Актуальность исследования обусловлена колоссальными потребностями общества и системы образования в разработке проблем профессионального и личностного самоопределения молодежи и школьников. Современное сложное состояние общества порождает такие условия выбора профессии, к которым не готовы выпускники школ и учебных заведений, в том числе и морально, и психологически. С другой стороны, нельзя не учитывать сложный социокультурный и экономический контекст жизни школьников. На профессиональное самоопределение школьников оказывают влияние региональные, демографические, социально-стратификационные факторы, которые в значительной степени обусловливают и конкретизируют реальность их жизненной ситуации, определяющую выбор профессии [2].
Психологи и педагоги, работающие со старшеклассниками, отмечают большую зависимость от родителей и инфантилизм молодежи при выборе профессии [2].
Важнейшим фактором развития личности в период обучения в 9–11-х классах является стремление старшеклассника строить жизненные планы, обдумывать построение жизненной перспективы. При этом жизненные планы нередко аморфны и включают в себя только цели, без четкого осознания способов достижения, без стремления оценить собственные ресурсы — субъективные и объективные. И естественно, что на данной ступени возрастного развития еще не происходит самоопределения как такового, ведь имеются только намерения, планы на будущее, не реализованные в деятельности.
Поэтому важно помочь молодым людям не растеряться, не занять агрессивную позицию, а суметь самоопределиться в жизни и профессии, которая удовлетворяла бы их духовные и материальные потребности, позволяла максимально использовать и развивать природные способности и личностные качества.
Профориентация в современной школе пока не достигает своих главных целей — формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Поэтому весьма актуальным остается изучение условий и факторов, способствующих повышению психологической готовности школьников к самоопределению, то есть обеспечивающих самопознание учащихся, их профессиональное мотивирование и развитие отношений личности, расширение кругозора в мире труда и профессий.
В нашем исследовании мы предположили, что существуют возрастные, индивидуальные и типологические различия в профессиональном самоопределении старших школьников.
С целью изучения психологических особенностей личностного и профессионального самоопределения старшеклассников нами было проведено исследование в школах Брюховецкого района. В исследовании приняли участие 46 школьников в возрасте 15–17 лет. Экспертами выступили методист и психологи центра профориентационной работы, руководители образовательных учреждений.
Для решения задач исследования к участию были привлечены родители старшеклассников (24 человека) и учителя (12 человек).
Так, согласно полученным результатам самохарактеристик, профессиональное становление процесса самоопределения учащихся девятых классов отличается эмоционально-положительным включенным отношением к ситуации выбора профессии, неопределенным отношением к доступной профессиональной информации, ориентацией на содержательную внутреннюю привлекательность профессии и социальную обусловленность выбора.
Учащиеся десятого класса испытывают эмоционально-отрицательное отношение к ситуации выбора профессии, не испытывают информационной неопределенности. Важными признаками профессии считают ее престижность и перспективность. Не опираются при выборе на социальное окружение.
Одиннадцатиклассники испытывают неопределенное отношение к ситуации профессионального самоопределения (не отрицательное и не положительное). Они активны в добывании профессиональной информации для принятия решения, ориентируются на социальную престижность, перспективы профессии, мнение друзей и близких.
Таким образом, изменение компонентов и параметров профессионального самоопределение в исследуемых группах позволило более отчетливо представить динамику процесса профессионального самоопределения на разных этапах профессионального развития.
При анализе профессиональных планов старшеклассников оказалось, что они сформированы у 25,3 % испытуемых, не сформированы — у 42,9 %, в большинстве случаев профпланы подростков частично сформированы 31,29 %.
К 16 годам отмечается тенденция к снижению степени сформированности профессиональных планов. Затруднения в формировании профессиональных планов касаются, прежде всего, юношей. Большинство из них не имеют сформированного профессионального плана. У девушек профессиональные планы более сформированы, чем у юношей.
Таким образом, учитывая, что у юношей в возрасте 16 лет отмечается существенная перестройка профессиональной направленности и связанное с ней снижение степени сформированности профессиональных планов, можно предположить, что профессиональное самоопределение юношей формируется позже, чем у девушек, а период 16 лет, возможно, является критическим для этого процесса.
В результате исследования критериев профессионального самоопределения были получены результаты, которые представлены в таблице.
Таблица 1
Распределение выборки по уровням критериев профессионального самоопределения у школьников
Критерии |
Неадекватный |
Адекватный |
Перспективный |
Креативно-когнитивный |
46 |
40 |
14 |
Мотивационно-ценностный |
41 |
44 |
15 |
Аффективный |
44 |
47 |
9 |
Социально-коммуникативный |
47 |
45 |
8 |
Рефлексивно-деятельностный |
40 |
49 |
11 |
В качестве показателей креативно-когнитивного критерия у школьников выступают: уровень осознания и понимания личностно-профессионального самоопределения, выбора профессии, профессиограммы, профессиональных целей; характер творческой активности; характер и особенности образа будущей профессиональной деятельности и личности профессионала как эталонов для осознания своих качеств.
Данные по результатам изучения потенциальных творческих возможностей школьников (экспертами выступили учителя) показали, что учащиеся, имеющие более высокий уровень развития творческого потенциала, обладают адекватным и перспективным уровнями профессионального самоопределения и, наоборот, с низким — неадекватным.
Таким образом, полученные ответы школьников позволяют выделить три уровня профессионального самоопределения по возрасту, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сформированность профессионального самоопределения
Возраст |
Уровни профессиональной самоориентации (в процентах) |
||
перспективный |
адекватный |
неадекватный |
|
15 лет |
5 |
29 |
66 |
16 лет |
7 |
35 |
58 |
17 лет |
14 |
42 |
44 |
По всем критериям наиболее представлены в выборке школьников неадекватный и адекватный уровни профессионального самоопределения, перспективный уровень отражает минимальную часть всей выборки. При этом следует отметить, что, несмотря на то, что к 17 годам отмечается тенденция к снижению степени сформированности профессиональных планов, уровень профессионального самоопределения повышается. Это свидетельствует о том, что в целом по выборке отмечается неустойчивость, несформированность профессионального самоопределения.
По методике «Потребность в достижениях» Ю. М. Орлова были получены следующие результаты. Низкий уровень отмечается у 31,2 %, средний — у 53,25 %, низкий уровень показали 15,5 % испытуемых. При этом отмечается, что более высокая потребность в достижениях у юношей, пик ее приходится на 16 лет, к 17 годам уровень несколько снижается. Это можно объяснить тем, что 17-летние школьники находятся на пороге самостоятельной жизни и у них присутствует желание продлить период детства, не брать на себя ответственность в будущем.
По методике «Карта интересов» А. Е. Голомштока в модификации
Г. В.Резапкиной были выявлены половые различия. Интересы девочек — мода, путешествия, лёгкая музыка, психология. У мальчиков предпочтения несколько иные: путешествия, техника, политика, психология, география. Анализ результатов показал, что у большинства старшеклассников интересы не связаны со школьными предметами.
Сопоставление самохарактеристик и предпрофессиональных интересов, склонностей и предпочтений позволило выявить ряд противоречий, затрудняющих выбор будущей профессии. К таким противоречиям относится несовпадение интересов и способностей учащихся, и как следствие этого — несовпадение сферы интересов и выбираемой профессии.
Подобные противоречия встречаются чаще других, причём, у мальчиков их больше (26 %), чем у девочек (9 %).
Авторизованная анкета жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников позволила нам выделить следующие мотивы: 1 — интересы; 2 — способности; 3 -мотив «родительского одобрения»; 4 — мотив «учительского одобрения»; 5 — мотив «солидарности с одноклассниками»; 6 — прагматический мотив; 7 — престижный мотив; 8 — мотив «реальных достижений» (ориентация на успеваемость).
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно отметить, что у исследуемой группы школьников в построении профессиональной перспективы на этапе предварительного самоопределения существуют определенные сложности.
Литература:
- Исаева Д. А. К вопросу о соотношении личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости // Казанская наука. 2012. № 9. С. 312–318.
- Собкин B. C. Старшеклассник в современном мире: эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 2007. 178 с.