В данной статье рассматривается проблема развития познавательных УУД младших школьников с помощью техники «зентангл». Рассматривается актуальность данной техники и особенности и положительные аспекты ее использования.
Ключевые слова: познавательные УДД, УУД, «зентангл», арт-терапия
В современном мире существует множество разнообразных техник для развития познавательных процессов, моторных функций и качеств ребенка. Все они имеют свои цели, особенности использования. Но, с введением ФГОС, система образования школьников, а так же дошкольников и студентов сильно изменилась, что требует освоения и применения новых техник для достижения целей образования. Одной из главных проблем современной системы обучения младших школьников, по-прежнему остается формирование универсальных учебных действий (УУД).
С поступлением в школу, на ребенка «сваливается» множество различного рода информации — уроки, кружки, внеклассные занятия, общение с одноклассниками, взрослыми, учителями, родителями и т. д. Не зря современное общество называют информационным, отмечая в его особенностях высокий уровень развития и использования информационных технологий, большой объем различной информации, которой должен владеть человек, уже с первых ступеней обучения. В настоящее время огромной проблемой явилось не просто научение детей, наделение их определенным набором знаний, умений и навыков, сколько обучение детей ориентировке в информационном обществе, умению мыслить и работать с огромным объемом данных в современном обществе. Необходимость данной работы и явилась актуальностью нашего исследования.
Объектом исследования младший школьный возраст был выбран не случайно. Это во многом определяющий период жизни для ребенка. В это время в процессе обучения формируют и развивают все познавательные процессы, сформировывается мотивация обучения, привычки, характер. Переходя на терминологию ФГОС НОО — необходимо формировать универсальные учебные действия детей.
Согласно ФГОС НОО, который опирается на системно — деятельностный подход, обучение школьника предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Сюда входит формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; а так же способность определять наиболее эффективные способы достижения результата [4].
УУД обозначает личностное развитие и совершенствование посредством осознанного и деятельного присваивания ранее неизвестного опыта социального взаимодействия. С позиции психологии данное определение объясняется как сложная система действий ребенка, при помощи которых обеспечивается его культурная идентификация, общественная грамотность, терпимость, способность к присваиванию знаний и умений без посторонней помощи [1].
Выделяется 4 блока УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные действия. Для успешного обучения в начальной школе у ребенка должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. Это один из наиболее важных блоков, которые должны формироваться и развиваться в младшем школьном возрасте. Познавательные универсальные учебные действия включают в себя умение результативно мыслить и работать с информацией в современном информационном обществе. Формирование данных умений представляется для специалистов большой проблемой, так как объем полезной информации, которой должен владеть ребенок, постоянно увеличивается, а объем памяти остается постоянным. Младшего школьника необходимо научить не только мыслить, делать логические выводы, но и научить ориентировке в огромном объеме информации, который наполняет наше общество
Младший школьный возраст — один из наиболее сензитивных периодов в жизни ребенка, когда развиваются практически все психические процессы. Наравне с учебной деятельностью, в данном периоде остается игровая, творческая деятельность. Дети любят рисовать, лепить, мастерить, тем самым развивая свои моторные навыки, креативность. Таким образом, с данными детьми целесообразно применение методов арт-терапии.
Арт-терапия — это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов (пациентов) изобразительным творчеством. Арт-терапия может рассматриваться как одно из ответвлений так называемой психотерапии искусством (expressive arts therapies) наряду с музыкальной терапией, драматерапией и танцедвигательной терапией. Слово «арт-терапия» впервые начало использоваться в англоязычных странах примерно в 40-е годы XX века. Им обозначались разные по форме и теоретическому обоснованию варианты лечебной и реабилитационной практики. Нельзя отрицать тот факт, что технология “лечение искусством” (арт-терапия) зародилась практически одновременно с появлением самого искусства. На каждом этапе развития общества для “исцеления” больных применялись такие средства как музыка, танец, рисование, скульптура, театр, ритуалы и многое другое [2].
Одним из наиболее интересных и набирающих популярность современных методов арт-терапии является техника «зентангл». Это технология интуитивного рисования, когда клиент рисует на бумаге различные загогулины. Книжные магазины и интернет-сайты наполнены подобными «зентанглами», «зендудлингами» и антистресс-раскрасками. Но это лишь отчасти относится к данной технологии [5].
«Зентангл» — запатентованный метод арт-терапии, авторами которого являются Рик Робертс и Мария Томас. В данном методе есть некоторые правила, которых необходимо придерживаться, чтобы нарисовать свой «зентангл». В идеале рисунки воспроизводят на квадратах 9 на 9 см белой нелинованной бумаги. Так же возможно разграничение зоны рисунка линией, деление поля на сектора, в которых будут расположены различные узоры [3].
Зентангл — это абстрактный, разделенный на части рисунок, нарисованный по принципам метода зентангла. Не нужно никакой технологии, специальных материалов или образования, рисовать в данной технике могут даже маленькие дети. Вот несколько основных правил техники «зентангл»:
– У листа не должно быть ни верха, ни низа — он не ориентирован в пространстве.
– Он не должен представлять какой-либо узнаваемый предмет; в идеале, он должен быть абстрактным.
– Рисунок следует выполнять черными чернилами на белой бумаге.
– Зентангл задуман быть небольшим и быстрым, так что его можно создать в любое время, когда приходит вдохновение.
Рис. 1. Пример готового «зентангла». [3]
Нельзя не отметить практическую пользу данной технологии: «Зентангл улучшает память, стимулирует творческие способности, поднимает настроение, успокаивает в стрессовых ситуациях и может быть использован как инструмент управления гневом» [2]. К тому же рисование «зентангла» способствует выстраиванию внутреннего плана действий, дает возможность упорядочить мысли и направить их в нужное русло.
Таким образом, анализируя все вышесказанное, можно сказать, что достижение данных целей, возможно с помощью применения любопытной и новой техники интуитивного рисования «зентангл». Данная техника представляется нам наиболее интересной и в дальнейшем нами будет проведено исследование с изучением влияния данной техники на развитие познавательных универсальных учебных действий младшего школьника.
Литература:
- Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
- Копытин А. И. Арт-терапия — новые горизонты [Текст]/ Под ред. А. И. Копытина. — М.: Когито-Центр, 2006. — 336с.
- Крахула Б. Зентангл. Рисование для релаксации, вдохновения и удовольствия [Текст]/ Бекка Крахула. Пер. И.Кочнева. — Питер, 2014. — 128с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2011. — 33 с. — (Стандарты второго поколения).
- Феоктистова Е. А. Современные методы арт-терапии в работе с детьми «группы риска» // Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»: опыт, проблемы и перспективы: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием (9–10 декабря 2015 г.) — Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. — С.394–397.