Кодификация нормативных правовых актов субъекта РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (22) ноябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 1137 раз

Библиографическое описание:

Иваныш, С. В. Кодификация нормативных правовых актов субъекта РФ / С. В. Иваныш. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22). — Т. 2. — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/archive/22/2310/ (дата обращения: 13.12.2024).

В современной отечественной юридической науке изучены многие аспекты и проблемы института кодификации нормативных правовых актов [1]. Несмотря на это, к вопросу кодификации нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации ученые практически не обращались.

Возможной причиной этому являются утверждения некоторых правоведов о том, что на уровне субъектов нет и не может быть самостоятельной правовой системы. Так, по мнениюО.П. Личичан [2], термин «правовая система субъекта РФ» изначально является спорным, поскольку правовая система включает не только нормы, зафиксированные в нормативных правовых актах и иных формах права, принятых (созданных) органами государственной власти и (или) должностными лицами субъектов РФ, но и специфические правовые институты, особенности правоприменительной практики и даже специфику правовой культуры. Все это вряд ли применимо к субъектам РФ, для которых характерны использование национальной юридической практики и, как правило, полное совпадение основных элементов правовой культуры с общегосударственной правовой культурой. В связи с этим мы должны говорить о деформации правовой системы России, а не о существовании каких-либо специфических правовых систем на территории государства, отличных от общенациональной правовой системы.

Согласно мнению Ю.А. Тихомирова [3] принятие в ряде субъектов Российской Федерации кодексов (Библиотечного, Избирательного, Музейного, Трудового и др.) неоправданно. Допускается дублирование или нарушение федеральной законодательной компетенции. Форма кодекса неадекватна характеру и объему регулируемых им отношений.

Между тем, с данными утверждениями сложно согласиться по целому ряду причин.

Во-первых, Конституция Российской Федерация [4] в положениях статей 72 и 73 прямо определила существование самостоятельной правовой системы субъекта Российской Федерации. При этом, законы и иные нормативные правовые акты субъекта не должны лишь противоречить федеральным законам, что нельзя трактовать как умаление прав субъекта на создание собственной правовой системы.

Во-вторых, прошедшее время со дня принятия Конституции Российской Федерации и воплощения в жизнь заложенных в ней идей доказало на практике возможность существования правовых систем в субъектах Российской Федерации, обусловленных местной спецификой.

В-третьих, правотворческая деятельность направлена на урегулирование устойчивых общественных отношений и стремится сформировать их структуру, гармонизировать интересы участников и упорядочить их взаимоотношения. Для достижения данных целей правотворческие органы не могут быть ограничены уровнем закона. Кодификация как деятельность по систематизации и коренной переработке действующего законодательства путем разработки и принятия нового нормативно-правового акта – кодекса является высшей ступенью процесса регулирования общественных отношений. При этом, данная деятельность в полной мере свойственна как федеральным законодательным органам, так и правотворческим органам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, конституционный статус субъекта федерации создает правовые предпосылки для развертывания полномасштабных правотворческих работ, в том числе кодификационных.

В результате кодификации устраняются такие издержки механизма правового регулирования общественных отношений на уровне субъекта Российской Федерации, как бессистемность, пробельность и противоречивость.

В ходе кодификации в одном новом правовом акте объединяются все нормативно-правовые предписания систематизируемого массива законодательства. При этом старые акты утрачивают юридическую силу. Таким образом, кодификация выступает как метод кардинального обновления правовых норм. Она не просто служит упорядочению и систематизации норм права, уже отраженных в действующем законодательстве, а оказывает кардинальное воздействие на всю правовую систему субъекта Российской Федерации, играет огромную роль в формировании и развитии системы права в целом.

Оформляя окончание процесса урегулирования большого пласта общественных отношений, кодификация предопределяет стабилизацию в развитии законодательства субъекта.

В отсутствие закона, который бы определял юридическую силу нормативных правовых актов, их иерархию на федеральном и региональном уровнях приоритет кодексов устанавливается положениями самого нормативно-правового акта об обязательном соответствии ему норм права, содержащихся в других законах субъекта Российской Федерации, что способствует правовой определенности при разрешении спорных ситуаций.

При кодификации субъекты правового регулирования также избавляются от необходимости анализировать большой массив законодательства в поисках тех положений, которые бы регулировали конкретные отношения, в которых они непосредственно участвуют. Всю необходимую информацию о правилах поведения они могут получить из единого источника, без необходимости длительных поисков и размышлений о том, какие акты в конкретном случае могут быть им необходимы, в какой части и в какой мере.

В результате, последовательное структурирование правовых институтов, переработка правовых норм в процессе кодификации позволяет в будущем достичь эффективной правореализации заложенных в кодексе положений.

Однако, кодификационная деятельность субъектов Российской Федерации ограничена объективными и субъективными факторами.

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации в российском законодательстве выделяется два уровня – федеральное и региональное. По любому из вопросов совместного ведения в одинаковой степени возможно нормотворчество как федерального парламента, так и представительных органов субъектов Российской Федерации. Последние также вправе самостоятельно принимать решения по вопросам исключительной компетенции субъекта Российской Федерации. При этом любая правотворческая деятельность субъекта, в том числе и кодификационная, объективно ограничена необходимостью при принятии нормативных правовых актов не вступать в противоречие с положениями федерального законодательства.

Кроме того, кодификация как деятельность по систематизации и коренной переработке действующего законодательства требует от законодательных органов больших материальных и трудовых ресурсов. В случае нехватки тех или иных ресурсов правотворческие органы субъективно ограничены в данной деятельности.

В последнее время в правовой системе субъектов Российской Федерации появляются ранее неизвестный законодательству вид кодексов - это кодексы, призванные регулировать поведение должностных лиц и работников государственных органов. Например, Распоряжением Губернатора Белгородской области от 05.08.2005 № 579 – р утвержден и введен в действие Кодекс поведения государственного гражданского служащего Белгородской области [5].

В данных актах содержатся преимущественно нормы этико-морального характера, но есть и правовые нормы. В любом случае указанные кодексы представляют собой свод правил-самообязательств, выполнение которых служит залогом успешной профессиональной деятельности.

Говорить о том, что данные кодексы представляют собой результат длительной систематизации законодательства в определенной сфере не совсем уместно. Данный аспект правовой системы подлежит отдельному рассмотрению и изучению на предмет его правовой природы и пути дальнейшего развития.

На сегодняшний момент кодексы не имеют какого-либо особого места в системе регионального законодательства, что представляется не вполне правильным с позиции унификации действующего законодательства.

Кроме того, новизна многих институтов правового регулирования, многообразие способов решения задач юридического воздействия на систему общественных отношений, а также большой пласт общественных отношений, который до настоящего времени законодательно не урегулирован – все это сильно затрудняет кодификационную деятельность субъектов Российской Федерации.

В результате, во многих субъектах федерации принятие кодексов не означает проведения глубокой кодификационной работы. Вместе с кодексом готовится пакет законов и подзаконных актов, которые также регулируют данные общественные отношения, что ведет к подрыву принципов обеспечения единства и системности законодательства, логической связи, непротиворечивости и иерархической соподчиненности его элементов, полноту и единство правового регулирования.

Представляется, что одним из выходов из такого положения является принятие в субъекте Российской Федерации закона «О нормативных правовых актах», где кодексу может быть отведено четкое место в иерархии законодательства субъекта, определен порядок подготовки и принятия кодекса.

 

Литература:

1.                  Среди работ, посвященных данной тематике можно выделить: Тихомиров Ю.А. О кодификации и кодексах / Ю.А. Тихомиров, Э.В. Талапина // Журнал российского права. - 2003. - N 3. – С. 47-54.; Чухвичев Д.В. Необходимость кодификации корпоративного права в России / Д.В. Чухвичев, Н.К. Хлопотин // Гражданин и право. – 2009. - N 5. – С 13-34; Жеребцов А.Н. Кодификация миграционного законодательства как правовая основа формирования миграционной политики Российской Федерации / А.Н. Жеребцов // Российская юстиция. – 2008. - N 2 . – С 15-22.; Чухвичев Д.В. Некоторые теоретические проблемы процесса кодификации / Д.В. Чухвичев // Гражданин и право. – 2007. - N 11. – С. 27 – 41.

2.                  Личичан О.П. Преобразование правовых систем субъектов Российской Федерации / О.П. Личичан // Российский юридический журнал. – 2009. - N 2. – С. 86 – 94.

3.                  Тихомиров Ю.А. О кодификации и кодексах / Ю.А. Тихомиров, Э.В. Талапина // Журнал российского права. - 2003. - N 3. – С. 47-54.

4.                  Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. – 2009. --N 4. - Ст. 445.

5.         Об утверждении Кодекс поведения государственного гражданского служащего Белгородской области: Распоряжение Губернатора Белгородской области от 05.08.2005 N 579-р // опубликовано не было.

Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов, правовой системы, Конституции Российской Федерации, общественных отношений, кодификации нормативных правовых, деятельность субъектов Российской, Российской Федерации ученые, законодательства субъекта, Российской Федерации кодексов, Конституция Российской, правовых актов субъекта, системы субъекта Российской, действующего законодательства, субъектах Российской Федерации, уровне субъекта Российской, систему субъекта Российской, законах субъекта Российской.


Задать вопрос