Формирование графической грамотности будущих учителей технологии как педагогическая проблема
Автор: Шалашова Ирина Викторовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 1701 раз
Библиографическое описание:
Шалашова, И. В. Формирование графической грамотности будущих учителей технологии как педагогическая проблема / И. В. Шалашова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/529/ (дата обращения: 17.12.2024).
Современное общество живет в период небывалого роста объема информационных потоков, как в экономике, так и в социальной сфере. Внедрение современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса в развитии общества - информатизации.
Информатизация - одно из важнейших направлений научно-технического прогресса, основанное на широком применении микроэлектронной вычислительной техники, средств связи, автоматизированных банков данных, взаимоувязанных между собой в информационно-вычислительные системы. Лимитирующим фактором становится информация и научное знание [10].
Слово информация произошло от лат. informatio - осведомление, разъяснение, изложение. В широком смысле это абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В настоящее время не существует единого определения термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков [2].
Каждого человека в мире окружает большое количество разных видов информации: звуковая, текстовая, числовая, видеоинформация и т.д. Одним из таких видов является графическая информация.
Одни под графической (изобразительной) информацией понимают первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и других материалах, изображающих картины реального мира [2]. Другие информацию, представляемую в виде образов (наглядных символов) или фигур на схемах, эскизах, диаграммах, графиках [5].
Под графической информацией также понимают всю совокупность информации, которая нанесена на самые различные носители — бумагу, пленку, кальку, картон, холст, оргалит, стекло, стену и т.д. [8].
Как и всякий объект, графическая информация обладает свойствами. С точки зрения данного исследования, наиболее важными представляются следующие общие качественные свойства графической информации: объективность, достоверность, полнота, точность, понятность, доступность, краткость и пр.
1. Объективность графической информации. Объективный - существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация - это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения. Объективную графическую информацию можно получить с помощью измерительных приборов.
2. Достоверность графической информации. Графическая информация достоверна, если она отражает истинные параметры чего-либо. Достоверная информация помогает правильно выполнять поставленные задачи. Недостоверной графическая информация может быть выражена следующим причинам:
- преднамеренным искажением (дезинформацией) или непреднамеренным искажением субъективного свойства;
- искажением в результате недостаточно точных средств ее фиксации (изображения).
3. Полнота графической информации. Графическую информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и выполнения решений. Неполная информация может привести к ошибочному решению или построению.
4. Точность графической информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта (чертежа, детали) и т.п. [4].
Одной из задач высшего профессионального образования в условиях информатизации общества и с развитием графической информации является формирование графической грамотности у будущих специалистов.
Анализ ситуации в системе профессиональной подготовки в условиях педагогического вуза показал, что обучение качественного специалиста в условиях ограниченности времени возможно только при достаточно высоком уровне графической грамотности, сформированном в школе. Однако, по разным причинам происходит снижение уровня графических знаний выпускников школ, и вследствие этого существует необходимость формирования графической грамотности в педвузе практически с нуля.
Время, предусмотренное программой на изучение начертательной геометрии входящей в блок изучения дисциплин «Графика» и «Инженерная графика» в педагогическом вузе по специальности «Профессиональное обучение» и по направлению «Технологическое образование», тратится на адаптацию мышления учащихся к новым требованиям, а не на освоение фундаментальных знаний и базовых умений.
Тем не менее, современное образование предусматривает серьезную графическую подготовку будущих специалистов, качество которой призваны обеспечить преподаваемые в педагогическом вузе именно эти общепрофессиональные дисциплины (начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика), которые способствуют развитию пространственного воображения, творческого и конструктивного мышления специалиста, а также воспитанию профессиональной и графической культуры обучающихся. Каждая из этих графических дисциплин для продуктивного развития обуславливается определенными исходными положениями, дающими правильные представления об изучаемых предметах, правильное освоение содержания этих предметов создают теоретическую и практическую базу для овладения символикой чертежей и другой технической документации.
Педагогическая теория, исходя из совокупности различных взглядов педагогов и психологов, помогает преподавателю строить конкретные рассуждения об изучаемом явлении - развитии пространственного мышления личности в графической деятельности, в которой большую роль играет соответствующая система понятий и терминов.
Основные понятия служат фундаментом процесса обучения и являются показателем его уровня развития. Понятия выступают характерным результатом мышления, формирование и освоение которых в процессе обучения составляет предмет исследований таких ученых, как П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин.
По словам Рубинштейна С.Л., понятие - это последовательное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений [9].
Считается, что процесс возникновения и освоения понятий сопровождается созданием образов и их оперированием, то есть одновременно с разработкой и внедрением суждений возникает адекватная система образов. В настоящее время для многих людей понятие «образованность» утратило свой первоначальный смысл становления личности, превратилось в «информированность». Хорошие графические навыки не существуют без знаний и гармонии в мыслях, общей образованности и начитанности. Осознание скрытого корневого значения «образ» в слове «образование» позволяет целостно осветить следующее понятие.
Под графической образованностью человека следует понимать наличие широкого кругозора, характеризующегося широтой и объемом графических знаний, умений и навыков. Качество образования следует оценивать по уровню полученных знаний и сформированных личных качеств будущего специалиста, нацеленного на выполнение социальной и профессиональной функций.
Методика оценки качества графической образованности будущего специалиста может быть разделена на две части: оценка графической грамотности выпускника по результатам обучения в вузе и оценка графической культуры будущего специалиста, полученная на основе социологической информации о его деловых, творческих способностях и коммуникативных отношениях в коллективе.
Понятие «графическая культура» еще шире и многогранней. В широком значении оно понимается как совокупность достижений человечества в области разработки и освоения графических способов передачи информации [7].
Рассматривая процесс формирования графической культуры как сложный многоплановый поэтапный процесс графической подготовки, имеющий различные уровни развития (от первоначального графического знания к всестороннему овладению и творческому осмыслению способов их реализации в профессиональной деятельности), М.В. Лагунова [6], выделила следующие иерархические ступени графической культуры в обучении:
- элементарная графическая грамотность;
- функциональная графическая грамотность;
- графическая образованность;
- графическая профессиональная компетентность;
- графическая культура.
Под элементарной графической грамотностью, М.В. Лагунова [6] предлагает рассматривать уровень графической подготовки, характеризуемый тем, что: обучаемый знает элементарные закономерности теории изображений и способы их познания, основанные на общем геометрическом образовании, имеет практические навыки оформления изображений и навыки работы с чертежным инструментом.
Графическая культура, как элемент общей культуры, характеризуется высоким уровнем знаний, умений и навыков в области визуализации, пониманием механизмов эффективного использования графических отображений для решения профессиональных задач, умением интерпретировать и оперативно отображать результаты на приемлемом эстетическом уровне.
Показателем культуры будущего специалиста является его творческая активность в подготовке к профессиональной деятельности, ориентированной на непрерывное самообразование в среде графических информационных технологий на основе исследовательского подхода.
Понятие «графическая культура» обусловливается более высокой степенью развития личности и переплетается со многими другими компонентами феномена «культура», например, профессиональной культурой. Это интегрирующее понятие, включающее знание и умение человека в области инженерной и компьютерной графики и способность к творческой деятельности. Анализ литературы по психологии и педагогике подтверждает, что владение графической культурой удовлетворяет субъективную потребность к творческой самореализации и саморазвитию.
П.И. Совертков [3] в своей работе выделил следующие уровни графической грамотности студентов, проходящих олимпиадную подготовку и работающих над исследовательскими проектами:
- элементарная графическая грамотность: обучаемый знает элементарные закономерности теории изображений в параллельной проекции; умеет преобразовывать основные фигуры;
- функциональная графическая грамотность: обучаемый знает основные положения теории изображений фигур в параллельной проекциях; умеет проводить анализ метрических отношений на оригинале и учитывает их при изображении фигур;
- исследовательская графическая грамотность: учащийся знает простейший математический аппарат машинной графики.
Таким образом, графическую грамотность можно определить, как способность оперировать понятиями, связанными с визуализацией информации, умение точно и быстро передавать информацию с помощью графических средств. При этом каждый выпускник педагогического вуза должен иметь представление о классических и современных системах отображения информации, знать и уметь пользоваться их методами и способами отображения, применять программные средства для создания графических изображений, иметь общее представление о проектной деятельности (инженерно-конструкторской, архитектурно-строительной и др.).
- Литература:
1. Андрюшина, Т.В. Психологические условия развития пространственного мышления личности в графической деятельности [Текст] / Т.В. Андрюшина. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2000. – 148 с.
2. Виды информации и её свойства [Электронный ресурс] //http://ru.wikibooks.org.
3. Ганеев, С.М. Формирование графической грамотности учащихся при обучении решению планиметрических задач в условиях компьютерной поддержки [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / С.М. Ганеев.- Омск, 2004. - 220 c.
4. Жихарева, Н.А. Графическая информация и средства ее обработки [Электронный ресурс] /Н.А. Жихарева //http://revolution.allbest.ru/programming/00193778_0.html.
5. Изобразительная (графическая) информация [Электронный ресурс] //http://www.gisa.ru/13223.html.
6. Лагунова, М.В. Графическая культура инженера (основы теории) [Текст]: монография / М.В. Лагунова. - Н.Новгород, ВГИПИ, 2001. – 251с.
7. Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. – М.: Педагогика, 1991. – 296с.
8. Особенности графической информации и способов ее кодирования [Электронный ресурс] //http://tid.com.ua/tid1/addonres.php?id=3217.
9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М., 1989. - Т. 1-2.
10. Энциклопедия социологии [Электронный ресурс] //http://slovari.yandex.ru].
11. Якиманская, И.С. Развивающее обучение [Текст] / И.С. Якиманская. - М., 1979. - 114с.