Готовность студентов педагогического вуза к реализации инклюзивного образования в условиях ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 15.04.2017

Статья просмотрена: 232 раза

Библиографическое описание:

Петрова Т. Н. Готовность студентов педагогического вуза к реализации инклюзивного образования в условиях ФГОС // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 617-619. — URL https://moluch.ru/archive/149/42038/ (дата обращения: 17.10.2018).



В данной статье рассматривается вопрос о реализации инклюзивного образования и о роли подготовки педагогических кадров к его реализации в условиях внедрения ФГОС. Проанализированы взгляды отечественных ученых по данной проблеме. Приведены данные практического изучения готовности студентов педагогического вуза к реализации инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, студент, диагностика

До недавнего времени в Российской Федерации обучение детей с ограниченными возможностями осуществлялось в основном в специализированных школах, что приводило таких детей к социальной изоляции. Многие педагоги и родители были категорически против, они выступали за включение особенных детей в обычное детское сообщество [3]. Поэтому в настоящее время остро встает вопрос об организации образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как ведущей тенденцией на современном этапе становится внедрение инклюзивного образования в практику работы образовательных учреждений.

В условиях реализации ФГОС и программы «Доступная среда» были сделаны попытки построения доступного пространства для данной категории детей. В Российской Федерации также действует проект «Интеграция лиц с особыми образовательными потребностями», в ходе которого в 11 регионах созданы экспериментальные площадки по инклюзивному обучению детей, имеющих особые образовательные потребности. Министерством образования принято решение о вводе в учебные планы педагогических вузов таких курсов, как «Особенности психологии детей с особыми образовательными потребностями» и «Основы специальной (коррекционной) педагогики». Но существуют еще и не разрешенные вопросы. Поэтому данной проблеме уделяется особое внимание [5].

По действующему законодательству дети с ОВЗ имеют право на обучение совместно с нормативными детьми. Но часто встает проблема: наши образовательные учреждения еще не готовы к работе с такими детьми, педагоги не имеют достаточной квалификации или бояться работать с подобного рода учениками, часто встречается слабое финансовое обеспечение школ (отсутствие необходимого оборудования).

С 2017 года в России вступает в силу Профессиональный стандарт «Педагог», утвержденный от 18.10.2013 года. В соответствии с данным документом, педагоги обязаны использовать специальные подходы к обучению детей с ОВЗ при включении их в образовательный процесс.

Подробнее остановимся на проблеме подготовки будущих педагогов к работе с детьми, имеющими ОВЗ, так как именно от качества их подготовки зависит эффективность работы с такими учениками, успешность их адаптации и социализации в обществе.

Для работы в рамках инклюзивного образования будущему педагогу необходимо знать особенности состояния здоровья каждого из детей, посещающих класс или группу. К группе учеников с ОВЗ относятся дети, имеющие:

1) задержку психического развития, временное отставание в развитии психики;

2) нарушения эмоционального развития;

3) нарушения поведения;

4) речевые, слуховые и зрительные нарушения;

5) нарушения опорно-двигательного аппарата;

6) умственную отсталость

7) комплексное отставание в развитии.

Формирование готовности к реализации инклюзивного образования у педагогов начинается в вузе. Поэтому важно на этом этапе подготовить студента-бакалавра, будущего педагога, к психологическому принятию таких детей, научить эффективно с ними взаимодействовать.

Данной проблеме уделяют особое внимание такие специалисты, как О. В. Брызгалова, Н. Н. Малофеев, Н. М. Назарова, И. М. Яковлева и др. Так И. М. Яковлева утверждает, что подготовка будущих специалистов отвечает не всем потребностям педагогической практики [6].

Важно заметить, что подготовка педагогов по традиционной модели не соответствует требованиям, которые предъявляются к педагогам в условиях реализации инклюзивного образования. В связи с этим в настоящее время необходима разработка новых подходов к подготовке педагогов, направленных на формирование компетентности педагога в реализации инклюзивного образования как составной части его профессиональной культуры [4].

По мнению некоторых отечественных и зарубежных ученых ведущую роль в эффективной реализации инклюзивного образования играет психологическая, методическая и организационная готовность будущих педагогов к обучению и воспитанию детей с ОВЗ [1,2].

В данной статье приводятся результаты изучения готовности студентов педагогического вуза к работе с детьми в рамках инклюзивного образования. Нами было проведено исследование на базе факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «ННГУ им. Н. И. Лобачевского» (Арзамасский филиал). В нем приняли участие студенты 1 курса в количестве 11 человек, обучающиеся по профилю «Начальное образование». В качестве диагностического средства использовалась составленная нами анкета-опросник.

Приведем некоторые вопросы, включенные нами в анкету:

  1. Как Вы понимаете инклюзивное образование?
  2. Кто такие дети с ОВЗ на Ваш взгляд?
  3. Интересовались ли Вы особенностями организации обучения детей с ОВЗ?
  4. Эффективно ли на Ваш взгляд инклюзивное образование?
  5. Планируете ли Вы в дальнейшем получение дополнительного образования или прохождение специальной подготовки для работы с детьми, имеющими ОВЗ?
  6. Известны ли Вам методики коррекционной работы с такого рода детьми?
  7. Испытываете ли Вы психологический дискомфорт, в связи с необходимостью в ближайшей перспективе осуществлять работу с детьми, имеющими нарушения в развитии?
  8. Удовлетворены ли Вы состоянием настоящей работы коллектива школы с детьми, имеющими нарушения в развитии? Объясните почему.

Нами были получены следующие результаты: в целом отношение у студентов к детям с ограниченными возможностями здоровья положительное, однако, 7 человек (63,6 %) не интересовались организацией обучения детей с ОВЗ, 1 человек (9 %) считает инклюзивное образование неэффективным, 1 человек (9 %) дает неправильное определение инклюзивному образованию, 6 опрошенных (54,5 %) не планируют в дальнейшем проходить специальную подготовку для работы с такими детьми. На основе полученных данных нами была составлена диаграмма (рис.1).

Рис. 1.Уровень готовности студентов к реализации инклюзивного образования

Следовательно, можно сделать вывод о том, что у студентов еще не сформирована готовность к реализации инклюзивного образования. Это говорит о том, что необходимо вести более тщательную подготовку будущих педагогов к работе в условиях внедрения инклюзивного образования на этапе обучения в вузе, восполнять существующие пробелы в их знаниях.

Подводя итоги проведенного нами исследования, можно сделать вывод, что полученные данные и приведенные в статье факты будут полезны студентам и педагогам высших учебных заведений с целью повышения эффективности подготовки будущих специалистов к реализации инклюзивного образования в рамках ФГОС. Инклюзивное образование начинает набирать все большую популярность, поэтому важно качественно подготовить специалистов, способных работать в этой области.

Литература:

  1. Алехина Н. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / Н. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. — 2011. — № 1. — С. 83–92.
  2. Гольдфарб О. С. Опыт подготовки студентов-дефектологов Челябинского государственного университета в области сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья / О. С. Гольдфарб; отв. ред. М. В. Овчинников // Инклюзивное профессиональное образование: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (21–22 нояб. 2014 г). Челябинск: Изд-во Челяб. Гос. ун-та. — 2015. — С. 5–7.
  3. Конашенкова К. О. Проблематика инклюзивного образования // Молодой ученый. — 2017. — № 3. — С. 564–566.
  4. Малярчук Н. Н., Волосникова Л. М. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования/ Н. Н. Малярчук, Л. М. Волосникова// Вестник тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. — 2015. — Т. 1. — № 4(4). — С. 251–267.
  5. Юденкова И. В., Щенникова С. В. Подготовка студентов педагогического вуза к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Приволжский научный вестник. — 2014. — № 8. — 114 с.
  6. Яковлева И. М. Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья/ И. М. Яковлева// Вестник МГОПУ Серия «Педагогика». — 2009. — № 6. — С. 140–144.
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, ребенок, работа, реализация, Российская Федерация, будущий педагог, педагогический вуз, особое внимание, Ваш взгляд, специальная подготовка.


Похожие статьи

Инклюзивное образование в России | Статья в журнале...

При лицензировании высших учебных заведений необходимо учитывать их подготовку к обучению будущих специалистов с инвалидностью, доступность среды и

Статья написана на базе 24 летнего опыта работы в вузе инклюзивного образования (МГГЭУ).

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

‒ ПРОФСТАНДАРТ ПЕДАГОГА: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (от «18» октября 2013 г. № 544н): педагог, учитель, воспитатель.

Готовность студентов педагогического вуза к реализации инклюзивного образования в условиях ФГОС.

Развитие инклюзивного образования в России

инклюзивное образование, ребенок, Российская Федерация, школа, образование, особый подход, общеобразовательная школа, Россия, РФ, VERBOTON.

Трудности реализации инклюзивного образования...

Инклюзивное образование является важнейшим направлением образовательной политики в Российской Федерации.

Например, В. И. Поздеева в работе «Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями...

Инклюзивное образование — стратегическое направление...

Особое место в этом процессе занимает оценка результатов работы учебно-воспитательных учреждений инклюзивного образования.

Организация краеведческой работы при обучении бакалавров (направление «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное...

Технологии инклюзивного образования как средства для...

Одна из последних стратегий специального образования это инклюзия. Как сообщает Н. В. Борисова, «инклюзия означает полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями в жизнь школы» [1. С. 87]. Инклюзивное образование — это признание...

Инклюзивное образование в условиях современной...

Цель инклюзивного образования — поддержать образование для всех слоев населения, уделяя особое внимание снятию препятствий для

подготовленность педагогических кадров к работе с обучающимися инвалидами, с ОВЗ в рамках инклюзивного образования

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности...

Проблемы реализации системы работы по развитию мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования. Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с...

Проблематика инклюзивного образования | Статья в журнале...

инклюзивное образование, Российская Федерация, ребенок, ограниченная возможность здоровья, возможность, образование, педагог, потребность, школа, современное общество.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Инклюзивное образование в России | Статья в журнале...

При лицензировании высших учебных заведений необходимо учитывать их подготовку к обучению будущих специалистов с инвалидностью, доступность среды и

Статья написана на базе 24 летнего опыта работы в вузе инклюзивного образования (МГГЭУ).

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

‒ ПРОФСТАНДАРТ ПЕДАГОГА: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (от «18» октября 2013 г. № 544н): педагог, учитель, воспитатель.

Готовность студентов педагогического вуза к реализации инклюзивного образования в условиях ФГОС.

Развитие инклюзивного образования в России

инклюзивное образование, ребенок, Российская Федерация, школа, образование, особый подход, общеобразовательная школа, Россия, РФ, VERBOTON.

Трудности реализации инклюзивного образования...

Инклюзивное образование является важнейшим направлением образовательной политики в Российской Федерации.

Например, В. И. Поздеева в работе «Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями...

Инклюзивное образование — стратегическое направление...

Особое место в этом процессе занимает оценка результатов работы учебно-воспитательных учреждений инклюзивного образования.

Организация краеведческой работы при обучении бакалавров (направление «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное...

Технологии инклюзивного образования как средства для...

Одна из последних стратегий специального образования это инклюзия. Как сообщает Н. В. Борисова, «инклюзия означает полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями в жизнь школы» [1. С. 87]. Инклюзивное образование — это признание...

Инклюзивное образование в условиях современной...

Цель инклюзивного образования — поддержать образование для всех слоев населения, уделяя особое внимание снятию препятствий для

подготовленность педагогических кадров к работе с обучающимися инвалидами, с ОВЗ в рамках инклюзивного образования

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности...

Проблемы реализации системы работы по развитию мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования. Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с...

Проблематика инклюзивного образования | Статья в журнале...

инклюзивное образование, Российская Федерация, ребенок, ограниченная возможность здоровья, возможность, образование, педагог, потребность, школа, современное общество.

Задать вопрос