Изучение влияния темперамента студентов 2-курса ИФЭиУ на их успеваемость | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Березина, И. В. Изучение влияния темперамента студентов 2-курса ИФЭиУ на их успеваемость / И. В. Березина, Т. Ю. Малютина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11.1 (115.1). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30736/ (дата обращения: 16.12.2024).



С целью выявить взаимосвязь темперамента студентов с их успеваемостью было проведено исследование среди обучающихся 2го курса на трех направлениях подготовки Института финансов, экономики и управления. В качестве метода исследования был взят Личностный опросник Г. Айзенка, содержащий 57 вопросов, дающих личностную оценку по трем пунктам: экстраверсия-интроверсия, нейротизм, «шкала лжи».

Собранные данные обрабатывались при помощи ключа. Исходя из набранного количества баллов по каждому пункту определялись: социальная ориентация личности, эмоциональная стабильность и демонстративность поведения (ориентированность испытуемого на социальное одобрение).

По Словарю Ожегова «темперамент — совокупность индивидуальных психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в силе чувств, поведении. Сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический темпераменты»[2].

Холерик (от греч. cholй — желчь) — субъект, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью, иногда бывает агрессивным [1].

Меланхолик (от греч. (melanos) — черные, chole — желчь) — субъект, характеризующимся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность[1].

Сангвиник (от лат. sanquis — кровь) — субъект, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Эмоции — преимущественно положительные —быстро возникают и быстро сменяются [1].

Флегматик (от греч. phlйgma — слизь) — субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством [1].

Полученные данные были сгруппированы в соответствующие таблицы для каждого направления подготовки (табл. 1).

Таблица 1

Группировка студентов кафедры Финансы и кредит по типу темперамента

Кафедра

Меланхолик

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Общее число студентов

Финансы и кредит

7

7

7

3

24

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

4

5

12

3

24

Менеджмент организаций

4

9

8

3

24

Для всех типов темперамента был найден средний балл студентов при помощи средней арифметической взвешенной. За Х принята отметка, полученная студентом во время зимней сессии учебного года 2015-2016, а за f — частота, с которой эта отметка встречается среди обучающихся с данным типом темперамента (табл. 2,3,4). Обработанные результаты наглядно представлена на рисунках 1,2,3.

Таблица 2

Расчет среднего балла студентов, обучающихся по направлению Финансы и кредит

Подсчет среднего балла у студентов с темпераментом "Меланхолик"

Подсчет среднего балла у студентов с темпераментом "Холерик"

Подсчет среднего балла у студентов с темпераментом "Сангвиник"

Подсчет среднего балла у студентов с темпераментом "Флегматик"

Х

f

Х

f

Х

f

Х

f

5

13

5

12

5

13

5

2

4

10

4

12

4

13

4

7

3

2

3

11

3

9

3

6

Хср

4,4

Хср

4,0

Хср

4,1

Хср

3,7

Таблица 3

Расчет среднего балла студентов, обучающихся по направлению Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Подсчет среднего балла у студентов с темпераментом "Меланхолик"

Подсчет среднего балла у студентов с темпераментом "Холерик"

Подсчет среднего балла у студентов с темпераментом "Сангвиник"

Подсчет среднего балла у студентов с темпераментом "Флегматик"

Х

f

Х

f

Х

f

Х

f

5

9

5

3

5

21

5

1

4

9

4

19

4

31

4

4

3

9

3

3

3

7

3

2

Хср

4,0

Хср

4,0

Хср

4,2

Хср

3,9

Таблица 4

Расчет среднего балла студентов, обучающихся по направлению Менеджмент организаций

Подсчет среднего балла у студентов с темпераментом «Меланхолик»

Подсчет среднего балла у студентов с темпераментом «Холерик»

Подсчет среднего балла у студентов с темпераментом «Сангвиник»

Подсчет среднего балла у студентов с темпераментом «Флегматик»

Х

f

Х

f

Х

f

Х

f

5

3

5

8

5

11

5

2

4

6

4

13

4

3

4

3

3

3

3

6

3

10

3

4

Хср

4,0

Хср

4,1

Хср

4,0

Хср

3,8

Рис.1 — Средний балл по каждому типу темперамента для кафедры Финансы и кредит

Рис. 2 — Средний балл по каждому типу темперамента для кафедры Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Рис. 3 — Средний балл по каждому типу темперамента для кафедры Менеджмент организаций

Используя средний балл по каждому типу темперамента был сделан вывод, состоящий в том, что по направлению подготовки Менеджмент организаций успешнее всего обучаются студенты с темпераментом «Холерик», обладающие врожденными лидерскими способностями и умением принимать оперативные решения. По специальности Финансы и кредит самые высокие результаты показывают студенты с типом темперамента «Меланхолик», склонные к затяжной монотонной работе, дотошные. Внимательным и усидчивым «Сангвиникам» и «Флегматикам» подходит специальность Бухгалтерский учет.

Литература:

  1. Психологический словарь // Мир психологии. URL: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=499 (дата обращения: 16.05.2016).
  2. Словарь Ожегова // Толковый словарь русского языка. URL: http://www.ozhegov.org/ (дата обращения: 16.05.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): подсчет среднего балла, тип темперамента, студент, темперамент, Бухгалтерский учет, Менеджмент организаций, психическая активность, расчет среднего балла студентов, направление подготовки, Финансы.


Похожие статьи

Результаты психолого-педагогического исследования по изучению уровня стрессоустойчивости и стресса студентов первокурсников и по определению их уровня адаптации к требованиям ВУЗа

Теоретическое исследование потенциала самостоятельной познавательной деятельности в профессиональной подготовке студентов педвуза

Мотивационный профиль личности студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС, г. Владивосток)

Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в условиях МДОУ

Диагностирование развития математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ

Влияние опытно-экспериментальной деятельности на развитие детей дошкольного возраста на примере средней группы МАДОУ № 20

Анализ использования технологии исследовательской деятельности при изучении курса биологии 8 класса в школах городского округа Выкса

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Актуальность развития временной компетентности личности у студентов педагогического вуза

Похожие статьи

Результаты психолого-педагогического исследования по изучению уровня стрессоустойчивости и стресса студентов первокурсников и по определению их уровня адаптации к требованиям ВУЗа

Теоретическое исследование потенциала самостоятельной познавательной деятельности в профессиональной подготовке студентов педвуза

Мотивационный профиль личности студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС, г. Владивосток)

Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в условиях МДОУ

Диагностирование развития математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ

Влияние опытно-экспериментальной деятельности на развитие детей дошкольного возраста на примере средней группы МАДОУ № 20

Анализ использования технологии исследовательской деятельности при изучении курса биологии 8 класса в школах городского округа Выкса

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Актуальность развития временной компетентности личности у студентов педагогического вуза

Задать вопрос