Автор: Турсунбаева Насиба Достановна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 05.05.2016

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Турсунбаева Н. Д. Формирование мировоззрения молодёжи в условиях глобализации массовой культуры // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1198-1200.



Отличительной особенностью начала XXI века является усиление интеграционных процессов в сфере культуры, несмотря на разнообразие путей самовыражения людей и способов их отношения к миру. XXI век — век становления общечеловеческой культуры, развивающейся через взаимообогащение и взаимопроникновение её многочисленных национальных форм. Особо важно создать необходимые условия для того, чтобы дети нашей страны росли не только физически и духовно здоровыми, но и всесторонне и гармонично развитыми людьми, обладающими самыми современными интеллектуальными знаниями, людьми, в полной мере отвечающими требованиям XXI века, в котором им предстоит жить и трудиться.

Обеспечение гармоничного развития современной личности требует проявления у молодежи нового мировоззрения и новых подходов к определению своего места и роли в современной жизни. Поэтому одной из важнейших задач, которые стоят перед национальной идеей, является формирование у молодежи качественно нового сознания и критического мировоззрения.

Сегодня, когда у людей появилась возможность получать гигантское количество информации через электронные средства массовой коммуникации, изменилось количество, форма и содержание социальных контактов молодежи. Фундаментальные изменения произошли в культурно-ценностной ориентации молодых людей, в формировании у них новых и новых потребностей, новых форм жизни, новых культурных стереотипов. В итоге изменилась общая модель нашей молодежи: замкнутая статичная предельно идеологизированная личность ХХ века стала динамичным, с широким диапазоном взглядов, быстро развивающимся субъектом социальных процессов. Современных юношей и девушек отличает их стремление к широкому общению, далеко выходящему за пределы Узбекистана, с различными категориями граждан нашей страны и с иностранцами. При этом они испытывают, благодаря возможностям СМИ и Интернета, огромное внешнее воздействие продукции «массовой культуры» на формирование их сознания и мировоззрения. Положительное или критическое восприятие получаемой информации во многом зависит от того, в каком направлении формируются установки нашей молодежи, кто и как обеспечивает идейную основу сознания и мировоззрения молодых людей.

Сегодня распространение «массовой культуры» Запада приобрело такие размеры, что можно говорить о процессе глобализации стандартов и образцов массовой культуры в масштабах всей планеты. В настоящее время практически не осталось ни одной сферы нашей жизни, где бы мы не сталкивались, не потребляли и не усваивали в той или мере продукцию массовой культуры.

«Массовая культура» (англ. mass culture), в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины 20 века. Массовая культура — продукт коммерческой индустрии культуры, созданный для масс, предназначенный для потребления народом, но далёкий от подлинно народной культуры.

Массовая культура — это сложный социально-духовный феномен, задача которого усреднено удовлетворять всевозможные потребности людей многообразной и сложной ориентации, когда необходимо осваивать различные роли в быстро меняющихся ситуациях, в образе жизни. Массовая культура, преподнося готовые образцы, понятные и стереотипные представления о человеческих отношениях, не требующих усилий индивида для преодоления самого себя, дает молодежи функционально пригодные представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми, путях реализации своих стремлений. Это приводит к высокой степени отчуждения индивида, потере им своей индивидуальности, к развитию эгоизма.

С другой стороны, массовая культура делает все, чтобы отвлечь молодого человека от стремления достичь жизненного успеха через поиск и осуществление своего индивидуального, неповторимого жизненного пути. Это осуществляется через рекламу и пропаганду развлекательных жанров, образа жизни, основанного на расширении потребления в самых разных сферах. Массовая культура не отделима от потребления. Все, в чем нуждается человек, поступает к нему через механизмы массовой культуры, в которой нормативные и престижные стороны переплетены с функциональными, где духовная сторона социального престижа подменяется материальной, потребительской стороной.

Ориентируясь на эмоциональную сферу личности, опираясь на тиражирование и стандартизацию, массовая культура не требует от человека расширения знаний, интеллекта, стремления к оригинальности и неповторимости своей индивидуальности. Предлагая молодому человеку набор стандартных ситуаций, имиджа в определенной сфере жизни, моду на тот или иной стереотип, массовая культура тем самым освобождает человека от личной ответственности, от самостоятельного жизненного выбора.

Эти одинаковые стандарты и стереотипы жизненного выбора сегодня распространились по всей планете. Приспосабливаясь к местным, национальным условиям, они не утрачивают своей всеобщей универсальной сущности стандартизации ценностей и жизненных ориентиров. В этом особенно отчетливо видна сущность глобализации массовой культуры Запада.

Практически не осталось ни одной социальной сферы, куда бы не проникли образцы массовой культуры западного образца. Начиная с раннего детства, через индустрию «детства», массовую общеобразовательную школу и высшие учебные заведения, стандартизирующие научные, философские и религиозные знания учащихся, через средства массовой информации, систему государственной пропаганды, массовые общественно-политические движения, социальную мифологию, индустрию интеллектуального развлекательного и оздоровительного досуга, игровые комплексы, сферу услуг и другие каналы, человек подвергается мощному идеологическому прессингу со стороны глобальной массовой культуры.

В условиях жесткой идеологической борьбы за сознание человека и против его обезличивания в мире вещей и потребления очень важно помочь нашей молодежи сформировать у себя правильное видение окружающей действительности, ее подлинных ценностей, укрепить устойчивое к негативному воздействию массовой культуры и зрелое в социальном отношении мировоззрение — мировоззрение независимости.

Формирование мировоззрения независимости невозможно без патриотического воспитания, пробуждения и развития у молодежи чувства глубокого уважения, любви и преданности к своей Родине, стремления служить во благо ей. Мировоззрение независимости — это мировоззрение, которое должно помочь молодым людям раскрыть свои самые лучшие этические и эстетические качества, сформировать глубокое уважение к Конституции Узбекистана, его законам, заботиться о своем физическом и нравственном здоровье. Все это даст возможность сформировать в их сознании такие взгляды, которые позволят приблизиться к идеалу гармонично развитой и совершенной личности. Физически здоровое и духовно зрелое, современное поколение, обладающее самостоятельным мышлением и развитым интеллектом, способное взять на себя ответственность за судьбу Родины, построить государство с великим будущим — вот тот фундамент, на котором базируются успехи нашей страны

Литература:

  1. Каримов И. Юксак маънавият — енгилмас куч. — Т., 2008.
  2. Каримов И. Углубление демократических реформ и формирование гражданского общества — основа будущего Узбекистана. — Т., 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): массовой культуры, Массовая культура, глобализации массовой культуры, массовая культура, Формирование мировоззрения, продукцию массовой культуры, массовой культуры Запада, образцов массовой культуры, массовой культуры западного, механизмы массовой культуры, XXI века, воздействию массовой культуры, глобальной массовой культуры, молодежи нового мировоззрения, становления общечеловеческой культуры, средства массовой, Формирование мировоззрения молодёжи, условиях глобализации массовой, состояние буржуазной культуры, Формирование мировоззрения независимости.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос