Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки.
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Именно поэтому формирование культуры общения детей дошкольного возраста приобретают особую актуальность, поскольку отношение к другому человеку является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.
Проблема культуры общения в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов. Однако на сегодняшний день можно констатировать, что рассматриваемая проблема не нашла должного отражения в методической литературе для воспитателей детских дошкольных учреждений, и они не владеют в достаточной мере способами формирования культуры общения детей старшего дошкольного возраста. Родители также не понимают всей серьезности данной проблемы для будущего их детей, не обладают необходимыми психолого-педагогическими знаниями и умениями в этой сфере.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что «Социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках» [1].
Резкое возрастание интереса к проблеме культуры общения дошкольников обусловлено сегодня серьезными трудностями, которые многие дошкольники испытывают в общении. А ведь потребность в общении со взрослыми и особенно со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста становится одной из главных.
Культура общения — это знание правил общения, умение соотнести их с конкретной ситуацией. Культура общения строится на основе культурных ценностей, традиций и норм общения, сложившихся и принятых в обществе.
Культура общения детей дошкольного возраста определяет нормы и правила отношений ребенка с людьми разного возраста в семье, детском саду, общественных местах. В том числе она предполагает освоение дошкольником культурных норм речи, включая речевой этикет и грамотность речи. Их знание позволяет ребенку быстрее найти понимание и поддержку в новой для него социальной среде [2].
Формировать культуру общения у старших дошкольников в ДОУ необходимо во всех видах деятельности: регламентированной, совместной деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей, а также привлекать родители к этому процессу.
Несмотря на то, что уже достаточно долгое время изучается и внедряется в педагогическую деятельность воспитателя использования народных традиций в формировании культуры общения старших дошкольников, но она все еще остается нерешенной, а потому крайне актуальной и требующей изучения.
Традиции, обычаи, обряды, праздники представляют для дошкольного образования предмет социальной востребованности для формирования культуры общения. Воспитательное значение национальных традиций заключается в том, что они вызывают стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и правилам. Поэтому необходимо создавать у старших дошкольников положительное отношение к народным традициям и обычаям, понимать их сущность и формировать желание их изучать.
Для того чтобы процесс формирования культуры общения старших дошкольников был более эффективным необходимо в воспитательно-образовательный процесс включать различные виды и жанры народных традиций: сказки, пословицы, загадки, проведение национальных праздников, народных игр, изготовление национальных кукол и т. д.
Первое познание в жизни ребёнка, с помощью которой мы передаем ребенку накопленную мудрость народа и знакомим его с национальной культурой разных народов является сказка. Сказки исполнены огромным жизнеутверждающим смыслом, потому что в них высшей ценностью признается человек. Сказка помогает решению задач морального воспитания, творческого развития. Восприятие сказки — это содействие, когда ребенок становится на позицию героя сказки, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия и помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания героев, согласовывать с ними свои действия.
Малые жанры фольклора (пословицы, поговорки) отличаются лаконичностью, поэтической образностью и важны для запоминания нравственных норм, правил поведения, навыков взаимодействия с людьми.
К универсальным средствам народных традиций относятся национальные праздники, которые являются одним из древних элементов человеческой культуры, имеют общечеловеческие корни и при этом ярко выраженные национальные черты, что свидетельствует о развитии праздника как общественного явления [3].
Особым средством в формировании культуры общения детей является национальная игрушка, которая представляет то общее, что характеризует детство у всех народов и во все времена. Народная игрушка представляет культуру разных национальностей и помогает детям в общении.
Обязательным атрибутом народных праздников являются народные игры. В работах исследователей (А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, А. К. Бондаренко, Т. Н. Гришина и др.) подчеркивается необходимость широкого использования народных игр в работе с дошкольниками.
В конце ХIХ в. известный отечественный педагог П. Ф. Каптерев отмечал важность использования игр в воспитании детей, в развитии их представлений о России и народах, ее населяющих [4].
Игра — наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений и общений. Для формирования культуры общения нами были отобраны следующие игры: «Крепкая цепочка» (воспитывает уважение к людям разных национальностей); игра по сказке «Морозко» (для закрепления у детей навыков общения со взрослыми); «Цветок примирения» (воспитывает у детей желание мириться, с уважением относиться к сверстникам); игра «Добрые картинки» (воспитание у детей понимания таких качеств человека, как: доброта, забота, вежливость, справедливости и т. д.).
Таким образом, культура общения является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и своевременное включение в воспитательно-образовательный процесс своеобразие различных видов и жанров национальных традиций является эффективным средством формирования культуры общения у старших дошкольников направленных на [5–14]: знакомство с простейшими правилами культуры общения, уважительного отношения к окружающим, умения слушать и не перебивать собеседника, спокойно отстаивать свое мнение, в также в процессе взаимодействия с окружающими строить взаимоотношения на основе взаимопонимания, доброжелательности, уважения.
Литература:
- Об утверждении ФГОС ДО. Приказ МО и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155. /Режим доступа: http://273-фз.рф/akty_minobrnauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot-17102013-no-1155.
- Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011.
- 3. Бережнова Л. Н. Этнопедагогика. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.
- Заварзина Л. Э. Педагогическое наследие П. Ф. Каптерева: биобиблиография / Воронеж. гос. пед. ун-т, Каф. педагогики. — Воронеж: Изд-во им. Е. А. Болховитинова, 2007.
- Казаков И. С. Основные виды деятельности будущего педагога в информосфере // SochiJournalofEconomy. 2014. № 1 (29). С. 230–232.
- Казаков И. С. Профессиографическая структура информационной компетентности будущего педагога // EuropeanSocialScienceJournal. 2014. № 5–1 (44). С. 160–163.
- Казаков И. С. Основные положения реализации компетентностного подхода в вузе // В сборнике: Научный поиск в современном мире сборник материалов 5-й Международной научно-практической конференции. Редакционный совет (НИЦ «АПРОБАЦИЯ»): Кутаев Ш. К., Деневизюк Д. А., Сефербеков Р. И., Назаров А. Д., Эльдаров Э. М., Семиляк В. И.. 2014. С. 141–142.
- Казаков И. С. Информационная компетентность как объект педагогического проектирования // SochiJournalofEconomy. 2013. № 1–1. С. 98–101.
- Казаков И. С. Анализ ФГОС ВПО педагогических направлений подготовки и информационная компетентность будущих педагогов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 9. С. 230–231.
- Kazakov I. S. Classification of invariants of future teachers' information competence // European Journal of Contemporary Education. 2012. Т. 1. № -1. С. 4–6.
- Володина И. В., Мойся М. К. Взаимодействие ДОУ с родителями в социальном развитии старших дошкольников. / Дни науки СПФ СГУ: материалы 13-й Всерос науч.-практ. конф. студентов и аспирантов — Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2014. — С.93–96.
- Moisya M. K. The potential of collegiate relations between instructors and students in the professional making of future teachers // European Journal of Contemporary Education. 2014. № 1 (7). С. 11–17.
- Tyunnikov Yu.S., Krylova V. V. Recreational behavior in terms of crucial problems of formation // European Journal of Contemporary Education. 2013. Т. 3. № -1. С. 54–64.
- Тюнников Ю. С., Колодий Н. Е. Негативные стереотипы общения младших школьников: проблема и педагогические условия преодоления // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2007. № 10. С. 209–216.