Известно, что философия как общечеловеческая наука охватывает проблемы касающиеся человечества. Но любая общечеловеческая тема и проблема прежде всего, имеет частное, национальное, территориальное значение, проявляется в форме вопросов, связанных с жизнью определенного народа, его истории и судьбы, мышления и мировоззрения. И узбекская философия такая же, она тоже формировалась вместе с нашим народом, исторической вереницей, волею времени, проходя через разные общественные и политические процессы совершенствовалась, беспрерывно обновляясь. А это, в свою очередь, в философии общечеловеческой науке национализация, то есть означает отображение в определенной форме своеобразных особенностей мировоззрения и мышления какого-нибудь народа.
Вместе с тем, известно и то, что философия состоит не только из методологии, онтологии и гносеологии, то есть теоретической философии. Это особенно, более очевидно бросается в глаза если речь идет о территориальных, национальных формах мировой философии. И узбекская философия не исключение из этого. Эта философия, принадлежащая одному из народов, создавших самое древнее и богатое духовное наследие в мире совершенствовалась в органической связи с философией мира и Центральной Азии. Они постоянно воздействовали друг на друга, изменения и обновления в одном отражались в другом. В этом смысле, как история узбекской философии тесно связана с формированием философии у нас и в мире, нельзя представить без философии принадлежащей нашему народу и эволюцию философии мира и Востока.
Анализ доктрин и взглядов, имеющих отношение к этой теме доказывает, что философское мышление, сформировавшееся на нашей земле, прошло сложный путь развития. На этом процессе, начавшемся во времена «Авеста» и охватившее примерно три тысяча лет жили и творили мыслители и учёные имена которых относятся к вечности, возникли различные философские течения и направления. Создавались идеи и доктрины преобладающие большое значение не только для нашего народа, но и для всего человечества.
Хотя формирование и совершенствование этого духовного наследия происходило в различные периоды, по своему содержанию-сущности она цельная и единая целая узбекская философия, общая ценность каждого нашего поколения и предков, живших на нашей земле. В этом смысле, цель исследования не утверждение какого-нибудь геоцентризма и азиацентризма, национальная ограниченность или этническое исключение, а может цельное наследие, созданное нашими предками, состоит в объективном изучении и учении как составной части мышления человечества.
Для полного лишения нас от такого бесценного богатства бывшая советская идеология применяла очень много коварных приёмов. Прежде всего, отрицая существование с древних времён национальных государственных традиций в нашей стране, когда речь идёт о городах на территории бывших центром духовных ценностей, развития общественно-политической мысли, философской доктрины, великих учёных, науки-просвещения, культуры, не относила их никогда точно к одной нации. Напротив, старалась по мере возможности приукрасить подлинную правду, фальсифицировать через общие и абстрактные термины как «города Средней Азии», «учёные Средней Азии», «философские мысли Средней Азии». Словно на этой большой территории не было определённого народа, у которого нет своеобразной духовности, истории, философии, городов известных всему миру, учёных. Таким образом господствующая идеология без сомнений стремилась лишить наш народ своей сущности, истории и духовности.
Недаром звучит сказание: «Правда гнётся, но не ломается». Под колониальным гнётом продолжавшемся около 130 лет стан нашего народа гнулся, но был не сломлен. Независимость восстановила и согнутый её стан, и подлинную правду о ней. На этом процессе, как и все наши ценности была возобновлена и наша национальная философия, стала называться своим именем «Узбекская философия».
Известно, изменение человеческого мышления, овладение новейшими тенденциями мировоззрения общества продолжительный и сложный процесс. До сих пор недостаток фундаментальных исследований, книг, учебных и вспомогательной литературы на тему «Узбекской философии», и сохранность необходимости налаживания деятельности кафедры или научного центра того же названия и создания программ и учебников по учебному предмету показывает влияние потерь недалёкого прошлого. А между тем, у англичан специально изучается не только «Английская философия» но и «Философия Бекона» и «Философия Парсонса», у немцев кроме «Немецкой философии» «Философия Канта», «Философия Гегеля» и другие. У французов и испанцев, у греков и итальянцев тоже так, этому никто не удивляется. На самом деле, определенная нация может в начале глубоко изучить свою философию, превратить в основу своего мировоззрения, а после, при необходимости, может рекомендовать другим и пропагандировать.
В период независимости система общественных и философских наук в корне изменилась, то есть на место чрезмерно идеализированных наук, формировалась система нового содержания, соответствующая международным критериям, общечеловеческим и национальным интересам и совершенствуется. Без этих наук невозможно воспитать человека, который превратился бы в настоящего потомка новой эпохи, думающего о стране и народе, действительно свободного, свободномыслящего духовно совершенного человека.
А это, вместе с изучением общечеловеческих проблем современная узбекская философия, означает необходимость укрепления независимости нашей родины, отражения основных тенденций широкомасштабных реформ и изменений, проводимых на пути создания правового демократического государства и гражданского общества.
Вместе с тем, в этом отношении внедрение смысла-сущности добрых идей, ведущих человека и общество в развитие в душу и разум населения, особенно молодого поколения, в нашем обществе преобладает весьма важное значение и теоретическая и практическая деятельность связанных с формированием нового мировоззрения и современного мышления. Все это является актуальными задачами настоящей философии, необходимость их выполнения возлагает на нас всех большую ответственность.
С научной точки зрения, известно, что отражаются смысл-суть и своеобразные стороны, выражающие в описании и характеристике любого термина или понятия. И термин «Узбекская философия» не исключение из этого. В его характеристике важное место занимают присущие нашему народу общественные признаки и свойства, их возникновение, а также чувства и ценности, связанные с территорией, воздействующей на процессы эволюции. Общие для людей любой нации, в том числе и для нашего народа эти стороны, связывающие с национальным мышлением и общечеловеческой философией «звенья» отдельных личностей, то есть каждого члена общества.
В этом смысле, понятие «узбекская философия» выражает философское мышление народа, этапы развития сознания и мировоззрения, понятия и категории, духовные тенденции своеобразных особенностей, означает комплекс идей, теории и доктрин в этой отрасли, научно-философское наследие дошедших до сегодняшнего дня сформировавшись с древних времён, процессов, связанных с ним. Кроме этого, отражает в себе и пути сегодняшнего прогресса и тенденций развития, философские, углубление демократических реформ и духовные факторы процесса развития гражданского общества, изменения, происходящие в сознании и мышлении населения под воздействием проводимых созидательных работ.
В данном понятии отчётливо проявляются и духовный образ, мышление и образ жизни, менталитет, обычаи, традиции, тенденции великодушия нашего народа философская сущность и достоинство таких свойств как стремление к стабильности и созидательности. Здесь понимается система философских тенденций, понятий и категорий, воздействующих на судьбу и прогресс нашего народа, имеющее несравнимое значение в развитии национального мышления, формирующее мировоззрение общества и личности, имеющее важное значение для духовного облика, воспитания и совершенствования каждого из нас. Осознание их сущности и значения укрепляет чувство сбережения национальных ценностей в душе и сознании каждого нашего соотечественника, призывает быть достойными добрых идей и идеалов, оставленных в наследство от предков, смотреть с большой надеждой на будущее родины.
Как и любая территориальная или национальная форма мировой философии, этот эволюционный процесс гармонично связанный с практикой и развитием узбекской философии имеет различные свойства, соответствующие формам жизни и общественного сознания общества, ум, совершенство, смысл жизни каждого человека проявляется в форме критерия определения или какого-нибудь идеала уровня соответствия цели от осознания мира, правде знаний. Создание определённых форм мировоззрения и мышления системы философских понятий и тенденций, формирование высокой духовности присущих нашему народу, основная функция относительно места человеческого воспитания и совершенствования молодёжи связана с этим.
Литература:
- Историяфилософии,т.1–5,М.,1957–61(т.1,.с.239–49;т.2,с.419–23;т.4,с.258–68;т.5,с.383–88);
- Кары-Ниязов Т. Н.,Улугбек — великийастроном15 вв.,в сб.:ИзисторииэпохиУлугбека, [Таш.,1965],с.67–99.