Авторы: Широкова Валентина Васильевна, Кузьмина Наталья Александровна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 20.10.2014

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Широкова В. В., Кузьмина Н. А. Влияние рейтинговой системы оценок на самостоятельную работу студентов специальности «Эксплуатация железных дорог» [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 269-272.

 

Данная статья посвящена проблеме рейтинговой системе оценок контроля выполнения самостоятельной работы студентов. Ее влиянию на экзаменационные оценки.

Ключевые слова:рейтинг, самостоятельная работа, сессия, студент.

 

Профессиональным компетенциям ОАО «РЖД» отводит первое место. Компания включает сюда способность сотрудника к развитию (в т. ч. саморазвитию). Самостоятельность — это качество личности, возникающее и постепенно развивающееся в периодически повторяющейся деятельности. Профессиональная компетентность специалиста железнодорожного транспорта может рассматриваться как система, интегрирующая в своем составе взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты. Можно выделить формальные требования к специалисту (пол, возраст, образование, опыт работы), технические (знания и умения работы с оборудованием, развитие логического мышления, умение излагать свои технологические решения), психологические (уверенность, общение с людьми, решительность, коммуникабельность, креативность).

Таким образом, содержанием профессиональной компетентности специалиста железнодорожного транспорта являются знания, умения и навыки в железнодорожной отрасли; опыт практической деятельности; личностные качества специалиста.

Выпускники специальности «Эксплуатация железных дорог», как потенциальные руководители структурных подразделений, должны соответствовать этим требованиям. Их реализация возможна на стадии обучения студентов в университете.

Совершенствование качества обучения может быть основано на развитии самостоятельной работы. Структурно самостоятельную работу студентов (СРС) разделяют на два вида: первая — организуемая преподавателем; вторая — организуемая студентом по своему индивидуальному графику, без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, зачетам, контрольным работам и т. п.). При одновременной оптимизации этих двух составляющих можно говорить об успешной реализации СРС, своевременного выхода на сессию, о качестве подготовки специалиста.

Организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, именно оно, на наш взгляд, значительно стимулирует как на приобретение, так и закрепление знаний.

Второе направление менее эффективно при обучении на младших курсах, но его роль возрастает при работе на старших курсах над разделами курсовых проектов (шестой и восьмой семестры) и основными разделами дипломного проекта.

Самостоятельная работа студентов как система обеспечивает сочетание процессов управления, самоуправления и самоорганизации. Выполнение СРС является основой совершенствования и развития таких качеств личности, востребованных на железной дороге, как самостоятельность, самоорганизованность, дисциплинированность, ответственность.

Самостоятельная работа студентов, в зависимости от места и времени проведения, характера руководства ею со стороны преподавателя, способа контроля ее результатов, подразделяется на следующие виды: самостоятельную работу во время аудиторных занятий по расписанию (лекций, практических занятий, лабораторных работ); самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций; внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом курсовых проектов, расчетно-графических работ, индивидуальных заданий исследовательского характера. Самостоятельность перечисленных видов работ довольно условна и в образовательном процессе они пересекаются друг с другом. На старших курсах, при изучении специальных дисциплин, она должна способствовать развитию творческого потенциала студента и готовить его к предстоящей работе в должности руководителя подразделения.

Одним из элементов средств управления самостоятельной работой студентов является контроль результатов. Контроль СРС играет важную роль, он не является самоцелью для преподавателя. Основное его назначение — стать мотивирующим фактором образовательной деятельности студента.

Одной из форм контроля рассматривается рейтинговая система оценок. Данная система на всех курсах действует в университете достаточно давно, и она, при надлежащем использовании, позволяет отследить динамику самостоятельной работы студента, выход его на сессию и при этом учесть ее интенсивность и результативность.

Связь рейтингового контроля в дисциплине «Управление эксплуатационной работой» прослеживается весьма наглядно, поскольку она изучается в нескольких семестрах. Программой этой дисциплины предусмотрены все виды занятий: лекции, лабораторные и практические занятия, выполнение расчетно-графических работ и курсовых проектов, а также зачеты и экзамены. И, что немало важно, в большинстве случаев на протяжении всего периода изучения курса занятия проводят одни и те же преподаватели. Это позволяет более объективно оценить влияние рейтинговой оценки на самостоятельную работу, в том числе по ее видам.

Для контроля рейтинга студентам в начале каждого семестра выдается график самостоятельной работы, в котором определены основные даты отчета по всем видам работ. Это дает возможность студенту рационально распределить свою нагрузку и повышать активность работы на занятиях. Большинство из них старается выполнить сложные расчеты в аудитории. Так как рейтинг является доступной информацией, они постоянно его контролируют. При его снижении они корректируют свою нагрузку и повышают активность на последующих занятиях. В тоже время, рейтинг позволяет поддерживать у студентов и определенную ответственность в работе, особенно в команде (при выполнении лабораторных работ прослеживается четко). Работа на железной дороге реализуется только всеми участниками перевозочного процесса, а не отдельными работниками. Поэтому воспитание у студентов данного качества соответствует корпоративной компетенции ОАО «РЖД».

При выходе на сессию студент имеет возможность самостоятельно оценить свои возможности не только при защите курсового проекта, но и при сдаче экзамена (рис.1). Иначе говоря, студент сам формирует свою оценку на экзамене, что повышает ее объективность. Вероятность случайности сводится к минимуму.

Рис. 1 Соотношение рейтинга выхода на сессию и результата экзамена группы студентов

 

Средние значения экзаменационных оценок, полученных на экзаменах в пятом и восьмом семестрах, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Средние значения экзаменационных оценок (по 5-балльной системе).

Оценка

Желаемая

Ожидаемая

По текущему рейтингу

Реальная

Средние значения

Семестр

Семестр

Семестр

Семестр

5

8

5

8

5

8

5

8

4.1

4,3

3.9

4,1

3.5

3,9

3.6

3,9

 

Рассматривая разницу между оценкой, полученной на экзамене и ожидаемой, согласно рейтингу выхода на сессию, получается следующая картина: 47 % оценки совпали. 21 % недостаточно хорошо подготовились к экзамену (при неплохом рейтинге выхода), а остальные студенты заранее были настроены на получение удовлетворительной оценки (даже при высоком рейтинге выхода на сессию). Это так называемая достаточная оценка, чтобы не было долгов после сессии.

2 % студентов рассчитывали получить оценку на балл выше. Возможно, это связано с общими итогами сессии или с желанием получить стипендию.

Результаты экзамена в восьмом семестре значительно лучше, чем в пятом семестре.

Результаты выполнения СРС включаются в показатели текущей успеваемости. Студентам, у которых по тем или иным причинам снижается рейтинг в течении семестра, предоставляется право повысить его путем написания студенческих научных работ, выступления с докладом на конференции, выполнения индивидуальных заданий преподавателя, которые носят исследовательский характер.

В основе рейтинговой системы контроля знаний, применяемой на кафедре, лежит комплекс определенных требований, среди которых — своевременная и систематическая отметка результатов выполнения работ в соответствии с реальными достижениями студентов, а также система поощрения успевающих студентов.

Соблюдение дисциплины является необходимой частью любого учебного процесса, поскольку не позволяет подходить к изучению предмета безответственно и обеспечивает своевременное выполнение всех лабораторных работ, курсовых проектов, расчетно-графических работ. т. к. это позволит им, придя на работу в компанию ОАО «РЖД», быстрее включиться в производственный процесс. Студенты, имеющие высокий рейтинг в течение семестров, тратят меньше времени на подготовку к зачету или экзамену, и намного легче переносят сдачу экзаменов и написание выпускных квалификационных работ. Они выбирают индивидуальные темы дипломных проектов, которые потом успешно защищают в государственных аттестационных комиссиях.

Контроль организации самостоятельной работы и ее выполнения должен присутствовать на каждом этапе обучения, чтобы он стал не столько административным, сколько тем условием, который бы положительно влиял на эффективность СРС в целом.

Выполнение самостоятельной работы по неделям в шестом семестре показано на рисунке 2.

 

Рис.2 Динамика изменения рейтинга по отношению к плану по неделям

 

В результате проведенного исследования выявлено, что, несмотря на высокий уровень требований преподавателя, экзаменационная оценка по дисциплине в среднем повысилась по сравнению с пятым семестром, начальным этапом изучения дисциплины. Этому способствовало применение активных методов обучения, актуализация и систематизация знаний по дисциплине, прохождение производственной практики на станциях.

Кроме контроля эффективное осуществление самостоятельной работы зависит от устойчивой мотивации студентов. Можно выделить следующие их виды:

1.      зависимость профессиональной карьеры от результатов учебы в вузе (часто учитывается при заключении договоров с дорогой на старших курсах).

2.      личное отношение студента к учебе (привычка хорошо учиться), его способности;

3.      ощущение полезности выполняемой работы, как в плане профессиональной подготовки, так и в плане повышения его эрудиции как специалиста.

4.      возможность участвовать в конкурсах курсовых и дипломных проектах

Итак, применяемая рейтинговая оценка СРС студентов учитывает следующие оценочные критерии:

-        выполнение разделов по курсовым проектам (их наличие, соответствие заданному объему);

-        активность на занятиях и вне их (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т. д.);

-        изучение нового материала и его закрепление (особенно при подготовке к лабораторным работам);

-        дисциплина;

-        пропуски всех видов занятий и опоздания на них (без уважительной причины).

На кафедре предусмотрена система начисления поощрительных и штрафных баллов, которая, при соблюдении требований учебного процесса, позволяет либо повысить уровень текущего рейтинга, либо понизить, если студент их нарушает.

Итоговая рейтинговая оценка показывает преподавателю и студенту действительную картину состояния процесса обучения. Итак, рейтинговая система — это метод оценки успеваемости студента, учитывающий не только его ответ в день экзамена, но и совокупность всех текущих показателей его работы в течении всего семестра. Окончательная оценка успеваемости студента за семестр по дисциплине «Управление эксплуатационной работой» выводится на основе суммирования рейтинговых баллов, полученных студентом на всех контрольных точках в течение семестра, а также во время экзаменационной сессии. Такая система оценки уже работает во многих высших учебных заведениях страны, в том числе и в ДВГУПСе.

Билеты на экзамены готовятся по подобному принципу: включаемые вопросы охватывают весь курс дисциплины, увязаны между собой и оцениваются определенным образом. В этом случае снижается роль случайных факторов при сдаче экзамена. Итоговый результат получается более объективным.

 

Литература:

 

1.      Широкова В. В., Петухова С. Ю. Организация диагностики и контроля знаний, умений, навыков при самостоятельной работе студентов, Материалы межрегиональной научно-методической конференции 18–20 ноября 2008 г., с.153–158.

2.      Попов Ю. В., Подлеснов В. Н., Садовников В. И., Кучеров В. Г., Андросюк Е. Р. Практические аспекты реализации многоуровневой системы образования в техническом университете: Организация и технологии обучения. М., 1999. — 52 с., р. 3.1 Самостоятельная работа студентов С. 15–24. — (Новые информационные технологии в образовании: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 9).

3.      Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России № 1, 2000, с.114–115.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельной работы, самостоятельную работу, Самостоятельная работа студентов, самостоятельную работу студентов, самостоятельной работы студентов, самостоятельной работы студента, обучения студентов, Организация самостоятельной работы, рейтинговой системы, Похожая статья, расчетно-графических работ, лабораторных работ, старших курсах, курсовых проектов, «Эксплуатация железных дорог», специалиста железнодорожного транспорта, «Управление эксплуатационной работой», специальности «Эксплуатация железных, значения экзаменационных оценок, оценка СРС студентов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос