Синтез регулятора системы управления электроприводами канала наведения по горизонту платформы стабилизированной | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 24.04.2016

Статья просмотрена: 1061 раз

Библиографическое описание:

Емельянова, Д. К. Синтез регулятора системы управления электроприводами канала наведения по горизонту платформы стабилизированной / Д. К. Емельянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 135-143. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29041/ (дата обращения: 22.12.2024).

 

Ключевые слова: регулирование, стабилизация, управление техническими системами, автоматическое управление.

 

Нередко в нашей жизни требуется поддерживать какое-то необходимое значение, препятствуя внешним возмущениям. Например, температуру в печи, курс корабля, устойчивость автомобиля при заносе. Но человек может справиться не со всеми задачами. Там, где важна точность или надёжность, человеческий фактор может привести к нежелательным последствиям. В таком случае на помощь приходит автоматическое управление, которое осуществляется специальным устройством — регулятором,

Цель данной статьи — подобрать регулятор для системы управления электроприводами канала наведения по горизонту платформы стабилизированной и установление оптимальных параметров корректирующих звеньев, используя среду моделирования MatlabSimulink. В данном случаем электроприводом является двигатель серии ДБМ с полезной нагрузкой в виде стойки, установленной на поворотной части погона устройства.

Управляющим воздействием будут являться два типа сигнала: синус и меандр. Синус моделирует режим слежения, а меандр переброс между режимами. При этом время отработки сигнала 1 мрад не должно превышать 0,05 с до уровня ошибки ±0,05 мрад, при этом перерегулирование должно быть не более 25 %.

Синтез регулятора.

Существуют три основных принципа автоматического управления:

–                    принцип разомкнутого управления,

–                    управление по возмущению,

–                    принцип обратной связи. [1]

Принцип разомкнутого управления состоит в том, что мы уверены в незначительности возмущений, и управление объектом происходит только входным воздействием.

Управление по возмущению означает, что управляющие воздействия корректируются регулятором, то есть регулятор получает информацию о возмущениях и выдает на объект такой сигнал, который подавит возмущения.

Самым эффективным при непредсказуемых возмущениях является принцип обратной связи. При таком управлении на вход поступает разность между входным сигналом и отработанным, что позволяет уменьшить ошибку регулирования.

Регуляторы бывают нескольких типов: П-, ПИ-, ПД- и ПИД-регуляторы. Подберем регулятор для управления электроприводами канала ГН платформы стабилизированной.

П-регулятор. П-регулятор представляет собой усилительное (пропорциональное) звено. Пропорциональное звено — это коэффициент пропорциональности между входным и выходным сигналами. Оно уменьшает статическую ошибку.

Исследуем П-регулятор, подставив в модель. Оптимальную величину коэффициента подберем эмпирически.

Посмотрим реакцию системы на разные входные сигналы.

Рис. 1. Реакция системы с П-регулятором на входное синусоидальное воздействие мрад

 

Рис. 2. Реакция системы с П-регулятором на входное воздействие вида меандр

 

ПИ-регулятор.

ПИ-регулятор сочетает пропорциональное и интегральное звено. Интегральное звено — это интеграл сигнала рассогласования, оно накапливает значение невязки и поддерживает заданное значение регулируемой величины. Передаточная функция интегрального звена имеет вид: .

Исследуем ПИ-регулятор, подставив в модель. Оптимальную величину коэффициентов П- и И-звена подберем эмпирически.

.

Посмотрим реакцию системы на разные входные сигналы.

Рис. 3. Реакция системы с ПИ-регулятором на синусоидальное воздействие

 

мрад

 

Рис. 4. Реакция системы с ПИ-регулятором на воздействие вида меандр

 

;мрад

.

Интегральная составляющая убрала колебательность, увеличилось быстродействие, но установившаяся ошибка слишком велика.

ПД-регулятор.

ПД-регулятор состоит из пропорционального и дифференциального звена. Дифференциальное звено — это дифференциал сигнала рассогласования, то есть разница между предыдущей невязкой и невязкой настоящей. Дифференцирующее звено снижает управляющее воздействие, ускоряет реакцию системы. Передаточная функция идеального дифференциального звена имеет вид: . Но идеального дифференциатора в реальной жизни не существует, поэтому он заменяется на инерционное дифференцирующее звено с передаточной функцией , где T- постоянная времени, численно равная скорости реакции объекта управления. [2]

Исследуем ПД-регулятор, подставив в модель. Оптимальную величину коэффициентов П- и Д-звена подберем эмпирически.

Посмотрим реакцию системы на разные входные сигналы.

Рис. 5. Реакция системы с ПД-регулятором на синусоидальное воздействие 0.06 мрад

 

Рис. 6. Реакция системы с ПД-регулятором на воздействие вида меандр

 

мрад

Дифференцирующая составляющая заметно улучшила время регулирования, уменьшилась установившаяся ошибка, но присутствует небольшое перерегулирование, от которого желательно избавиться.

ПИД-регулятор.

ПИД-регулятор объединяет все три звена: пропорциональное, интегральное и дифференциальное.

Коэффициенты ПИД-регулятора подберем методом Зиглера-Николса. Это классический метод предварительного подбора коэффициентов ПИД-регулятора. Метод состоит в следующем: сначала коэффициенты интегрирующей и дифференцирующей составляющих обнуляются, а пропорциональный коэффициент увеличивают до тех пор, пока в системе не начнутся автоколебание, то есть система окажется на грани неустойчивости. Это значение запоминается для последующего расчета коэффициентов регулятора, обозначим его как . Тогда

; ; ,

где Т-период автоколебаний неустойчивой системы.

Наша система без И- и Д- звеньев становится неустойчивой при , тогда запомним , при этом период автоколебаний . Рассчитаем значения коэффициентов:

Посмотрим реакцию системы на разные входные сигналы.

Рис. 7.  Реакция системы с ПИД-регулятором на синусоидальное воздействие

 

Рис. 8. Реакция системы с ПИД-регулятором на воздействие вида меандр

 

мрад

.

Очевидно, что величину коэффициентов необходимо скорректировать. Получим следующие значения коэффициентов:

Посмотрим реакцию системы на разные входные сигналы.

Рис. 9. Реакция системы с ПИД-регулятором на синусоидальное воздействие

 

Рис. 10. Реакция системы с ПИД-регулятором на воздействие вида меандр

 

.

Основные критерии качества удовлетворяют требованиям тех. задания.

Рис. 11. АЧХ и ФЧХ системы автоматического управления электроприводами канала ГН

 

Рис. 12. Годограф системы автоматического управления электроприводами канала ГН

Из Рис.6 можно сделать вывод о том, что корни характеристического уравнения системы действительны и одного знака, а смоделированная система устойчива. [1]

 

Литература:

 

  1.                Артамонов Д. В. Основы теории линейных систем автоматического управления — Пенз. гос. ун-та, 2003. — 142 с.
  2.                Поляков К. Ю. Основы теории цифровых систем управления. — СПбГМТУ-СПб., 2006. — 161 с.
Основные термины (генерируются автоматически): реакция системы, автоматическое управление, воздействие вида, синусоидальное воздействие, интегральное звено, передаточная функция, дифференциальное звено, значение коэффициентов, обратная связь, оптимальная величина коэффициентов П.


Похожие статьи

Построение АФЧХ системы автоматического регулирования в среде Maple

Лабораторный стенд для исследования микропроцессорных систем управления

Лабораторный стенд предназначен в первую очередь для знакомства студентами с принципами работы микропроцессорных систем, с возможностями управления электрическим приводом с помощью систем подчиненного регулирования.

Разработка автоматизированной системы позиционирования измерительного элемента для средств контроля и диагностики бортовой радиоэлектронной аппаратуры

В статье рассмотрен вопрос автоматизации системы позиционирования измерительного элемента для средств контроля и диагностики бортовой радиоэлектронной аппаратуры. В качестве измерительного элемента предложено использование вибродатчика индукционного ...

Исследование параметров управляющего устройства двухдвигательного электропривода переменного тока

Рассматривается алгоритм синтеза параметров управляющего устройства асинхронного электропривода с системой преобразователь частоты — асинхронный двигатель на ЭВМ.

Повышение эффективности работы системы управления питательными насосами котлоагрегатов Хабаровской ТЭЦ-3

В статье рассматривается вопрос применения системы стабилизации напора питательного насоса при изменении его подачи с использованием ПИД-регулятора. Моделирование системы выполнено в среде Simintech.

Идентификация геометрических параметров роботов

Рассмотрена кинематическая модель манипулятора робота, автоматизация разгрузочных операций.

Анализ логики работы системы автоматического управления вертолетом и её модернизация

В данной статье проведено теоретическое исследование целесообразности усовершенствования системы автоматического управления вертолетом. Представлен анализ логики работы системы и её модернизации с целью реализации новых функций управления вертолетом.

Параметры моделирования процессов эксплуатации и установления величины упреждающего допуска тормозных систем

В статье рассмотрены и установлены параметры тормозов подлежащих моделированию, эффективность системы контроля элементов и узлов тормозной системы. Разработана математическая модель определения упреждающего допуска элементов тормозов.

Анализ и выбор систем навигации робота для позиционирования в условиях замкнутого пространства

Характер принципиальных технических решений при практическом процессе дизайна сенсоров импедансно-резонансного контроля в системах технологических трубопроводов

Похожие статьи

Построение АФЧХ системы автоматического регулирования в среде Maple

Лабораторный стенд для исследования микропроцессорных систем управления

Лабораторный стенд предназначен в первую очередь для знакомства студентами с принципами работы микропроцессорных систем, с возможностями управления электрическим приводом с помощью систем подчиненного регулирования.

Разработка автоматизированной системы позиционирования измерительного элемента для средств контроля и диагностики бортовой радиоэлектронной аппаратуры

В статье рассмотрен вопрос автоматизации системы позиционирования измерительного элемента для средств контроля и диагностики бортовой радиоэлектронной аппаратуры. В качестве измерительного элемента предложено использование вибродатчика индукционного ...

Исследование параметров управляющего устройства двухдвигательного электропривода переменного тока

Рассматривается алгоритм синтеза параметров управляющего устройства асинхронного электропривода с системой преобразователь частоты — асинхронный двигатель на ЭВМ.

Повышение эффективности работы системы управления питательными насосами котлоагрегатов Хабаровской ТЭЦ-3

В статье рассматривается вопрос применения системы стабилизации напора питательного насоса при изменении его подачи с использованием ПИД-регулятора. Моделирование системы выполнено в среде Simintech.

Идентификация геометрических параметров роботов

Рассмотрена кинематическая модель манипулятора робота, автоматизация разгрузочных операций.

Анализ логики работы системы автоматического управления вертолетом и её модернизация

В данной статье проведено теоретическое исследование целесообразности усовершенствования системы автоматического управления вертолетом. Представлен анализ логики работы системы и её модернизации с целью реализации новых функций управления вертолетом.

Параметры моделирования процессов эксплуатации и установления величины упреждающего допуска тормозных систем

В статье рассмотрены и установлены параметры тормозов подлежащих моделированию, эффективность системы контроля элементов и узлов тормозной системы. Разработана математическая модель определения упреждающего допуска элементов тормозов.

Анализ и выбор систем навигации робота для позиционирования в условиях замкнутого пространства

Характер принципиальных технических решений при практическом процессе дизайна сенсоров импедансно-резонансного контроля в системах технологических трубопроводов

Задать вопрос