Социально-педагогический потенциал киноискусства в формировании гражданского мировоззрения современной молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Акутина С. П., Акутина А. Н. Социально-педагогический потенциал киноискусства в формировании гражданского мировоззрения современной молодежи // Молодой ученый. — 2017. — №1.1. — С. 2-5. — URL https://moluch.ru/archive/135/37590/ (дата обращения: 26.05.2018).



Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования гражданского мировоззрения у современных детей и молодежи средствами киноискусства.

Ключевые слова: киноискусство, гражданственность, гражданское мировоззрение, молодежь, социально-педагогический потенциал кино, функции гражданского сознания, педагогические условия.

Abstract:Nowadays the Russians are changing gradually their relationship with the state and the society. A Russian citizen has got an evident opportunity to realize him or herself as an independent personality in various spheres of life increasing at the same time the individual responsibility for the proper life and others' lives. Taking in the consideration this fact, the patriotism has become the main value integrating not only social but moral ethical,cultural historical, patriotic aspects.

While the democratic society is in its full development and the democratic state achieves solid forms, the necessity to educate the future generation with respect to the past, to the present and to build up the sustainable future occurs, but this goals are to form and to educate the modern democratic personality flexible to changes, to the social activities, to the personal responsibility in life; a personality which relies on the own forces, abilities and capacities, and which is independent. To form the personality with moral, political and democratic culture we can't but mention a very significant role of the School. We consider the democratic education as an integrative personal quality which permits to a person to realize his or herself giuridically, morally and politically active.

The main goal is to educate moral ethical principals divided by the society and implied by the national constitution, the respect/love to the own motherland, to constant desire of the peaceful coexistence and cooperation in the world, the necessity to realize the proper professional ambitions and capacities with respect towards the society. The human conscience with respect to the constitutional duties defies the social behavior and is the main and dominant condition to the further democracy.

The democratic education emphasizes the dominant role of communication. To communication means to involve, to share, to teach, to show. The role of national cinema (traditional films, Internet short spots, social networks etc) has been augmenting in recent years. The young people stay close to the communication and to mass media, the modern technological tools permit to choose and to decide what program to follow or not, what to watch and whether to share this information with others or not. This can be a great resource of the important value if used and comprehended correctly. Watching a film signifies acting in a film, this process happens subconsciously on every emphatic level. In 2015 The Russian Government launched the National Cinema Initiative and it's the logical ongoing of the state goal oriented popularizing of the quality and social importance of the human spheres.

Cinema and education have many mutual objectives to reach in comunicating with young people and transmitting them the morale ethical principles like respect/love, patriotism, responsibility, etc. The educational possibilities of cinema (scientific, documentary, cartoons, political, teenagers, comedy, adventure, novel...) is enormous. A film is a good pedagogical instrument of communication, and it's not a secret that a pedagogist evaluates a film from the professional point of view, the values transmitted, the morals implied, the received info, the feedback, the turnaround effects, etc.

The citizen responsibility of a personality — is the together of being ready and being able/capable to be an active protagonist of the society which uses all the democratic previlegies, rights and duties, and implies all them in practice.

Keywords:cinema, citizenship, civic world, youth, social and pedagogical potential of cinema, civic consciousness functions, pedagogical conditions.

Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Человек получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях гражданственность становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический аспекты. Главная концепция формирования гражданского мировоззрения в изменяющемся мире — передать морально-этические нормы и ценности подрастающему поколению, которые постоянно меняются и модифицируются. В этом состоит главная роль родителей и педагогов.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Нами гражданское самосознание рассматривается как интегративное качество личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, нравственно и социально дееспособным. Содержание общегражданского сознания обусловливают его функции. Социальнаяфункция общественной сознательности направлена на стабилизацию внутреннего положения в обществе, обеспечение морально-политического единства и дружбы народов России, осознание каждым гражданином перспектив сильной социальной политики государства, возможности гармонического развития личности. Культурно-просветительская функция гражданского сознания проявляется в его активном содействии обогащению людей духовной культурой, в побуждении их к духовному творчеству. Воспитательная функция заключается в том, что под его влиянием формируется общественное мнение, требующее от каждого гражданина прямоты и откровенности, честности и внимательности к человеку, принципиальности и непримиримости к недостаткам в себе и в окружающих людях, критичности и самокритичности, ответственности за порученное дело. Психологическая функция гражданского сознания состоит в том, что, развивая политическую сознательность в человеке, она стабилизирует духовное начало в личности, делает позитивными и устойчивыми её направленность, идейно-нравственные устремления и поступки. Оно влияет на мотивы поведения и деятельности, позволяет критично оценивать самого себя, целенаправленно формировать свои человеческие качества и черты характера.

К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств, толерантности. Основная цель современного образования — воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремление к миру, потребности в профессиональной деятельности и труде на благо общества. Сознание человека, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг, определяет его социальное поведение и является одним из условий развития демократического общества. Практика формирования гражданского мировоззрения современной молодежи выступает в качестве ценностно-деятельного процесса и обеспечивает активизацию социального функционирования личности. Главное предназначение гражданского воспитания, определяющее доминанту соответствующей практической деятельности, — формирование готовности и способности личности к позитивному изменению социальной среды, к ее полноценной самореализации в обществе и государстве в интересах собственного развития.

В современном обществе существуют большие возможности формирования гражданского мировоззрения. Одним из способов привлечения к рассматриваемой нами проблеме является привлечение средств массовой информации, в конкретном случае — кино. В современном мире роль не только кино, но и вообще средств массовой информации очень велика. И так как лучшим средством предоставления информации являются телевизор, интернет, социальные сети, то изменить и направить в нужную сторону взгляды и интересы молодежи очень легко. Смотря современные фильмы, молодые люди под воздействием экранных средств легко меняют свои взгляды, стирается тонкая грань между нравственными постулатами, что «можно» и «нельзя». Поэтому СМИ имеют огромное значение в воспитании подрастающего поколения, в сохранении морально-нравственных и гражданских устоев. Различные социологические исследования киноаудитории, проведенные в последние годы, в их числе и исследование художественных интересов школьников, показывают, что дети и молодежь составляют большую часть аудитории, притом самый активный кинозритель — подросток; что в сфере художественных интерес к кинематографу у школьников активный, качество же художественных предпочтений весьма невысокое. В наши дни фильмы получили еще большую популярность и более широкий охват зрителей. Это можно объяснить появлением огромного количества кинотеатров, а также доступностью фильмов в сети Интернет, именно поэтому кино можно считать одним из самых эффективных средств влияния на сознание людей и одним из самых лучших способов формирования каких-либо идеалов и принципов. Наше государство пытается восстановить традиции, когда кино носило не только развлекательный характер, но и воспитательный. В 2015 году Министерство культуры России выступило инициатором проекта указа президента РФ № 503 «О проведении в Российской Федерации Года российского кино» в 2016 году, подписанный президентом Владимиром Путиным 7 октября 2015 года. По замыслу Министерства культуры, проведение Года российского кино в 2016 году станет «логичным продолжением целенаправленной государственной политики по популяризации, повышению качества и общественного значения еще одной из важнейших гуманитарных отраслей» (http://haibrdk.ru/publ/ehto_vazhno/prioritet_goda/god_literatury_v_rossii/18–1-0–97). Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, специалистам образовательных учреждений необходимы знания о технологиях воспитательной работы с современной молодежью.

Воспитательные возможности разных жанров кино (научного, приключенческого, мультипликационного, политического, детского, комедийного, хроникально-документального, художественного) весьма широки. Смотря тот или иной фильм, зритель может быть участником событий, которые происходят в этом фильме, причем на уровне эмпатии или неприятия событий, которые в нем происходят. Кинофильмы охотно привлекаются педагогами в качестве материала для воспитательной работы и, пожалуй, не будет ошибочным утверждение, что продукцию кинематографа учителя оценивают именно с точки зрения возможности ее использования в воспитательных целях. Например, фильм «Под голубым небом» Эдуарда Усбьра, рассказывающий о жизни учителей. В фильме используется технология фотографий, с помощью которых главный герой — учитель рассказывает о своем детстве, о жизни, о взаимоотношениях между людьми, о формировании жизненных ценностей.

Фильмы дают школьнику широкий выбор проблемных ситуаций, изложенных эмоционально и увлекательно. Среди киноситуаций есть и такие, которые воспитатель не может в столь яркой и доходчивой форме показать учащемуся без помощи экрана в будничной реальности: героизм открытий, опасность путешествий, мужество и самопожертвование в военных подвигах. Особенно у подростков кинематограф выступает инструментом концентрации передаваемой информации. Известный итальянский психолог Т. Музати писал: «почему кинематограф влияет на публику? Скорее всего, потому, что имеет возможность перенести душу человека в реальность, зритель как бы становится «актером собственной жизни». Смотря тот или иной фильм, мы включаем не только визуальную опцию, но также — интеллектуальную и эмоциональную. Интересен в данном случае фильм Лорена Контента «Класс», представленный в свое время на Каннском фестивале, где главным героем выступает школьный учитель. В фильме повествуется о сложностях школы, взаимоотношениях учителей и школьников, родителей и детей, где становление мировоззрения происходит достаточно сложно, неоднозначно через экологическую форму общения детей и взрослых и зритель включается в проблемы героев глубоко и серьезно.

Через просмотр и анализ картин воспитываются, развиваются такие жизненные ценности, как любовь к Родине, семейные ценности, воспитание защитника своего отечества. Из зарубежных фильмов можно назвать фильм «Хористы» Баратьера, рассказывающий о жизни жителей Франции после Второй мировой войны. Из отечественных — «По законам военного времени», «Ветер с Востока», «Майор Вихрь», «Тегеран-43», «Жизнь и необычные приключения солдата Ивана Чонкина», «Взять живым», «Белорусский вокзал», «Батальоны просят огня» и др. Современные фильмы о подвиге наших солдат в Афганской и Чеченской войнах — «Русская жертва», «9 рота», «Кавказская рулетка», «Чистилище», «Марш-бросок», «Блокпост», «Мертвое поле», «Прошедшим Афган и Чечню посвящается…»

Естественно, в общеобразовательной организации необходимо создавать педагогические условия, способствующие формированию гражданского мировоззрения детей и молодежи. Нами выделено несколько групп педагогических условий, способствующих эффективному социально-педагогическому обеспечению формирования гражданского мировоззрения обучающихся в общеобразовательной школе: общие социально-педагогические условия, специфические социально-педагогические условия и группы педагогических условий, обеспечивающие успешное гражданское воспитание школьников: изучение семей обучающихся с целью формирования у них гражданских ценностей; условия, способствующие вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс школы по гражданскому воспитанию (совместное планирование с родителями и обучающимися воспитательной работы по формированию гражданского самосознания, создание школьной методической службы «Взаимодействие»); стратегические, тактические, оперативные условия управления социально-педагогическим процессом формирования гражданского мировоззрения у обучающихся; условия формирования гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности — это совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике. Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание, как универсальной ценности Человечества.

Современное состояние России в условиях нарастания глобальных проблем в мире характеризуется атмосферой системного кризиса, преодоление которого требует от каждого жителя страны проявления высоких гражданских черт. Заявленный руководством России курс на инновационное развитие экономики в условиях суверенной демократии, осуществим только в условиях высокой гражданской и социальной активности. Поэтому подъем личной ответственности всего взрослого населения за судьбу Отечества и формирования высоких гражданских идеалов молодежи путем формирования гражданского мировоззрения — необходимая предпосылка возрождения высокого уровня гражданского сознания подрастающего поколения, от которого зависит, какой быть России и россиянам в конце двадцать первого века.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское мировоззрение, фильм, подрастающее поколение, гражданское сознание, собственная жизнь, массовая информация, демократическое общество, гражданское самосознание, главный герой, воспитательная работа.


Ключевые слова

педагогические условия, молодежь, гражданственность, киноискусство, гражданское мировоззрение, социально-педагогический потенциал кино, функции гражданского сознания

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос