Автор: Сорокина Анита Игоревна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 28.05.2016

Статья просмотрена: 402 раза

Библиографическое описание:

Сорокина А. И. Обзор литературы по теме «Электронная коммерция»: определение понятия, проблемы и перспективы развития // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1013-1015.



В статье автор дает обзор современных взглядов на трактовку термина «электронная коммерция», освещает мнения различных исследователей относительно основных преимуществ интернет-торговли над традиционной, а также выделяет основные проблемы и перспективы развития электронной коммерции.

Ключевые слова: электронная коммерция, интернет-торговля, розничная торговля, ритейл.

Сложно дать единое определение такому широкому и относительно новому понятию, как электронная коммерция. Как правило, различные исследователи, занимающиеся изучением этой темы, дают собственные трактовки, основываясь на более ранних работах и добавляя к ним свое видение того, что охватывает этот вопрос.

Конференция ООН по торговле и развитию определяет электронную коммерцию как комплекс сделок, связанных с коммерческой деятельностью организаций и физических лиц, которые основаны на обработке и передаче цифровой информации, включая тексты, звуки и визуальные данные [3, с.15]. В 1996 году комиссией ООН по праву международной торговли был разработан типовой закон «Об электронной коммерции», в котором данный термин определяется достаточно широко, не ограничен лишь рамками купли-продажи и включает в себя коммерческие гражданско-правовые сделки, заключаемые через Интернет и другие сети.

В российском законодательстве, как правило, используется термин «электронная торговля» или «дистанционная торговля» для обозначения отношений, которые возникают в ходе электронной коммерции, хотя стоит отметить, что эти понятия различаются между собой. Правила продажи товаров дистанционным способом закреплены в Постановлении Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007. В нем также содержится определение этого типа отношений: продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора [5, с.1].

В статье «Анализ рынка электронной коммерции в России» Холодкова К. С. дает широкое определение электронной коммерции: «Бизнес-процессы, основанные на информационных технологиях или коммерческая деятельность в Интернете» [13, с. 2]. В качестве более узкого понятия автор выделяет термин «электронная торговля», которое определяет, как процесс удаленного приобретения физических и нефизических товаров и услуг посредством телекоммуникационных сетей. Т. В. Панкина приводит в своей работе обзор теоретических основ совершенствования торговой деятельности и использования интернет-инструментов и приходит к выводу, что, несмотря на достаточно широких список трудов на данную тематику, вопросы применения инструментов электронной коммерции освещены недостаточно и поэтому приводит собственное определение термина: «Электронная коммерция — это коммерческая деятельность в любой сфере бизнеса, осуществляемая с помощью информационных и телекоммуникационных технологий и систем» [12, с.1]. Трактовке термина «электронная коммерция» в узком и широком смысле также уделяется значительное внимание в работе «Электронная коммерция: роль, понятие, направление развития» Кубкиной Е. С. На основе определений ряда зарубежных и отечественных экономистов, автор дает собственное видение: «В широком смысле электронная коммерция — это любая экономическая деятельность, включающая использование электронных информационных технологий. В узком смысле, это коммерческая деятельность по купле/продаже товаров или услуг в сети Интернет с целью получения прибыли» [8, с.1]. Агафонова А. Н. отходит от установки, согласно которой определяющей характеристикой электронной коммерции является совершение сделок через Интернет. По ее мнению, активное развитие ИТ-технологий в ближайшем будущем может привести к созданию целого ряда новых сетей, что потенциально может привести к тому, что сеть Интернет отойдет на второй план. Таким образом, она определяет данное понятие как форму коммерческой деятельности, осуществляемой полностью или частично в виртуальной электронной среде, при которой информационные и транзакционные взаимодействия осуществляются на основе применения информационно-коммуникационных технологий [6, с.2].

Джиан Чен в статье «Исследование стратегий онлайн-ритейла: опыт ведущих компаний США и Китая» делает теоретический обзор самого определения «электронная коммерция» и истории его развития. Автор приводит определение из статьи «Электронная коммерция» Э.Караяниса и Дж.Александра: «Электронная коммерция может быть определена как совокупность сделок по покупке/продаже материальных и нематериальных товаров и услуг через Интернет. Она включает в себя онлайн ритейл, закупки, онлайн аукционы и онлайн платежи». [1, с.25]. На взгляд автора, это определение наиболее ясно и исчерпывающе передает суть электронной коммерции.

Ряд исследователей приводят аргументы в пользу того, что применение методов электронной коммерции может стать драйвером роста для компании и помочь преодолеть периоды кризиса. В статье «Интернет-бизнес как точка роста предприятий на стагнирующих рынках» Акопова Е. С. и Попкова Е. Г. рассматривают необходимость инноваций как основного источника развития предприятия в неблагоприятных экономических условиях. Авторы проводят оценку текущего положения рынков мировой торговли посредством анализа статистических показателей ВТО и на основе этих данных делают вывод об актуальности и конкурентоспособности электронного бизнеса. Современные экономические условия, по мнению авторов, способствуют увеличению числа стагнирующих предприятий и катализатором роста в этом случае может стать выход на рынок электронной торговли и осуществления реализационно-сбытового цикла онлайн. Результат экономического роста предприятий в современных условиях экономической нестабильности напрямую зависит от улучшения их инфраструктуры, основанной на функционировании предприятий в онлайн-сфере с применением передовых инструментов электронной коммерции, так быстро достигшей своей популярности в период неизбежного распространения широкополосного доступа в Интернет. Джиан Чен рассматривает направления B2B и B2C в электронной коммерции, стратегии ведущих американских и китайских онлайн ритейлеров, и каким образом эти стратегии помогли им пережить «кризис» доткомов, доказывая важность выхода в Интернет. При этом она также приходит к выводу, что применение успешных стратегий в сфере электронной коммерции в одной стране не гарантирует такого же результата в экономических и социо-культурных условиях другого государства. Кауфман, Ли и ван Хек объясняют преимущества электронной коммерции над традиционными способами ведения торговли тем, что благодаря достижениям информационных технологий создается дополнительная ценность бизнеса [2, с.120]. В работе авторы основное внимание уделяют преимуществам внедрения ИТ-решений, стандартизированных технологий и оптимизации бизнес-процессов как основных факторов создания ценности. Результаты исследования демонстрируют глобальные перемены, через которые проходит индустрия электронной коммерции, что делает возможным применения высоко эффективных и инновационных методик увеличения ценности компании.

Среди основных преимуществ электронной коммерции, по мнению большинства авторов, — доступ к электронному информационному обмену, который позволяет существенно повысить эффективность деятельности экономических субъектов за счет снижения транзакционных издержек, уменьшения времени для организации сделки, а также обеспечить быстроту и точность получения информации, высокую скорость финансовых расчетов, позволяющий уменьшить расходы на доставку (главным образом для товаров, которые могут быть получены электронным способом), улучшить анализ рынка и стратегическое планирование, дает большие возможности для маркетинговых исследований, создания максимально персонализированного предложения, поддержания высокого уровня лояльности потребителей (благодаря доступной информации о действиях покупателей и их реакции на рекламу), а также открывает одинаковый доступ к рынку как для крупных корпораций, так и для небольших фирм.

Такие авторы, как Холодкова К. С., Назарова И. Б., Дианова Т. В., Кубкина Е. С., Николаев И. П. и Лежнев Ю. В. рассматривают ряд особенностей (по большей части негативных), характерных для электронной коммерции в России. Среди них высокая стоимость доставки, низкая степень вовлеченности специалистов по продажам по сравнению со специалистами по информационным технологиям (основная причина, почему зачастую сайты онлайн магазинов неудобны для покупателей), недоверие населения к онлайн платежам (из-за неуверенности в безопасности транзакций и недостаточной защиты информации), отсутствие полной нормативно-правовой базы, регулирующей Интернет-торговлю, проблемы в развитии инфраструктуры, а также недостаточная компьютерная грамотность населения.

В качестве вывода можно отметить, что электронная коммерция — это, хотя и относительно новое, но очень быстро развивающееся направление коммерческих отношений, о чем свидетельствуют большинство исследователей. Торговля в Интернете обладает рядом существенных преимуществ по сравнению с традиционными методами ведения торговли, хотя на данный момент присутствует и ряд проблем, с которыми сталкиваются многие компании. Отмечая существенное отставание российского рынка электронной коммерции от западного, большинство авторов, все же, отмечают быстрые темпы его развития и растущий спрос со стороны потребителей, которые все чаще отдают предпочтение покупкам онлайн.

Литература:

  1. Chen, Jian. Exploring online retailing strategies: Case studies of leading firms in the US and China. Massachusetts Institute of Technology, 2012.
  2. Kauffman, R.J, Li, T, & van Heck, H. W. G.M. (2010). Business Network-Based Value Creation in Electronic Commerce. International Journal of Electronic Commerce, 15(1), 113–143.
  3. UNCTAD. Information Economy Report 2015 // Unlocking the Potential of E-commerce for Developing Countries. — UNCTAD/IER/2015: UN, 2015. — С. 14–15.
  4. ЮНСИТРАЛ. Типовой закон об электронной торговле/1996.
  5. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам продажи товаров и оказания услуг»
  6. Агофонова А. Н. Методология управления комплексом информационных услуг в электронной коммерции: дис. докт. экон. наук//Самарский государственный экономический университет. 2015.
  7. Акопова Е. С., Попкова Е. Г. Интернет-бизнес как точка роста предприятий на стагнирующих рынках. // Пространство экономики. 2013. № 1–2.
  8. Кубкина Ю. С. Электронная коммерция: роль, понятие, направления развития // Пространство экономики. 2012. № 2–2.
  9. Максиянова Т. В. «Место и роль интернет-коммерции в системе интернет-экономики на современном этапе развития информационной (новой) экономики» /Т. В. Максиянова // Вопр. соврем. науки и практики. Ун-т им. В. И. Вернадского. — 2011.- № 3(34). — С.256–264.
  10. Назарова И. Б., Дианова Т. В. Электронная торговля: преимущества, проблемы и «эффект скольжения» при снижении транзакционных издержек// Вестник МГИМО. 2012. № 4 (25).
  11. Николаева И. П., Лежнев Ю. В. Проблемы развития электронной торговли // Известия ВолгГТУ. 2013. № 11 (114).
  12. Панкина Т. В. Теоретико-методическое обеспечение процесса развития электронной торговли в малом бизнесе: дис. канд. экон. наук. М.: РЭУ, 2011. С. 15.
  13. Холодкова К. С. Анализ рынка электронной коммерции в России // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10.
Основные термины (генерируются автоматически): электронной коммерции, рынка электронной коммерции, инструментов электронной коммерции, электронная коммерция, развития электронной, электронной торговли, развития электронной торговли, развития электронной коммерции, определение электронной коммерции, термина «электронная коммерция», «Электронная коммерция, характеристикой электронной коммерции, ходе электронной коммерции, термин «электронная торговля», преимуществ электронной коммерции, методов электронной коммерции, преимущества электронной коммерции, сфере электронной коммерции, индустрия электронной коммерции, коммерческая деятельность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос