Исследование фундаментальных принципов эффективного лидера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.06.2016

Статья просмотрена: 1462 раза

Библиографическое описание:

Мижит-Оол, О. Р. Исследование фундаментальных принципов эффективного лидера / О. Р. Мижит-Оол, И. А. Суворова, Н. К. Семенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 855-857. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31063/ (дата обращения: 22.12.2024).



Статья посвящена такой актуальной теме как исследование фундаментальных принципов эффективного лидера. Актуальность заключается в том, что сегодня имеется большое количество компаний, которые претерпевают крах вследствие непрофессиональной работы руководителя. Необходимо, чтобы такие люди действительно понимали, каких принципов они должны придерживаться для эффективной и успешной работы.

Понятие исущность лидера

С древности среди людей был тот, который вел за собой остальных. Им мог быть вождь, мудрейший, воин и так далее. Сегодня такого человека принято называть лидером. Рассмотрим определение данного термина с точки зрения разных авторов (табл.1).

Таблица 1

Определение термина «лидер» сточки зрения разных авторов

Автор

Источник

Определение

Ожегов С. И.

Толковый словарь русского языка [7]

лидер — это глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-нибудь коллективе

Питер Друкер, американский экономист

Книга «Эффективный руководитель» [3]

лидер — это тот, кто способен поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки

Майкл Мескон, теоретик менеджмента

Учебник «Основы менеджмента» [6]

лидер — это человек, способный оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

Филип Котлер, автор книг по маркетингу и менеджменту

Книга «Маркетинг Менеджмент» [5]

лидер — это ориентир для других людей

Роберт Кийосаки, японский инвестор и бизнесмен

Книга «8 уроков лидерства» [4]

лидер — это человек, который объединяет людей вокруг себя, вокруг единой цели и мысли

На основе данных определений лидера дадим своё, абсолютно новое. По нашему мнению, лидер — это человек, имеющий способность вести за собой как отдельные личности, так и целые группы людей к одной общей цели, способный вдохновить и дать возможность развития людям вокруг себя. Несомненно, лидеру свойственны определенные черты характера, качества, которые отличают его от других людей.

  1. Умение организовать людей и рабочий процесс. Можно сказать, что это одно из самых важных качеств, которыми обладает истинный лидер. Необходимо эффективно использовать время и ресурсы, которыми он располагает.
  2. Умение общаться и находить подход к другим людям. Для того, чтобы организовать людей вокруг и повести их за собой, лидеру необходимо заставить их поверить ему. А для этого очень важно понимать, какой человек находится перед тобой, его интересы и потребности. Именно поэтому настоящий лидер должен уметь общаться и находить подход к каждому человеку.
  3. Ответственность. Неоспорим тот факт, что лидер должен иметь способность брать на себя ответственность за все принятые им решения и совершенные действия. Говорят, что с великой властью приходит и великая ответственность.
  4. Целеустремленность. Лидер уверен в своих целях и движется по направлению к их достижению независимо от обстоятельств вокруг него.
  5. Энтузиазм, инициативность. Очевидно, что лидер должен брать инициативу на себя, а не ждать её от окружающих его людей. Как правило, настоящий лидер воодушевляет остальных своими энергией и энтузиазмом.

Фундаментальные принципы эффективного лидера

Для эффективной работы и достижения поставленных целей лидер должен придерживаться определенных фундаментальных принципов. Проведя исследования, мы сформулировали несколько таких принципов, которые могут стать залогом эффективной работы лидера.

В первую очередь обратимся к психологии, или точнее говоря «психософии». Так назвал свою теорию философ Александр Афанасьев. Согласно этой теории, для эффективного взаимодействия с человеком необходимо в нем разобраться. Александр Афанасьев предполагает, что психотип человека состоит из четырех разных компонентов: эмоции, физика, воля и логика, которые выстраиваются в определенную иерархию. От того, в какой зависимости находятся эти компоненты, складывается характер человека, его поведение, ценности, взгляды на мир и отношение к окружающим людям. Рассмотреть данную теорию проще всего на примере ребенка. Если у него отнять конфету, можно проследить последовательность всех четырех компонентов. Сначала ребенок может ударить или толкнуть своего «грабителя», затем крикнуть «Отдай мою конфету». Дальше он может подумать и аргументировать свою позицию «Так нельзя делать, это моя конфета», а в конце он заплачет. Мы четко видим иерархию компонентов: физика, воля, логика, эмоции. Проанализировав, можно понять, что ребенок растет с достаточно властным и волевым характером. Точно также можно понаблюдать за окружающими людьми, проанализировать их поведение и поступки и сделать вывод по их психотипу.

Психософия хороша тем, что можно совмещать подходящие друг к другу психотипы сотрудников для более продуктивной работы. Например, человек со стоящим на первом месте компонентом «эмоции» хорошо сработается с человеком, у которого на первом месте стоит «логика». Второй сможет вовремя остановить пыл первого сотрудника, а первый в свою очередь «разогнать» второго.

Таким образом, лидеру необходимо не забывать про психологию и подбирать сотрудникам подходящие для них работу и партнеров.

Далее рассмотрим принцип мотивации в работе с сотрудниками. Как известно, военно-воздушные силы Соединенных Штат Америки признаются одними из лучших в мире. Свой вклад в это приносит система мотивации, применяемая в школе военной авиации США. На вводной лекции офицер чертит шкалу и нумерует деления в порядке возрастания от 1 до 10. Указывая на 4, он говорит: «Это то, что по вашему мнению можете вы». Затем показывает на 2 со словами «Ваши родители думают, что вы способны на столько». Далее следует деление 7 — «Мы, офицеры, знаем, что вы готовы на большее». На этом лекция не заканчивается, офицер указывает на последнее число — 10, и говорит: «Реальность же такова. Вы способны на то, о чем и подумать не можете». При такой мотивации нельзя усомниться в состоятельности армии ВВС США.

Действительно, человек не всегда знает то, насколько он на самом деле способен. Это может быть вызвано слабой самооценкой, непризнанием со стороны общества и многими другими факторами. Именно поэтому эффективному лидеру необходимо увидеть способности человека и раскрыть их с помощью системы мотивации, веры и вдохновения. Начинайте давать сотрудникам возможность для развития с первого дня работы. Это не обязательно будет повышение в должности, предоставьте им свободу брать на себя ответственность за принимаемые ими решения в рамках существующих обязательств.

Следующим немаловажным принципом является принцип делегирования. Делегирование — это передача какой-либо части функций руководителя сотруднику для достижения результата. Важно понимать, что это партнерство, где каждая сторона имеет право на принятие решения или ошибку. Делегирование помогает выполнять более масштабные задачи, которые могут быть не под силу для одного человека. При таком разделении труда количество решенных задач увеличивается на количество подчиненных, которым доверили те или иные решения.

Однако, в делегировании стоит придерживаться определенных установок. В первую очередь необходимо передавать ту работу, в которой вы сами разбираетесь хуже, чем человек со специальным образованием. Не стоит бояться признать это. Человек с большим багажом знаний и опыта сделает такую работу намного качественнее и быстрее. Также вы должны быть уверены, что в вашей команде работают профессионалы своего дела.

Кроме того, если вы делегируете какие-то обязанности, не «давите» на своих сотрудников. Стоит только оповестить о дедлайне работы. Человек в психологически комфортной обстановке сделает свою работу намного качественнее и быстрее. Также не стоит говорить людям, как именно им нужно выполнить работу. Предоставьте им свободу действий в рамках их обязанностей, и они смогут удивить своей изобретательностью.

Ещё одним важным принципом эффективного лидера является обеспечение своих сотрудников всеми необходимыми ресурсами для работы. Стоит заранее позаботиться о том, какие инструменты могут понадобиться для выполнения той или иной работы. Это может быть техническое оснащение, информация, контакты с людьми и так далее. Имея необходимые ресурсы, сотрудник справится с работой качественнее и быстрее, не тратя время и силы на поиск необходимых инструментов.

Заключение

Таким образом, на основе приведенных данных можно выделить три фундаментальных принципа эффективного лидера:

1) учитывать психологию человека и грамотно расставлять кадры в ходе работы;

2) разработать систему мотивации сотрудников, видеть в них потенциал к развитию и стараться раскрыть его;

3) грамотное делегирование части функций своим сотрудникам;

4) обеспечение ресурсами необходимыми для работы.

Стоит отметить, что данные принципы являются фундаментальными. У каждого лидера существует свой собственный стиль управления и свои собственные установки, которых он придерживается. Однако, практика показывает, что рассмотренные нами принципы присутствуют в большинстве случаев и приносят наибольшую продуктивность в работе.

Литература:

  1. Афанасьев, А. Ю. Синтаксис любви / А. Ю. Афанасьев — М.: Черная Белка, 2007. — 352 с.
  2. Веснин, В. Р. Менеджмент / В. Р. Веснин — М.: Проспект, 2006. — 502 с.
  3. Друкер, П. Эффективный руководитель / П. Друкер — М.: МИФ, 2014. — 240 с.
  4. Кийосаки, Р.Т. 8 уроков лидерства / Р. Т. Кийосаки — М.: Попурри, 2015. — 224 с.
  5. Котлер, Ф. Маркетинг Менеджмент / Ф. Котлер — П.: Питер, 2015. — 800 с.
  6. Мескон, М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон. — М.: Дело, 2004. — 493 с.
  7. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов –М.: Мир и образование, 2015. — 1376 с.
  8. Орлов, А. И. Менеджмент / А. И. Орлов — М.: Изумруд, 2003–256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): лидер, эффективный лидер, работа, принцип, сотрудник, моя конфета.


Похожие статьи

Развитие устойчивого маркетинга в банковской сфере

Со времен промышленной революции и появления перепроизводства деградация окружающей среды приобрела огромные масштабы. Компании, а также общества не заботятся о негативном воздействии на окружающую среду и природу; они сосредоточились только на получ...

Мотивация персонала промышленных предприятий

Так как сегодня мы наблюдаем появление качественно новых тенденций, которые носят иной характер, являются законами другого измерения и требуют новых научных и прикладных подходов к управлению персоналом, то перед менеджерами стоит задача не только ра...

Особенности формирования кадровой структуры образовательных учреждений

В научной статье отмечено, что образовательные учреждения в настоящее время укомплектованы педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения поставленных перед нею задач. Автор в статье подчеркивает, что в современных условиях ко...

Поощрения государственных гражданских служащих

Актуальность рассмотрения темы «Поощрения государственных гражданских служащих» состоит в том, что роль государственного аппарата в выполнении задач и функций государства в современных и будущих политических и экономических условиях является исключит...

Определение факторов инновационного потенциала предприятия

Инновационный потенциал является важнейшим фактором для отдельных лиц и организаций, стремящихся оставаться конкурентоспособными и процветать в быстро меняющемся мире. Способность генерировать и внедрять инновационные идеи может помочь организациям с...

Формирование коммуникативной компетентности как интегративного личностного ресурса на уроках физической культуры

Джон Рэйвен отметил, что «обществу нужны новые верования и ожидания. Но они не могут развиваться независимо от систем личных ценностей, и система образования, школы и общества должна учитывать это. Те, кто желает развить свои навыки, несут ответствен...

Принципы и виды маркетинговых стратегий предприятий ресторанного бизнеса

Исследование теоретических и практических основ экономического развития торговой отрасли показало, что существует проблема развития маркетинговых стратегий предприятия. В тоже время большинство анализов помогли выявить один из главных факторов, котор...

Маркетинг в сфере туризма на примере Иордании

Поскольку туризм — это одна из крупнейших отраслей в мире, индустрия туризма чрезвычайно конкурентоспособна. Это означает, что предприятиям, работающим в этой отрасли, необходимо найти способы выделиться среди конкурентов, продвигать себя как лучший ...

Современный продакт-менеджмент: обзор недавних исследований рынка

В настоящее время происходит стремительное развитие предпринимательства и стартап-индустрии, что создает спрос на качественное управление продуктом. Такую управленческую работу реализуют продакт-менеджеры — специалисты, в задачи которых входит создан...

Тенденции экономической и инвестиционной активности на микроуровне в современной России

В настоящее время российские компании стремятся заручиться поддержкой деловых партнеров путем получения от них значительных инвестиций для дальнейшего развития бизнеса. На самом деле проблема инвестирования в нашей стране стоит довольно остро. Многие...

Похожие статьи

Развитие устойчивого маркетинга в банковской сфере

Со времен промышленной революции и появления перепроизводства деградация окружающей среды приобрела огромные масштабы. Компании, а также общества не заботятся о негативном воздействии на окружающую среду и природу; они сосредоточились только на получ...

Мотивация персонала промышленных предприятий

Так как сегодня мы наблюдаем появление качественно новых тенденций, которые носят иной характер, являются законами другого измерения и требуют новых научных и прикладных подходов к управлению персоналом, то перед менеджерами стоит задача не только ра...

Особенности формирования кадровой структуры образовательных учреждений

В научной статье отмечено, что образовательные учреждения в настоящее время укомплектованы педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения поставленных перед нею задач. Автор в статье подчеркивает, что в современных условиях ко...

Поощрения государственных гражданских служащих

Актуальность рассмотрения темы «Поощрения государственных гражданских служащих» состоит в том, что роль государственного аппарата в выполнении задач и функций государства в современных и будущих политических и экономических условиях является исключит...

Определение факторов инновационного потенциала предприятия

Инновационный потенциал является важнейшим фактором для отдельных лиц и организаций, стремящихся оставаться конкурентоспособными и процветать в быстро меняющемся мире. Способность генерировать и внедрять инновационные идеи может помочь организациям с...

Формирование коммуникативной компетентности как интегративного личностного ресурса на уроках физической культуры

Джон Рэйвен отметил, что «обществу нужны новые верования и ожидания. Но они не могут развиваться независимо от систем личных ценностей, и система образования, школы и общества должна учитывать это. Те, кто желает развить свои навыки, несут ответствен...

Принципы и виды маркетинговых стратегий предприятий ресторанного бизнеса

Исследование теоретических и практических основ экономического развития торговой отрасли показало, что существует проблема развития маркетинговых стратегий предприятия. В тоже время большинство анализов помогли выявить один из главных факторов, котор...

Маркетинг в сфере туризма на примере Иордании

Поскольку туризм — это одна из крупнейших отраслей в мире, индустрия туризма чрезвычайно конкурентоспособна. Это означает, что предприятиям, работающим в этой отрасли, необходимо найти способы выделиться среди конкурентов, продвигать себя как лучший ...

Современный продакт-менеджмент: обзор недавних исследований рынка

В настоящее время происходит стремительное развитие предпринимательства и стартап-индустрии, что создает спрос на качественное управление продуктом. Такую управленческую работу реализуют продакт-менеджеры — специалисты, в задачи которых входит создан...

Тенденции экономической и инвестиционной активности на микроуровне в современной России

В настоящее время российские компании стремятся заручиться поддержкой деловых партнеров путем получения от них значительных инвестиций для дальнейшего развития бизнеса. На самом деле проблема инвестирования в нашей стране стоит довольно остро. Многие...

Задать вопрос