. Дехкане Хорезма, имеющие тысячелетний опыт и грамотно использовав недостаток источников воды и условия климата, хорошо выращивали бахчевые культуры на этой территории. Особенно бахчевые культуры, в особенности дыни – были очень сладкими благодаря множеству солнечных дней, хорошей почве и за счёт воды Амударьи. Наряду с первобытным оросительным земледелием на берегах Амударьи, особенно в Хорезме, так же, как и на других берегах рек Средней Азии, из глубокой древности существует вид земледелия, называемый кайром.

Кайр — место, расположенное в низовьях каналов, реки и её протоков. В этих местах подземная вода лежит выше обычного. Дыни, выращенные в почвах кайр, в низовьях Амударьи от Чарджоуского оазиса до Аральского моря отличаются своей сладостью, ароматом и высокой калорийностью. Хорезмские дыни кайр в древности были известны даже в дальних странах мира. Дыни, завернутые в золотистые бумажки, отправлялись в Багдад, в сараи арабских Халифов.

Казахи, жившие в низовьях Сырдарьи, узбеки и каракалпаки, живущие в низовьях Амударьи, считают дыню своей обычной едой. Поэтому, отправляясь в путешествие, они старались запастись дынями. Дыни высевают в Малой и Средней Азии со второго тысячелетия до нашей эры, существуют среднеазиатские виды дынь. Наряду с дынями популярна и тыква – известно 13 видов тыкв. Ее остатки, найденные в археологическом памятнике Тупроккалъа, относятся к VIII-VII векам до н. э.).

Тыквы, выращенные в Гурленском, Янгибазарском, Хазараспском и Ургенчском районах, отличаются своей сладостью, питательностью и обилием витаминов. Кроме Хорезма, в других областях Узбекистана также с удовольствием едят тыкву. Из неё готовят разные узбекские блюда, особенно весной, когда человеческий организм нуждается в витаминах.

Дыня — теплолюбивое растение, она терпима к засухе и засолённости почвы. Самые сладкие дыни в мире выращиваются в Узбекистане, в Хорезме. В народной селекции созданы больше 150 сортов дынь. Дыни этого региона относятся к ботаническому типу: хандалак, амири, касаба и зард. Сорта дынь кукча, хандалак, сарик, замча относятся к раносозревающим. Сорта, созревающие летом – Давлатбой, Тошлоки, Дахбеди, Касса, Бурикалла, Гурвак. К типу Зард относятся зимние сорта: Умрбоки, Куйбош, Гулоби. В медицине дыни рекомендуются в лечении болезней спины, туберкулёза, анемии, астмы, болезней печени и почек. Полезна она и в избавлении от веснушек, пятен и перхоти в голове. В народной медицине дыня используется как мочегонное, успокаивающее и избавляющее от запора. Более 36 сортов дынь внесены в государственный реестр (2004). Наиболее популярные многовысеваемые сорта: окуруг, асати, кизилуруг, бурикалла, куктинна, кукча,чугари, сарик хандалак, аби наввот, шакаркапалак и другие.

Распространение бахчеводства кайр в районе города Кунгират послужило причиной возникновения интересного мифа, отражающего реальное, историческое событие.

В начале XIX века хивинский хан, осадив Кунгират, уничтожил весь посев кунгратцев и, указав на то, что они в сложном положении, предложил добровольно подчиниться. Находившиеся в осаде на это ответили, что в Хорезме можно терпеть осаду в течение одного года без каких-либо посевов так называемой «еды бедных».

Человек, знающий о свойстве кайр, понимает, что ответ кунгратцев был очень даже уместным.

Существование реки обеспечивает широкое развитие рыболовства. Благодаря интенсивному характеру крестьянства кайр, бахчеводство развивалось очень интенсивно.

Кайрное крестьянство обычно начинается так. Хорезмский дехканин приходит в кайр в начале лета и вырыв неглубокие ямы сеет семена дыни. В конце лета возвращается туда и установив маленький шалаш, охраняет созревающие дыни от шустрых лодочников, одновременно занимаясь рыболовством, так как в мутных водах Амударьи водится много сомов и других видов рыб. Таким образом, дыня достается малым трудом.

Среди городского и сельского населения Хорезма есть одна традиция – большой компанией на лодках они выходят на отдых, берут с собой хлеб, масло и чай. Гости в течение нескольких недель угощаются дыней и только пойманной жареной рыбой. «Выйти на реку, быть угощенным жареной рыбой и дыней кайр» — мечта каждого городского человека.

В период неолита рыболовство составляло основную роль в хозяйстве хорезмийцев. Позже оно стало занимать второстепенную роль. Но кайрное крестьянство сохранило свою главенствующую роль. В Иране и Хорасане хорезмийцев не зря называли «товихор Хоразмий», то есть «хорезмийцы, очень увлекающиеся рыбой». В окружении огромных пустынь в течение тысячи лет кроме продуктов скотоводства и дыни, рыбы, тыквы и дикой джийды им больше ничего и не оставалось делать.

Джида (дикая маслина, лох узколистный) – уникальное растение. Его коричневато-оранжевые плоды с желтым оттенком по внешнему виду напоминают маленькие финики. Джида – кладезь полезных веществ и источник важнейших аминокислот, незаменимых для человека, близкая родственница облепихи.

В сегодняшние дни джида растёт в Южной Европе, Центральной и Восточной Азии, особенно много ее в Узбекистане. Существуют такие виды как Каражийда, Восточная джийда, Тиканакли джийда, Кумушсимон джийда. Произрастает в соленой почве и в почвах, где близко находятся подземные воды. Обогащает почву азотом. В Хорезме растет Восточная джийда, плоды которой покрыты красивым серебристо-серым налетом. Плод употребляется свежим или сушёным. В медицине используется для лечения болезней желудка. Цветет джийда в мае и июне, а плод созревает в сентябре и октябре. Один куст может дать до 50 кг плода и живёт до 60–80 лет. Разновидность «нон-жийда» бывает среднего роста, её сажают в качестве и фруктового, и декоративного дерева. В Узбекистане растет около 20 видов, это: Красная жийда, Раъна, Ургенч, Хурмои, Ташкентский десерт. Чули Кандак, Кизил кандак и другие.

В древности говорили: «Голод уходит от хорезмийцев, как только созревает дыня». Так же и он, голод, уходит от населения верховьев Амударьи, как только созревает тутовник. Действительно, на юге Центральной Азии и Афганистана и по сей день широко распространена такая пословица: «тут созрел…». «Пища бедняков» — это набор минимальных продуктов, которые составляли основную меру пищи Хорезмского древнего населения.

Медленный переход сельского хозяйства в гораздо интенсивный метод на основе лиманного орошения спас примитивных дехкан от брожения среди узких и неустойчивых полос низовьев, от погони животных, пасущихся около низовьев, упрочил их ограниченное процветание.

После приобретения независимости нашей страны отдельное внимание стало уделяться национальной культуре и ее развитию, изучаются исторические опыты и осуществляются действия для их развития. В этом случае воспитание будущего поколения с помощью вековых традиций, опыта и трудной жизни наших предков является важной проблемой сегодняшних дней.

Литература:

  1. Гуломов Я. Г. “Хоразмнинг сугорилиш тарихи” Ўзбекистон ССР фанлар академияси нашриёти Тошкент — 1959.
  2. B.B Bartol’d Туркистон в эпоху монгольского нашествия, ч II.
  3. A. V. Kаульбарс, Низовья Аму-Дарьи
  4. Aбутохир Тортусий, Ташкент, 1910.
  5. Узбекистон Миллий Унцкилопедияси Том III. Тошкент Давлат Миллий нашриёти. 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): Хорезм, дыня, сорт дынь, Узбекистан, VIII-VII, Азия, джида, низовье Амударьи.


Ключевые слова

Амударья, Кайр, Амударья, Хорезмские дыни, Тупроккалъа, Чарджоуский оазис, Аральское море, материальные памятники, оросительное земледелие, бахчевые культуры

Похожие статьи

Происхождение жителей Хорезмского оазиса

В статье рассматриваются легенды средневековых хорезмийцев, Зеравшанских узбеков-митанов и хорезмских каракалпаков-мюйтенов о первоначальном заселении Хорезма в связи с изгнанием из юга царем их предков, связанные между собой постепенными переходами ...

Средневековье адыгов в фондах Национального музея Республики Адыгея

В статье анализируются памятники средневековой истории адыгов, хранящихся в фондах Национального музея республики Адыгея. Автор осуществил краткую характеристику средневековых процессов, происходящих на территории Адыгеи. Проводится анализ историческ...

Медицинские практики среднеазиатских народов на Шелковом пути

Великий Шёлковый путь служил своеобразным мостом между Востоком и Западом, благодаря которому происходило взаимодействие и сотрудничество народов, как в экономической, так и в культурной областях. Также народы, жившие вдоль Шёлкового пути, обменивали...

Махалли в Хивинском ханстве и их место в истории ханства (на примере Хивы и Хазараспа)

В статье раскрываются система махалли в городах и кишлаках и история махалли в начале XVI — до начала XX века на примере городов Хивы и Хазараспа.

Тува в период Древнехакасского государства

Статья посвящена периоду Древнехакасского государства (VI-XIII вв.) в истории племен Тувы в средневековье. Рассматриваются особенности хозяйственной деятельности, образа жизни, религии племен данного региона в указанный период.

Значение и сохранение традиционного танцевального искусства. Танцевальное фольклорное искусство на территории Сурхандарьинского региона

Мавзолеи и другие памятники древности в истории башкирского народа

Статья посвящена изучению памятников древности как исторического наследия башкирского народа. На примере памятников, расположенных на современной территории Башкортостана, мы можем наблюдать приход и распространение ислама в регионе. Башкиры, как и м...

Буддийские монастыри в Туве до начала XX века

В статье изложены материалы о буддийских монастырях в Туве в начале XX века. Вопросы о роли и значении данных архитектурных сооружений являются одним из объектов изучения традиционной культуры тувинцев. Данный материал представляет интерес в связи с ...

Изготовление хлопковой ткани в традиционной культуре народа акха в северном Таиланде. Этнографический очерк

Традиционная материальная культура народа акха в северном Таиланде на сегодняшний день почти не освещена в российской гуманитарной науке. Остаются не исследованными традиционная культура, история и языковые процессы этого народа. Между тем усиливающи...

Некоторые памятники культурного наследия IX-XII веков (на примере Бухарской и Навоийской области)

В данной статье представлены сведения об исторических памятниках архитектуры, построенных в городе Бухаре в период Саманидов и Караханидов, правивших Мавераннахром и Хорасаном, их влиянии на культурную жизнь, а также их сохранившемся состоянии до наш...

Похожие статьи

Происхождение жителей Хорезмского оазиса

В статье рассматриваются легенды средневековых хорезмийцев, Зеравшанских узбеков-митанов и хорезмских каракалпаков-мюйтенов о первоначальном заселении Хорезма в связи с изгнанием из юга царем их предков, связанные между собой постепенными переходами ...

Средневековье адыгов в фондах Национального музея Республики Адыгея

В статье анализируются памятники средневековой истории адыгов, хранящихся в фондах Национального музея республики Адыгея. Автор осуществил краткую характеристику средневековых процессов, происходящих на территории Адыгеи. Проводится анализ историческ...

Медицинские практики среднеазиатских народов на Шелковом пути

Великий Шёлковый путь служил своеобразным мостом между Востоком и Западом, благодаря которому происходило взаимодействие и сотрудничество народов, как в экономической, так и в культурной областях. Также народы, жившие вдоль Шёлкового пути, обменивали...

Махалли в Хивинском ханстве и их место в истории ханства (на примере Хивы и Хазараспа)

В статье раскрываются система махалли в городах и кишлаках и история махалли в начале XVI — до начала XX века на примере городов Хивы и Хазараспа.

Тува в период Древнехакасского государства

Статья посвящена периоду Древнехакасского государства (VI-XIII вв.) в истории племен Тувы в средневековье. Рассматриваются особенности хозяйственной деятельности, образа жизни, религии племен данного региона в указанный период.

Значение и сохранение традиционного танцевального искусства. Танцевальное фольклорное искусство на территории Сурхандарьинского региона

Мавзолеи и другие памятники древности в истории башкирского народа

Статья посвящена изучению памятников древности как исторического наследия башкирского народа. На примере памятников, расположенных на современной территории Башкортостана, мы можем наблюдать приход и распространение ислама в регионе. Башкиры, как и м...

Буддийские монастыри в Туве до начала XX века

В статье изложены материалы о буддийских монастырях в Туве в начале XX века. Вопросы о роли и значении данных архитектурных сооружений являются одним из объектов изучения традиционной культуры тувинцев. Данный материал представляет интерес в связи с ...

Изготовление хлопковой ткани в традиционной культуре народа акха в северном Таиланде. Этнографический очерк

Традиционная материальная культура народа акха в северном Таиланде на сегодняшний день почти не освещена в российской гуманитарной науке. Остаются не исследованными традиционная культура, история и языковые процессы этого народа. Между тем усиливающи...

Некоторые памятники культурного наследия IX-XII веков (на примере Бухарской и Навоийской области)

В данной статье представлены сведения об исторических памятниках архитектуры, построенных в городе Бухаре в период Саманидов и Караханидов, правивших Мавераннахром и Хорасаном, их влиянии на культурную жизнь, а также их сохранившемся состоянии до наш...

Задать вопрос