Изучение влияния темперамента студентов 2-курса ИФЭиУ на их успеваемость | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Березина И. В., Малютина Т. Ю. Изучение влияния темперамента студентов 2-курса ИФЭиУ на их успеваемость // Молодой ученый. — 2016. — №11.1. — С. 15-17. — URL https://moluch.ru/archive/115/30736/ (дата обращения: 23.07.2018).



С целью выявить взаимосвязь темперамента студентов с их успеваемостью было проведено исследование среди обучающихся 2го курса на трех направлениях подготовки Института финансов, экономики и управления. В качестве метода исследования был взят Личностный опросник Г. Айзенка, содержащий 57 вопросов, дающих личностную оценку по трем пунктам: экстраверсия-интроверсия, нейротизм, «шкала лжи».

Собранные данные обрабатывались при помощи ключа. Исходя из набранного количества баллов по каждому пункту определялись: социальная ориентация личности, эмоциональная стабильность и демонстративность поведения (ориентированность испытуемого на социальное одобрение).

По Словарю Ожегова «темперамент — совокупность индивидуальных психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в силе чувств, поведении. Сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический темпераменты»[2].

Холерик (от греч. cholй — желчь) — субъект, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью, иногда бывает агрессивным [1].

Меланхолик (от греч. (melanos) — черные, chole — желчь) — субъект, характеризующимся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность[1].

Сангвиник (от лат. sanquis — кровь) — субъект, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Эмоции — преимущественно положительные —быстро возникают и быстро сменяются [1].

Флегматик (от греч. phlйgma — слизь) — субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством [1].

Полученные данные были сгруппированы в соответствующие таблицы для каждого направления подготовки (табл. 1).

Таблица 1

Группировка студентов кафедры Финансы и кредит по типу темперамента

Кафедра

Меланхолик

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Общее число студентов

Финансы и кредит

7

7

7

3

24

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

4

5

12

3

24

Менеджмент организаций

4

9

8

3

24

Для всех типов темперамента был найден средний балл студентов при помощи средней арифметической взвешенной. За Х принята отметка, полученная студентом во время зимней сессии учебного года 2015-2016, а за f — частота, с которой эта отметка встречается среди обучающихся с данным типом темперамента (табл. 2,3,4). Обработанные результаты наглядно представлена на рисунках 1,2,3.

Таблица 2

Расчет среднего балла студентов, обучающихся по направлению Финансы и кредит

Подсчет среднего балла у студентов с темпераментом "Меланхолик"

Подсчет среднего балла у студентов с темпераментом "Холерик"

Подсчет среднего балла у студентов с темпераментом "Сангвиник"

Подсчет среднего балла у студентов с темпераментом "Флегматик"

Х

f

Х

f

Х

f

Х

f

5

13

5

12

5

13

5

2

4

10

4

12

4

13

4

7

3

2

3

11

3

9

3

6

Хср

4,4

Хср

4,0

Хср

4,1

Хср

3,7

Таблица 3

Расчет среднего балла студентов, обучающихся по направлению Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Подсчет среднего балла у студентов с темпераментом "Меланхолик"

Подсчет среднего балла у студентов с темпераментом "Холерик"

Подсчет среднего балла у студентов с темпераментом "Сангвиник"

Подсчет среднего балла у студентов с темпераментом "Флегматик"

Х

f

Х

f

Х

f

Х

f

5

9

5

3

5

21

5

1

4

9

4

19

4

31

4

4

3

9

3

3

3

7

3

2

Хср

4,0

Хср

4,0

Хср

4,2

Хср

3,9

Таблица 4

Расчет среднего балла студентов, обучающихся по направлению Менеджмент организаций

Подсчет среднего балла у студентов с темпераментом «Меланхолик»

Подсчет среднего балла у студентов с темпераментом «Холерик»

Подсчет среднего балла у студентов с темпераментом «Сангвиник»

Подсчет среднего балла у студентов с темпераментом «Флегматик»

Х

f

Х

f

Х

f

Х

f

5

3

5

8

5

11

5

2

4

6

4

13

4

3

4

3

3

3

3

6

3

10

3

4

Хср

4,0

Хср

4,1

Хср

4,0

Хср

3,8

Рис.1 — Средний балл по каждому типу темперамента для кафедры Финансы и кредит

Рис. 2 — Средний балл по каждому типу темперамента для кафедры Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Рис. 3 — Средний балл по каждому типу темперамента для кафедры Менеджмент организаций

Используя средний балл по каждому типу темперамента был сделан вывод, состоящий в том, что по направлению подготовки Менеджмент организаций успешнее всего обучаются студенты с темпераментом «Холерик», обладающие врожденными лидерскими способностями и умением принимать оперативные решения. По специальности Финансы и кредит самые высокие результаты показывают студенты с типом темперамента «Меланхолик», склонные к затяжной монотонной работе, дотошные. Внимательным и усидчивым «Сангвиникам» и «Флегматикам» подходит специальность Бухгалтерский учет.

Литература:

  1. Психологический словарь // Мир психологии. URL: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=499 (дата обращения: 16.05.2016).
  2. Словарь Ожегова // Толковый словарь русского языка. URL: http://www.ozhegov.org/ (дата обращения: 16.05.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): подсчет среднего балла, тип темперамента, темперамент, студент, Бухгалтерский учет, Менеджмент организаций, расчет среднего балла студентов, психическая активность, направление подготовки, Финансы.


Похожие статьи

Определение темперамента студентов как составляющая...

Показатели темперамента и характера студентов.

психические особенности: тип личности, характер, темперамент, способности, сплоченности, волевые черты, внимание, речь, увлечения.

Характеристика уровней подготовленности студентов...

Таким образом, самостоятельная проектировочная деятельность студентов профессиональных образовательных организаций является важным фактором профессиональной подготовки специалиста среднего звена.

Результаты психолого-педагогического исследования по изучению...

Их индивидуальные особенности психической деятельности, присущие студентам личностные характеристики, интеллектуальное развитие, свойства темперамента

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психолого-педагогических направлений подготовки.

Значение деловых игр при формировании профессиональных...

Так, сквозные экономические игры, рассчитанные на продолжительное время, требуют от студентов знаний по анализу финансово-хозяйственной деятельности, финансам, аудиту, бухгалтерскому учету, и другим дисциплинам.

Личностные особенности студентов с разной академической...

В ходе исследования, исходя из академической успеваемости, выборка студентов была разделена на три группы: I группа — студенты, имеющие средний балл 3,0–3,7; II группа — студенты, средний балл которых 3,8–4,7; III группа — средний балл равен 4,8–5.

Влияние рейтинговой системы оценок на самостоятельную работу...

Организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

2 % студентов рассчитывали получить оценку на балл выше.

Использование динамической рейтинговой системы для повышения качества обучения студентов технических направлений.

Исследование учебной мотивации студентов | Статья в журнале...

Совершенствование подготовки студентов в условиях современного образования

Тогда как средний балл испытуемых по шкале «Приобретение знаний» — 5,8 баллов из 20 возможных

На обучение студентов толкают такие стимулы и побудители извне, как получение диплома...

Трудовая мотивация в структуре личности бухгалтера

К мене значимым карьерным ориентациям бухгалтера относятся менеджмент и предпринимательство.

Завышенные баллы по шкале нонконформизма (p<0.01)

1. Безруких, П. С. Организация бухгалтерского учёта на предприятии / П.С. Безруких.

Определение темперамента студентов как составляющая...

Показатели темперамента и характера студентов.

психические особенности: тип личности, характер, темперамент, способности, сплоченности, волевые черты, внимание, речь, увлечения.

Характеристика уровней подготовленности студентов...

Таким образом, самостоятельная проектировочная деятельность студентов профессиональных образовательных организаций является важным фактором профессиональной подготовки специалиста среднего звена.

Результаты психолого-педагогического исследования по изучению...

Их индивидуальные особенности психической деятельности, присущие студентам личностные характеристики, интеллектуальное развитие, свойства темперамента

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психолого-педагогических направлений подготовки.

Значение деловых игр при формировании профессиональных...

Так, сквозные экономические игры, рассчитанные на продолжительное время, требуют от студентов знаний по анализу финансово-хозяйственной деятельности, финансам, аудиту, бухгалтерскому учету, и другим дисциплинам.

Личностные особенности студентов с разной академической...

В ходе исследования, исходя из академической успеваемости, выборка студентов была разделена на три группы: I группа — студенты, имеющие средний балл 3,0–3,7; II группа — студенты, средний балл которых 3,8–4,7; III группа — средний балл равен 4,8–5.

Влияние рейтинговой системы оценок на самостоятельную работу...

Организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

2 % студентов рассчитывали получить оценку на балл выше.

Использование динамической рейтинговой системы для повышения качества обучения студентов технических направлений.

Исследование учебной мотивации студентов | Статья в журнале...

Совершенствование подготовки студентов в условиях современного образования

Тогда как средний балл испытуемых по шкале «Приобретение знаний» — 5,8 баллов из 20 возможных

На обучение студентов толкают такие стимулы и побудители извне, как получение диплома...

Трудовая мотивация в структуре личности бухгалтера

К мене значимым карьерным ориентациям бухгалтера относятся менеджмент и предпринимательство.

Завышенные баллы по шкале нонконформизма (p<0.01)

1. Безруких, П. С. Организация бухгалтерского учёта на предприятии / П.С. Безруких.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Определение темперамента студентов как составляющая...

Показатели темперамента и характера студентов.

психические особенности: тип личности, характер, темперамент, способности, сплоченности, волевые черты, внимание, речь, увлечения.

Характеристика уровней подготовленности студентов...

Таким образом, самостоятельная проектировочная деятельность студентов профессиональных образовательных организаций является важным фактором профессиональной подготовки специалиста среднего звена.

Результаты психолого-педагогического исследования по изучению...

Их индивидуальные особенности психической деятельности, присущие студентам личностные характеристики, интеллектуальное развитие, свойства темперамента

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психолого-педагогических направлений подготовки.

Значение деловых игр при формировании профессиональных...

Так, сквозные экономические игры, рассчитанные на продолжительное время, требуют от студентов знаний по анализу финансово-хозяйственной деятельности, финансам, аудиту, бухгалтерскому учету, и другим дисциплинам.

Личностные особенности студентов с разной академической...

В ходе исследования, исходя из академической успеваемости, выборка студентов была разделена на три группы: I группа — студенты, имеющие средний балл 3,0–3,7; II группа — студенты, средний балл которых 3,8–4,7; III группа — средний балл равен 4,8–5.

Влияние рейтинговой системы оценок на самостоятельную работу...

Организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

2 % студентов рассчитывали получить оценку на балл выше.

Использование динамической рейтинговой системы для повышения качества обучения студентов технических направлений.

Исследование учебной мотивации студентов | Статья в журнале...

Совершенствование подготовки студентов в условиях современного образования

Тогда как средний балл испытуемых по шкале «Приобретение знаний» — 5,8 баллов из 20 возможных

На обучение студентов толкают такие стимулы и побудители извне, как получение диплома...

Трудовая мотивация в структуре личности бухгалтера

К мене значимым карьерным ориентациям бухгалтера относятся менеджмент и предпринимательство.

Завышенные баллы по шкале нонконформизма (p<0.01)

1. Безруких, П. С. Организация бухгалтерского учёта на предприятии / П.С. Безруких.

Определение темперамента студентов как составляющая...

Показатели темперамента и характера студентов.

психические особенности: тип личности, характер, темперамент, способности, сплоченности, волевые черты, внимание, речь, увлечения.

Характеристика уровней подготовленности студентов...

Таким образом, самостоятельная проектировочная деятельность студентов профессиональных образовательных организаций является важным фактором профессиональной подготовки специалиста среднего звена.

Результаты психолого-педагогического исследования по изучению...

Их индивидуальные особенности психической деятельности, присущие студентам личностные характеристики, интеллектуальное развитие, свойства темперамента

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психолого-педагогических направлений подготовки.

Значение деловых игр при формировании профессиональных...

Так, сквозные экономические игры, рассчитанные на продолжительное время, требуют от студентов знаний по анализу финансово-хозяйственной деятельности, финансам, аудиту, бухгалтерскому учету, и другим дисциплинам.

Личностные особенности студентов с разной академической...

В ходе исследования, исходя из академической успеваемости, выборка студентов была разделена на три группы: I группа — студенты, имеющие средний балл 3,0–3,7; II группа — студенты, средний балл которых 3,8–4,7; III группа — средний балл равен 4,8–5.

Влияние рейтинговой системы оценок на самостоятельную работу...

Организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

2 % студентов рассчитывали получить оценку на балл выше.

Использование динамической рейтинговой системы для повышения качества обучения студентов технических направлений.

Исследование учебной мотивации студентов | Статья в журнале...

Совершенствование подготовки студентов в условиях современного образования

Тогда как средний балл испытуемых по шкале «Приобретение знаний» — 5,8 баллов из 20 возможных

На обучение студентов толкают такие стимулы и побудители извне, как получение диплома...

Трудовая мотивация в структуре личности бухгалтера

К мене значимым карьерным ориентациям бухгалтера относятся менеджмент и предпринимательство.

Завышенные баллы по шкале нонконформизма (p<0.01)

1. Безруких, П. С. Организация бухгалтерского учёта на предприятии / П.С. Безруких.

Задать вопрос