Автор: Куценко Андрей Александрович

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 27.04.2016

Библиографическое описание:

Куценко А. А. Систематизация налогового законодательства // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 844-846.



В статье дается определение понятия «систематизация налогового законодательства». Автором анализируется четыре вида систематизации налогового законодательства:учет нормативных актов, инкорпорация, консолидация, кодификация; делается вывод о том, что в отличие от других отраслей права в финансовом праве кодификация осуществляться на уровне подотраслей.

Ключевые слова: налоговое законодательство, систематизация налогового законодательства, кодификация, инкорпорация, финансовое право.

Налоговое законодательство представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения. Периодически возникает потребность привести их в соответствующую систему в целях устранения противоречий и коллизий, обеспечения единства правоприменительной практики.

Систематизация налогового законодательства — это упорядочение нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения, приведение их в определенную систему. Систематизация законодательства необходима для обеспечения доступности налогово-правовых предписаний, удобства пользования ими, устранения недействующих или устаревших юридических норм, признания права одной из высших социальных ценностей [1].

В юридической науке выделяют четыре вида систематизации налогового законодательства: учет нормативных актов, инкорпорацию, консолидацию, кодификацию.

Отечественный и зарубежный опыт правоприменительной деятельности показывает, что во многом уровень правовой культуры налогоплательщиков и налоговых органов, степень гарантированности их прав и законных интересов зависит от степени налаженности работы с нормативно-правовыми актами [2].

Четко налаженный учет налогового законодательства позволяет, в частности:

‒ налогоплательщикам знать и правильно использовать свои права; выполнять возложенные обязанности; принимать локальные нормативные акты в соответствии с требования налогового законодательства; отстаивать свои права и законные интересы в административном и судебном порядке; давать квалифицированные юридические заключения по спорным вопросам теории и практики налогового права;

‒ налоговым органам правильно толковать и применять нормы налогового права; предоставлять налогоплательщикам информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах в соответствии с положениями статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации;

‒ финансовым органам разрабатывать подзаконные нормативные акты, не противоречащие Налоговому кодексу Российской Федерации; давать квалифицированные письменные разъяснения по вопросам применения налогово-правовых предписаний.

Учет налогового законодательства строится на основе следующих принципов:

1) полнота информационного массива, позволяющая осуществлять фиксацию и выдачу всего объема необходимой информации;

2) достоверность информации (используются официальные источники опубликования нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения);

3) удобства пользования [3, с. 625–626].

Наиболее простой вид учета налогового законодательства — это фиксация реквизитов нормативных правовых актов в хронологическом, алфавитно-предметном или системно-предметом порядке. Хронологический принцип означает, что законодательные и подзаконные акты располагаются в порядке их принятия. При алфавитно-предметном учете нормативные акты фиксируются по предметным рубрикам (например, по видам налоговых платежей).

Более совершенной формой учета нормативно-правовых актов является карточный учет. Это создание системы карточек, объединенных в определенную систему. Карточки содержат информацию об основных реквизитах нормативных правовых актов, на них может располагаться полный текст.

Третья форма учета налогового законодательства — ведение контрольных текстов действующих нормативных правовых актов (включает в себя деятельность по внесению изменений, дополнений в тексты нормативных актов с указанием актов, на основании которых это делается).

В деятельности субъектов налогового права могут сочетаться различные формы учета налогового законодательства, взаимно дополняющие друг друга.

В последние годы доминирующим стал автоматизированный учет налогового законодательства. Он стал возможен благодаря развитию компьютерной техники и технологий. Создание автоматизированных информационно-поисковых систем (таких например, как «Консультант Плюс», «Гарант») позволяет учитывать практически не ограниченный объем правовой информации, получить информацию по любому фискальному платежу в максимально сжатые сроки.

Инкорпорация — это форма систематизации путем объединения нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения в сборник. При этом каждый нормативный правовой акт сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.

В процессе инкорпорации содержание нормативных правовых актов не меняется. В целях удобства их пользования может быть проведена внешняя обработка нормативных актов: в первоначальный текст внесены официальные изменения, исключены статьи и пункты, утратившие юридическую силу.

Инкорпорация считается самым простым видом систематизации. Инкорпорация бывает официальная и неофициальная.

Субъектами официальной инкорпорации выступают компетентные органы государственной власти. В результате инкорпорации появляются унифицированные сборники, которые по своей сути являются способом переиздания действующих правовых предписаний. Главная задача проведения официальной инкорпорации — помочь правоприменителю быстро найти нужную налогово-правовую норму.

Объединение нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения, осуществляется в основном по хронологическому и предметному принципам.

Неофициальную инкорпорацию могут проводить как физические, так и юридически лица. Ее результатом выступают сборники нормативных актов по вопросам налогообложения, которые издаются в учебных либо просветительских целях. На неофициальные инкорпорационные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения налогово-правовых споров. Они формируются по усмотрению инкорпоратора, не могут быть признаны официальными источниками опубликования актов законодательства о налогах и сборах.

Консолидация представляет собой форма систематизации, при которой нормативные акты объединяются без изменения их содержания в единый акт. При этом в отличие от инкорпорации каждый из данных нормативных правовых актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. В юридической науке считается, что консолидация занимает промежуточное место между инкорпорацией и кодификацией, ею используют в том случае, когда нет возможности провести кодификацию законодательства. Применительно к налоговому законодательству консолидация как форма систематизации не применяется, поскольку она фактически противоречит сути налогов как обязательных индивидуально безвозмездных платежей.

Четвертая форма систематизации называется кодификация. Она выражается в объединении нескольких нормативных правовых актов в единый логически выверенный новый правовой акт. В процессе кодификации устраняются устаревшие правовые предписания, создаются новые, устраняются противоречия и коллизии между ними.

Кодификация отличается от инкорпорации налогового законодательства тем, что:

‒ инкорпорация нацелена на оказание помощи правоприменителю, это вид систематизации, который в отличие от кодификации, не связан с существенной переработкой налогово-правовых предписаний; инкорпорация позволяет поддерживать налогово-правовые нормы в «рабочем состоянии», кодификации — создавать новые;

‒ инкорпорация представляет собой фактически техническую обработку нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения; кодификация связана с нормами налогового права, налогово-правовыми институтами;

‒ инкорпорация и кодификация отличаются по конечному результату, итогом кодификации налогового законодательства становится новый и по форме, и по содержанию нормативный правовой акт, возглавляющий иерархическую систему нормативных актов;

‒ кодификация, в отличие от инкорпорации, может осуществляться исключительно органами государственной власти.

Кодификация налогового законодательства, по сути, является формой правотворчества, поскольку она предполагает не только обобщение действующих предписаний, но и создание новых, устранение противоречий и коллизий, замену устаревших правовых конструкций на новые. Это наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации.

Результатом кодификации налогового законодательства стало появление части первой и части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Данный кодификационный акт является основным в сфере налогообложения, он содержит базовые понятия и принципы налогообложения, ему должны соответствовать все иные нормативные правовые акты, регулирующие налоговые отношения. Это внутренне единый документ, нацеленный на обеспечение стабильности налогообложения. Имеет сложную структуру, делится на части и главы.

В отличие от других отраслей права в финансовом праве кодификация осуществляться на уровне подотраслей [4].

Литература:

  1. Мирошник С. В. Право в современном понимании// Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. № 2.
  2. Мирошник С. В. Проблемные вопросы субъективной стороны налогового правонарушения// Государство и право. 2002. № 4.
  3. Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах /отв. ред. М. Н. Марченко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2007.
  4. Мирошник С. В. Финансовая система России и мегарегулятор: осмысление новой финансово-правовой реальности// Банковское право. 2015. № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): нормативных правовых актов, налогового законодательства, нормативных актов, налоговые отношения, учета налогового законодательства, налогового права, вида систематизации налогового, учет налогового законодательства, кодификации налогового законодательства, форма систематизации, нормативные акты, систематизации налогового законодательства, учет нормативных актов, инкорпорации налогового законодательства, Систематизация налогового законодательства, систематизация налогового законодательства, тексты нормативных актов, сборники нормативных актов, обработка нормативных актов, систему нормативных актов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос