В статье рассматривается вопрос влияния познавательных психических процессов на результативность соревновательной деятельности студентов мини-футболистов. Особое место занимают такие познавательные психические процессы как внимание и мышление, так как без них невозможна успешность соревновательной деятельности.
Ключевые слова: соревновательная деятельность, познавательные психические процессы, мини-футбол.
Актуальность исследования. Система подготовки в мини-футболе все чаще поддается критике, что в большей степени подходы заимствованы из большого футбола, и с этим не поспоришь. Это ведь самостоятельный вид спорта, очень «молодой» вид, который должен иметь и свои отличительные, характерные особенности, и организация тренировочного процесса должна создавать все условия для успешного функционирования всех аспектов подготовки, в том числе психологической, для повышения успешности соревновательной деятельности.
Психологическая подготовка в мини-футболе должна занимать особое место, так как познавательные процессы, происходящие во время соревновательной деятельности (внимание, мышление, восприятие, ощущение) могут значительно повлиять на эффективность выполнения игровых действий и взаимодействий, что, в конечном счете, влияет на исход игры.
Материалы многих исследований [2;7;13] свидетельствуют о том, что необходима реконструкция программно-методического обеспечения образовательных программ по спортивным играм (в том числе мини-футбол), в которых практически отсутствует, и слабо рассматривается, аспект психологической подготовки молодых спортсменов. Уделяется внимание развитию индивидуальных творческих способностей, однако не поддается вниманию активизация познавательной сферы.
Познавательные психические процессы в первую очередь связаны с индивидуальной личностью спортсмена, а различные виды спорта представляют широкие требования к структуре личности спортсмена. Как отмечается в некоторых исследованиях, типологические особенности личности мини-футболиста влияют на результативность соревновательной деятельности, и в большей степени, подобные данные личностных особенностей отсутствуют [8;9;10].
На этапах спортивной подготовки успешность обучения спортсменов и результативность их соревновательной деятельности во многом зависят от их способностей, прежде всего интеллектуальных. Таким образом, в подготовке мини-футболистов важным становится развитие внимания, мышления. При этом наблюдается воздействие средств технико-тактической подготовки на развитие психики [1;4;6;11].
Следует признать, что вопросы активизации познавательных процессов студентов-мини-футболистов, являются возможностями для качественного повышения эффективности учебно-тренировочного процесса, и как следствие, повышение спортивного результата.
Цель исследования: определить влияние познавательных психических процессов на эффективность соревновательной деятельности студентов-мини-футболистов.
Объект исследования: соревновательный процесс студентов-мини-футболистов.
Предмет исследования: познавательные психические процессы студентов-мини-футболистов.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что отслеживание взаимосвязи проявления познавательных психических процессов и их развитие в соответствии с рекомендациями позволит повысить эффективность соревновательной деятельности студентов-мини-футболистов если:
– установится взаимосвязь влияния познавательной психической сферы на результативность соревновательной деятельности;
– в содержании программно-методического обеспечения учебно-тренировочного процесса используются рекомендации развития познавательной сферы;
– создаются субъектно-объектные отношения в системе «тренер-спортсмен», направленные на развитие познавательной сферы студентов-мини-футболистов.
Как отмечается многими исследователями [1;5;8], адекватное развитие познавательных психических процессов в полной мере влияют на результат соревновательной деятельности в мини-футболе. В мини-футболе при изменении тактической ситуации на площадке требует от спортсмена корректировки выполняемых тактических действий, что свидетельствует о важности переключения внимания.
В нашей работе мы отмечаем важность таких познавательных психических процессов как: внимание и мышление, которые в соревновательной деятельности тесно связаны между собой.
Успешность соревновательной деятельности в мини-футболе зависит от концентрации и устойчивости внимания.
Особое место, так же, уделяется распределению внимания. Это говорит о том, что спортсмен должен удерживать в поле зрения не только мяч, но и своих партнеров, действия противника, судьи, тренера (иногда тренеры во время игры могут указывать на определенные технико-тактические задачи, на которые должна реагировать его команда). Во время своих действий мини-футболист должен научится распределять грамотно внимание на все вышеперечисленные составляющие, что может гарантировать успешность его соревновательной сосредоточенности.
Такое высокое требования к вниманию предъявляет особые требования к их развитию в учебно-тренировочном процессе. Должны подбираться специфические упражнения для развития такого познавательного психического процесса как внимание. В мини-футболе тоже должно уделяться внимание этому типу внимания, так как, например, анализ выполняемого упражнения говорит, что мыслительные операции работают.
Без мышления невозможна эффективная успешность соревновательной деятельности. Развитие творческого и оперативного мышления индивидуально. Обдумывание тактики игры, выбор соответствующих технических приемов говорит о творческом подходе к выполнению соревновательных действий.
Элементы творческой мыслительной и соревновательной деятельности (в их совокупности) должны присутствовать во время выступлений спортсменов на различных соревнованиях. Он должен присутствовать при выборе индивидуальной тактики, выборе приемов. «Например, когда футболист, двигаясь с мячом в направлении ворот противника, вследствие борьбы с защитниками оказывается практически в самом углу поля, напрашивающимся вариантом продолжения атаки становится передача мяча партнеру, находящемуся в объективно более удобном для удара по воротам положении: ближе к центру штрафной площади, под менее острым углом к воротам».
Без мышления выполнение элементарных действий в спорте невозможно. Спортсмен должен понять для чего, и с какой целью он выполняет то или иное действие. Таким образом, развитию мышления должно отдаваться должное внимание, так как без мыслительной операции невозможно обыгрывание соперника. Мини-футбольное поле — это как шахматная доска, в которой есть место стратегии, без оперативного обдумывания (мыслительных операций) сложившейся соревновательной ситуации — невозможен эффективный исход соревновательной деятельности.
Методы и организация исследования. Для решения задач исследования нами были выбраны следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, психологическое тестирование (по опроснику Айзенка, Бурдона), педагогическое наблюдение (протоколирование СД), математико-статистические методы. Исследование проводилось с января по май 2016 года на базе мини-футбольной студенческой команды ИПИ им. П. П. Ершова в составе 8 игроков 18–22 лет, имеющих 1–3 взрослые разряды.
Результаты исследования и их обсуждение. В начале исследования мы определили исходные показатели развития внимания и интеллектуальных способностей у испытуемых (табл.1).
Таблица 1
Показатели уровня общего интеллектуального развития исвойств внимания
№ |
Ф.И. игрока |
Амплуа |
4 и 5 субтесты Айзенка |
Корректурная проба (тест Бурдона) |
||||||
Итоговый показатель уровня общего интеллектуального развития |
Уровни значений IQ |
Объем работоспособности |
Концентрация (количество ошибок/ безошибочность) |
Устойчивость Индекс безошибочности |
||||||
результат |
уровень |
результат |
уровень |
результат |
уровень |
|||||
1 |
М.Д. |
н |
127,5 |
выше среднего |
868 |
хор |
8 |
хор. |
0,011 |
хор. |
2 |
К.М. |
у |
107,5 |
высокий |
816 |
хор |
14 |
хор. |
0,018 |
хор. |
3 |
Г.В. |
з |
110 |
высокий |
764 |
хор |
10 |
хор. |
0,013 |
хор. |
4 |
Д.З. |
н |
95 |
средний |
667 |
уд. |
16 |
уд. |
0,023 |
уд. |
5 |
М.А. |
у |
100,5 |
средний |
794 |
хор |
17 |
уд. |
0,011 |
уд. |
6 |
Г.А. |
з |
110 |
высокий |
813 |
хор. |
6 |
хор. |
хор. |
|
7 |
Ч.А. |
в |
97,5 |
средний |
653 |
уд. |
14 |
хор. |
0,26 |
уд. |
8 |
М.И. |
в |
115,5 |
выше среднего |
913 |
хор. |
4 |
отл. |
0,006 |
хор. |
Средний по группе |
108 |
высокий |
786 |
хор. |
11,1 |
хор. |
0,013 |
хор. |
||
Анализируя данные можно утверждать, что 37,5 % испытуемых имеют высокий уровень средних показателей развития интеллектуальных способностей. 37,5 % испытуемых имеют средний уровень интеллектуального развития. 25 % испытуемых имеют уровень интеллектуального развития выше среднего.
В итоге можно утверждать, что в среднем показатель интеллектуального развития группы равен высокому значению средних показателей.
Люди с такими показателями с трудом заканчивают вузы, но, если человек усидчив и трудолюбив, он может получить отличное рабочее место. Эта группа составляет непосредственно 25 % населения.
Данные корректурной пробы показывают, что объем работоспособности внимания у 25 % испытуемых находится на удовлетворительном уровне, а остальные 75 % имеют хороший уровень работоспособности внимания.
Концентрация внимания у одного испытуемого (12,5 %) находится на высоком уровне. У 25 % уровень концентрации внимания удовлетворительный. И остальные 62,5 % испытуемых имеют хорошую концентрацию внимания.
Устойчивость внимания (индекс безошибочности) у 3 испытуемых (37,5) находится на удовлетворительном уровне, а остальные 62,5 % имеют хорошую устойчивость внимания.
В целом можно сказать, что особенности внимания, согласно корректурной пробе, у группы испытуемых находится на хорошем уровне.
Концентрация внимания в условиях соревновательной деятельности, а также устойчивость внимания являются составляющим психологического компонента в условиях соревновательной деятельности. Игроки должны быть собраны, внимательны, так как постоянное изменение игровой ситуации и отслеживание игровой ситуации, требует повышенного уровня развития познавательной психической сферы, как внимание.
Воздействие соревновательных ситуаций наэффективностьдеятельностиспортсменаимеетобъективную базу. Психологическая напряженность, возникающая в соревновательных условиях и представляет собой некий эмоциональный фон, объясняет пробуждение специфическогофизиологическогофона, которыйприводитк сдвигамв деятельности многофункциональных системорганизма, в частности, к изменению восприимчивости моторного анализатора, эффективности осуществлении специфик вниманияи некоторыхдругихфакторов, оказывающих немаловажное влияниенаэффективностьсоревновательнойдеятельностиспортсмена
Чтобы оценить результативность соревновательной деятельности каждого отдельного игрока и команды в целом мы использовали разработанный на нашей кафедре и математически обоснованный коэффициент полезности игрока (КПИ) [8].
Для установления влияния факторов эффективности соревновательной деятельности мы провели корреляционный анализ по Пирсону. Для этого в качестве одного показателя выступил выявленный коэффициент полезности игрока (КПИ). Если коэффициент равен 1 или превышает это значение, то игрок оказался эффективным в условиях соревновательной деятельности, если ниже значения 1, то неэффективным. Таким образом, по итогам 10-ти матчей в исследовании определилось 5 эффективных игроков (КПИ≥1) и 3 неэффективных (КПИ<1) (табл.2).
Таблица 2
Показатели эффективности соревновательной деятельности (коэффициент полезности игрока)
№ |
Ф.И. игрока |
Амплуа |
Показатель КПИ виграх |
Средний КПИ |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||||
1 |
М.Д. |
н |
0,80 |
1,65 |
1,41 |
1,71 |
1,55 |
1,84 |
1,45 |
2,23 |
1,80 |
2,12 |
1,66 |
2 |
К.М. |
у |
1,29 |
2,17 |
2,32 |
1,19 |
1,71 |
2,83 |
2,16 |
2,45 |
2,35 |
2,50 |
2,17 |
3 |
Г.В. |
з |
0,91 |
1,72 |
1,24 |
1,55 |
1,05 |
1,81 |
1,76 |
2,08 |
1,62 |
1,89 |
1,56 |
4 |
Д.З. |
н |
0 |
1,48 |
0,53 |
0,71 |
0,45 |
0,72 |
0,97 |
1,77 |
0,69 |
1,32 |
0,86 |
5 |
М.А. |
у |
0,99 |
1,15 |
1,34 |
1,07 |
0,89 |
1,45 |
1,51 |
1,18 |
0,96 |
1,88 |
1,24 |
6 |
Г.А. |
з |
0,71 |
1,39 |
1,31 |
1,13 |
0,66 |
1,40 |
1,31 |
1,62 |
0,62 |
1,07 |
1,12 |
7 |
Ч.А. |
в |
0,27 |
0 |
0,45 |
0 |
0 |
0,54 |
0,53 |
0 |
0 |
0,36 |
0,43 |
8 |
М.И. |
в |
0 |
0,60 |
0 |
0,39 |
0,43 |
0 |
0 |
0,55 |
0,41 |
0 |
0,48 |
Ср. по группе |
1,19 |
||||||||||||
Для установления взаимосвязи влияния познавательной психической сферы на результативность и эффективность соревновательной деятельности нами проведен корреляционный анализ (табл.3).
Таблица 3
Результаты корреляционного анализа между показателем эффективности соревновательной деятельности иуровня значений IQ иобъема, концентрации, устойчивости внимания
№ |
Показатели интеллектуального развития иобъем, концентрация иустойчивость внимания |
Корреляционный анализ |
|
Коэффициент,r |
Достоверность, p |
||
1 |
Общее интеллектуальное развитие |
0,36 |
p>0,05 |
2 |
Объем работоспособности (внимание) |
0,28 |
p>0,05 |
3 |
Концентрация внимания |
0,14 |
p>0,05 |
4 |
Устойчивость внимания |
-0,5 |
p>0,05 |
Выявленные данные математико-статистической обработки данных свидетельствуют о том, что достоверные результаты отсутствуют (при р<0,05). Так как полученные данные меньше критического значения (rкрит= 0,707). Однако, обнаружена средняя положительная корреляционная взаимосвязь между эффективностью соревновательной деятельности студентов-мини-футболистов и устойчивостью (индексом безошибочности) внимания.
Выводы.Можно утверждать, что без участия познавательных психических процессов, соревновательная деятельность спортсменов невозможна. Развитие специфических познавательных психических процессов таких как: внимание, мышление просто необходимо.
От развитости у мини-футболистов этих свойств психики будет зависеть успех соревновательной деятельности [3]. В связи с тем, что мини-футбол является одним из молодых видов спорта научно-методические основы, связанные с развитием внимания и мышления разработаны недостаточно. Так как ученые отдают должное развитию этих аспектов психологической подготовки, то это актуализирует проблему нашего исследования и определяет ее важность.
Результаты проведенного исследования показывают, что развитие познавательной психической сферы, в частности внимания и мышления, оказывают некоторое влияние на эффективность соревновательной деятельности.
При проведении корреляционного анализа нами обнаружено, что на эффективность соревновательной деятельности влияют: уровень общего интеллектуального развития и такое свойство внимания как устойчивость (безошибочность).
Литература:
1. Горская, Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов [Текст]: учеб. пособие / Г. Б. Горская. — Краснодар. — 1995.- 178 с.
2. Макаров, Ю. М. Содержание и направленность педагогических воздействий на начальном этапе подготовки в спортивных играх [Текст]: учеб. пособие / Ю. М. Макаров. — СПб.: Олимп, 2009. — 92 с.
3. Маркиянов, О.А. Развитие свойств психических процессов как составляющая психологической подготовки спортсмена [Текст] / О. А. Маркиянов, А. И. Орлов, Т. И. Орешкина // Вестник спортивной науки. — 2009. — № 2. — С. 8–11.
4. Найдиффер, Р. М. Психология соревнующегося спортсмена [Текст] / Р. М. Найдиффер. — М.: Физкультура и спорт, 1979. С. 39–41.
5. Наконечная, Л. Е. Построение программы индивидуализации психологической подготовки с учетом индивидуально-психологических особенностей в мини-футболе [Текст] / Л. Е. Наконечная, Е. В. Романина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2015. — № 2 (120). — С. 217–220.
6. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. — Психодиагностика, 2001. — 640 с.
7. Осипенко, А. И. Развитие творческих способностей у юных футболистов 9–12 лет на основе применения интеллектуальных и подвижных игр [Текст]: дисс. канд. пед. наук. / А. И. Осипенко. -: Смоленск, 2006. — 156 с.
8. Поливаев, А. Г. Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей личности студентов — мини-футболистов с показателями эффективности соревновательной деятельности [Текст] // Молодой ученый. — 2015. — № 17. — С. 593–596.
9. Поливаев, А. Г. Индивидуально-ориентированный подход в формировании профессионально-педагогических умений и компетенций студентов факультета физической культуры [Текст] / А. Г. Поливаев, А. Н. Родионов // В сборнике: XXIII ЕРШОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Межвузовский сборник научных статей. отв.ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим, 2013. — С. 46–47.
10. Поливаев, А. Г. Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре [Текст] // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 627–629.
11. Родионов, А. В. Психология спортивного поединка [Текст] / А. В. Родионов. — М.: ФиС, 1968. С. 12.
12. Ткачева, М.С. Особенности функционирования познавательных психических процессов в различных видах спорта [Текст] // Известия Саратовского университета. Аксеология образования. Психология развития. — 2012. — № 4. — С. 65–69.
13. Яхонтов, Е. Р. Психологическая подготовка баскетболистов [Текст]: учеб. пособие / Е. Р. Яхонтов. — СПб: СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2000. — С. 43–50.