В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов предмета Черчение с учетом современного состояния образовательного процесса. Особое внимание уделяется технической, технологической и интеллектуальной подготовке педагогов.
Ключевые слова: образование, черчение, инновация, мышление, средства обучения.
The article discusses the issues of training specialists Drawing considering the current state of the educational process. Particular attention is paid to the technical, technological and intellectual training of teachers.
Key words: education, drawing, innovation, thinking, learning tools.
Прогрессивные изменения, происходящие в мире, в обществе, в образовании, в том числе, и в методике преподавания, предполагающей внедрение современных технических средств обучения и технологии преподавания с одновременным изложением материала, выдвигают новые требования к технический и технологической подготовке преподавателя черчения как в начальной школе, так и в общеобразовательных учреждениях. В современных условиях преобразований в системе образования особую значимость приобретает проблема совершенствования профессиональной подготовки преподавателей черчения в высшей школе. Подготовка преподавателей черчения для обучающихся в общеобразовательных школах и колледжах профессионального образования связана с обучением способности педагога самостоятельно решать те или иные задачи, выбирать методические основы преподавания, используя современные средства обучения, с применением инновационных методов обучения, исходя из потенциала аудитории.
Вопросами подготовки преподавателей черчения занимались такие ученые и педагоги как Э. И. Рузиев [1], Арефьев И. П [2], Гилязова С. И. [3], Тарасова О. А. [4], Чопова Н. В. [5], Михайлов Н. Г. [6], Михайлов Н. Г. [7]. При этом основная цель направлена на подготовку преподавателей, как менеджеров в процессе образования, внимание которых должно быть сосредоточено обучению навыкам умелой организации самостоятельной познавательной деятельности обучающегося, грамотное формирование творческого мышления, ускоренное развитие потенциала обучающихся, которое и служит исходной опорной точкой в формировании педагога, отвечающего требованиям современный педагогики. Для полноценной реализации поставленной перед учителем задачи по образованию обучающегося в общеобразовательных учреждениях и колледжах профессионального образования, необходима интеллектуальная, техническая и технологическая подготовка, а также профессиональное мастерство педагога. Достижение интеллектуальной подготовленности молодого педагога приобретается длительным изучением материалов урока по теме, а также самостоятельным решением графических задач разной сложности в нескольких вариантах. Эти навыки приобретаются и формируются решением графических задач при изучении предмета Черчение в ВУЗе. Технологическая подготовленность -это умение применить современные технические средства обучения, с использованием современных педагогических методов, в том числе, подготовка моделей, материалов, презентаций по теме и представление их с применением инновационных педагогических технологий, изучаемых молодым педагогом в процессе подготовки курсовых и дипломных работ еще в ВУЗе. А педагогическое мастерство достигается, кроме того, глубоким изучением излагаемого материала, ознакомлением опубликованных новых материалов по данной тематике, посещением обзорных и открытых лекций ведущих ученых и специалистов этого профиля, а также длительной практикой преподавания данного предмета. При этом необходимо отметить проведение преподавателем открытых лекций и обсуждение результатов в круге преподавательского состава подразделения. Важную роль для дальнейшего усовершенствования процесса урока играют замечания и подсказки со стороны коллег и руководителей.
В методике преподавания разрабатываются не только цель и задачи учебного материала, но и его смысл и содержание, формы и методы изложения материала, а также инновационные педагогические технологии осуществления учебного процесса с применением современных технических средств обучения. Методика преподавания черчения сложна еще и тем, что стандартные методы, применяемые для многих предметов не совсем и не всегда подходят для этого предмета. Во многих случаях преподавателю самому приходится разрабатывать необходимую методику, исходя из потенциала аудитории, уровня знания обучающегося данного предмета, с учетом многих других факторов. Правильный подход при преподавании черчения -это выбор своего подходящего для этой аудитории метода, применение современных интерактивных подходов, которые дают возможность обучающему не только активно участвовать в процессе урока, но и стать лидером, самостоятельно решающим те или иные задач. При этом формы подачи материала урока могут быть весьма различными, дающими наибольший эффект для усвоения, вовлекающие аудиторию активно участвовать в процессе. Кроме того, навыки преподавателя формируются в процессе проведения урока с применением инновационных методов обучения. При этом особенную роль играет находчивость педагога, что очень важно при нахождении верного решения из множество вариантов, где к обсуждению принимаются все предложенные ответы обучающихся, из которых выбирается правильный вариант.
Исходя из вышесказанного, дальнейшую работу по подготовке специалистов предмета Черчение в общеобразовательных школах и учреждениях профессионального образования необходимо вести в направлении технический, технологический и интеллектуальной подготовки студентов, навыки которых формируются в процессе выполнения и защиты графических, курсовых и дипломных работ, подготовки и представления презентационных материалов с использованием интерактивных методов обучения и длительным процессом подготовки к уроку.
Литература:
1. Рузиев Э. И. Научно-методические основы подготовки учителей графики в высших учебных заведениях //Автореф. дисс. док. пед. наук. Ташкент—2005.
2. Арефьев И. П. Технологическое образование в школе и педвузе: проблемы и стратегия его развития //Сибирский педагогический журнал. — 2008. — №. 3.
3. Гилязова С. Р., Старшинова Т. А. Роль графических дисциплин в формировании интегративной конструкторско-технологической компетенции //Казанский педагогический журнал. — 2011. — №. 5–6.
4. Тарасова О. А. Профессиональная подготовка студентов на основе индивидуализации графической деятельности //Среднее профессиональное образование. — 2010. — №. 8.
5. Чопова Н. В. Экспериментальная модель преподавания инженерной графики в системе формирования профессиональных качеств личности будущего специалиста при обучении в техническом вузе //Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2011. — №. 2.
6. Михайлов Н. Г. Как писать студенту вуза научную работу по методике обучения школьников черчению (графике) //Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. — 2014. — №. 16.
7. Сайниев Н. С. Опыт развития творческих способностей школьников на уроках технологии //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. — 2008. — №. 88.