Библиографическое описание:

Гущин М. О., Шипулина Е. С. Студенты-медики об инклюзивном образовании в России // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1325-1328.



Ключевые слова: социальная политика государства, здравоохранение, инклюзивное образование, люди с ограниченными возможностями, социологический опрос.

В 2010 году в России начался процесс внедрения инклюзивного образования. Под инклюзивным образованием подразумевают «обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [8].

С точки зрения официальной власти, в частности, председателя Совета Федерации РФ В. Матвиенко, инклюзивное образование сегодня является способом «исправления социальной несправедливости в отношении детей с отклонениями в физическом и психическом здоровье», возможностью «активно участвовать в жизни общества, реализовать себя в ней» [9].

На реализацию государственной программы выделены значительные средства из федерального бюджета. Эти средства должны быть потрачены, в основном, на создание в учебных заведениях необходимых условий для безбарьерной среды [1–2, 9].

Часто внедрение инклюзивного образования на местах сводится к сокращению специализированных учебных заведений [3–4]. Важно отметить, что внедрение инклюзивного образования не означает их «ликвидацию» [8]. Закон «Об образовании в Российской Федерации», по-прежнему, предусматривает создание органами власти «отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по адаптированным основным общеобразовательным программам, для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами» и др. недостатками в развитии [11].

В. Матвиенко уверила, что сохранение вариативности образования является обязательным условием внедрения инклюзивного образования в России: «… сеть специализированных (коррекционных) обучающих учреждений не дублирует инклюзивное образование, а его дополняет, особенно в случаях тяжёлой инвалидности. Поэтому данную систему следует укреплять, а не свёртывать» [9].

Внедрение инклюзивного образования в России столкнулось с двумя серьёзными проблемами. Во-первых, с нехваткой квалифицированных кадров [9]. Во-вторых, с неоднозначным отношением российского общества, которое «однако, не столь оптимистично [как российская власть] в оценке перспектив инклюзивного образования. Согласно масштабному социологическому опросу, проведенному ФОМ в 2012 году, каждый третий житель страны выступил против инклюзии, то есть совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями» [5, c. 58–59, 10]. Столь же критично настроены и специалисты, указывающие на «огрехи практического воплощения» инклюзии [5, с. 60–61]. А вот родителей детей с ограниченными возможностями, напротив, практически безоговорочно ее приветствуют [5, с. 60]. А как относятся к инклюзии сами люди с ограниченными возможностями? Например, студенты-медики?

В марте-апреле 2016 года в рамках деятельности научной секции кафедры «Истории Отечества, истории медицины, политологии и социологии» ПГМУ имени академика Е. А. Вагнера Минздрава России было проведено анонимное анкетирование студентов, с ограниченными возможностями, с целью определить их отношение к инклюзивному образованию в России. В качестве респондентов выступили 5 человек: 4 девушки и 1 мужчина в возрасте от 18 лет до 31 года.

Большинство респондентов (80 %) осведомлено о том, что в России сейчас идет процесс внедрения инклюзивного образования. Все они, без исключения (100 %), относятся к идее внедрения инклюзивного образования в России положительно.

Многие респонденты (60 %) согласны с высказыванием председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентины Матвиенко: «У здоровых детей обучение в школах с инклюзивным образованием воспитывает толерантность, доброту, ответственность» [9]. Один из респондентов так прокомментировал ситуацию: «В большинстве случаев да, но бывает и такие ситуации, когда здоровый человек попросту не хочет принимать другого, ни такого, как он, это порождает издевательство и насилие».

Все студенты, принимавшие участие в анкетировании, проходили обучение в обычной, неспециализированной школе. С точки зрения более половины респондентов (60 %), людям с ограниченными возможностями легче адаптироваться (приспособиться) к учебе в ВУЗе после обычной школы.Пятая часть респондентов (20 %) отрицает саму необходимость адаптации. Еще одна пятая часть (20 %) затрудняется ответить на вопрос.

Большая часть респондентов (60 %) легко адаптировалась к учебе в ВУЗе.Те же 20 % респондентов, которые затруднились ответить на вопрос и те 20 %, которые признались в наличие проблем с адаптацией, не смогли четко сформулировать проблемы, с которыми столкнулись. Также ими не был ни отмечен ни один предложенный вариант ответов, а именно: отсутствие/недостаточность комфортных материальных условий (пандусов, специально оборудованных учебных мест и пр.); направленность преподавателя на среднестатистического студента в группе; отсутствие индивидуального подхода; формальное прохождение программы на «тройку»; трудности с совмещением программ для здоровых студентов и студентов с ограниченными возможностями; отсутствие гибкости образовательных стандартов; негативное отношение одногруппников.

С точки зрения всех респондентов (100 %), основным положительным моментам совместного обучения является возможность получить новые умения и навыки (участие в конференциях, олимпиадах и других научных и общественных мероприятиях наряду с другими студентами). Большинство респондентов (80 %) отметили развития гуманного отношения здоровых людей к людям с ограниченными возможностями, возможность неограниченной социализации (общения со сверстниками), избавление от чувств «ущербности», «инаковости». Некоторые респонденты подчеркнули возможность развития адаптивных навыков (60 %) и развитие самостоятельности (40 %).

Мнения респондентов о том, влияет ли совместное обучение на качество образования, разделились. Почти половина респондентов (40 %) уверена, что не влияет, столько же — определенно, да. Пятая часть (20 %) говорит о понижении и пятая — о повышении качества образования.

Никто из проанкетированных респондентов не имеет среди своих близких родственников-медиков. Большинство респондентов (80 %) выбрали профессию врача по призванию сердца: «Хочется помогать людям. Единственная сфера, которая привлекает. Она интересна и есть возможность развиваться». Следует отметить, что желание помочь больному лежит в основе всей профессиональной деятельности врачей, должным образом отражается в их мыслях и поступках [6, c. 416]. Особенно это характерно для молодежи, которая еще «полна энергии, энтузиазма и бескорыстного стремления» [7, c. 11].

Почти каждый второй респондент (40 %) связывает свой выбор профессии врача со своими ограниченными возможностями. Однако большая часть (60 %) затрудняется ответить да или нет. Как сформулировал один из респондентов: «Когда живешь с заболеванием практически всю жизнь, сложно сказать, влияет оно на твой выбор или нет».

Самым сильным стимулом (40 %) выбора профессии врача (для тех респондентов, которые связывает свой выбор со своими ограниченными возможностями) является желание «помочь другим людям разобраться со своими недугами»: «Почти 3,5 лет «пролежал» в разных больницах и видел работу врачей, и самому захотелось учиться». Некоторым хочется «всем доказать», что они могут учиться в медицинском ВУЗе, несмотря на ограниченные возможности, некоторым (20 %) выяснить, как современная медицина может улучшить качество их жизни.

С точки зрения большинства респондентов (80 %), их ограниченные возможности не мешают им достойно учиться. Поэтому многие признают (80 %), что редко подходят к преподавателям и просят о каких-либо особых условиях, связанных с их ограниченными возможностями. Некоторые говорят «подробнее про недуг», только когда их спрашивают. И, как правило, преподаватели идут респондентам на встречу, помогают в сложных ситуациях (80 %).

Более половины респондентов (60 %) испытывают затруднения при оценке политики государства по отношению к людям с ограниченными возможностями. Мнения остальных разделились поровну.

Таким образом, подводя итоги, необходимо отметить, что, во-первых, большинство респондентов приветствуют внедрение инклюзивного образования в России, а, во-вторых, в целом довольны сложившимися условиями обучения.

Литература:

  1. Домчева Е. Школы сделают удобными для детей-инвалидов // Российская газета [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2014/07/22/invalidi-site-anons.html (дата обращения: 27.07.2015).
  2. Ивойлова И. В школах вводят инклюзивное образование // Российская газета [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2012/04/19/inclusiv-site.html (дата обращения: 27.07.2015).
  3. Ивойлова И. О зарплате, ЕГЭ и воспитании // Российская газета [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2014/10/23/obrazovanie.html (Дата обращения: 27.07.2015).
  4. Ивойлова И. Шанс семьи Маркеловых // Российская газета [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2013/01/22/semia.html (Дата обращения: 27.07.2015).
  5. Короткова М. Н., Потапова И. А. Социальная политика государства: к вопросу об инклюзивном образовании в России // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2016. № 1 (53). C. 57–62.
  6. Короткова М. Н., Таланова А. А. Об эффективности государственной политики в области донорства крови и ее компонентов // Молодой ученый. 2015. № 18. С. 416–419.
  7. Короткова М. Н., Шпитько А. П., Коченков А. В. Отношение медицинского персонала к коммерциализации медицинских услуг //Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2015. №.46. C. 6–12.
  8. Ласкина Н. В., Новикова Н. А., Лежнева Н. С. и др. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс.
  9. Матвиенко В. Школа равных возможностей // Российская газета [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2014/08/14/invalidy.html (Дата обращения: 27.07.2015).
  10. Образование без границ: дети-инвалиды в обычных школах // ФОМ: [сайт]. URL: http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/10588 (Дата обращения: 28.07.2015).
  11. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченными возможностями, инклюзивного образования, внедрения инклюзивного образования, Большинство респондентов, внедрение инклюзивного образования, часть респондентов, половины респондентов, процесс внедрения инклюзивного, точки зрения, инклюзивное образование, школы.Пятая часть респондентов, Большая часть респондентов, качестве респондентов, «Об образовании, половина респондентов, Мнения респондентов, зрения большинства респондентов, председателя Совета Федерации, большинство респондентов, 273-ФЗ «Об образовании.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос