Автор: Шоев Алим Халмуратович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 28.04.2016

Библиографическое описание:

Шоев А. Х. Некоторые особенности создания системы социальной защиты населения в Республике Узбекистан // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 758-760.



Переход к рыночной системе хозяйствования и осуществление радикальных реформ в любой стране, как правило, вызывает общие кризисные явления в экономике и социальной сфере. В Узбекистане в период, предшествующий реформам, уже наблюдалось снижение, а в ряде случаев — и отрицательный тренд ряда таких основных показателей, как национальный доход на душу населения, производительность труда, реальные доходы и др. Кроме того, в результате всех предшествующих процессов, а также нововведений «перестройки», Узбекистан на период обретения независимости, как и другие бывшие союзные республики, получил в наследство от Советского Союза полностью разваленную экономическую и финансовую системы, деформированные экономические отношения и атрофированный механизм управления.

Особой проблемой было то, что в рамках прежних экономических условий Советского Союза Узбекистан фактически превратился в поставщика дешевого сырья и стратегических минеральных ресурсов. В большинстве отраслей экономики страны преобладали производства с незаконченным технологическим циклом, который обрывался на стадии первичной переработки сырья и изготовления полуфабрикатов. Кризисные явления затронули многие стороны экономики страны, но наиболее остро они стали проявлять себя в сфере занятости и социальной защиты населения.

Особая национальная модель перехода к рынку Узбекистана в данном случае была нацелена, прежде всего, на предупреждение социальных потрясений и, в то же время, на подготовку условий для последующей стабилизации и переходу к стадии экономического роста. Структурные реформы экономики оказали существенное влияние на создание современной системы социальной защиты в Узбекистане.

По уровню социального развития Узбекистан в целом стоит выше многих стран со средним уровнем развития экономического потенциала, что обусловлено:

− большим накопленным образовательным потенциалом при практически всеобщей грамотности населения;

− высоким уровнем развития базовых услуг в сферах;

− образования, здравоохранения и социального обеспечения;

− богатыми культурными традициями и др.

Вместе с тем, в начальный период рыночных экономических реформ возникла необходимость осуществления такой социальной политики, а в ее рамках и мер по социальной защите населения, которая смогла бы предотвратить многие негативные последствия вхождения в рынок.

В основу построения социальной политики в Узбекистане был заложен принцип неуклонного соблюдения социальной справедливости. Суть этого принципа состоит в том, что и критерии, которыми следует руководствоваться при определении категории действительно нуждающихся в поддержке со стороны государства слоев населения, и механизм, через который эта поддержка должна до них дойти, должны быть достаточно простыми, ясными для населения и справедливыми с его точки зрения. При выявлении лиц, нуждающихся в социальных гарантиях и поддержке, при определении им конкретного вида и размера помощи должны быть исключены любые возможности проявления субъективизма. Социальная защита при этом должна носить целевой и адресный характер. Она должна быть направлена в адрес тех членов общества, кто действительно нуждается в материальной поддержке государства. Учитывая это, адресная система помощи в Узбекистане была введена только в отношении малообеспеченных и нетрудоспособных граждан. [2, стр. 43]

Характерной особенностью национальной модели рыночных реформ в Узбекистане стало проведение упреждающей социальной политики, направленной на то, чтобы противоречия переходного периода и растущее неравенство не превышали уровня, за пределами которого появляются целые группы и слои населения, считающие себя несправедливо обездоленными или ущемленными в своих правах. Обеспечение надежных социальных гарантий и мер социальной защиты населения стало приоритетной задачей рыночных преобразований.

В отношении к решению проблем социальной защиты населения основными направлениями социальной политики на новом этапе формирования рыночных отношений стали следующие.

Во-первых, обеспечение гарантированных конституционных прав граждан на свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, свободный выбор профессии и сферы приложения своего труда. Сам трудоспособный человек, реализуя право свободного выбора форм трудовой деятельности, должен обеспечивать себя и свою семью необходимым материальным достатком, нести ответственность за благополучие семьи, за формирование здорового поколения.

Во-вторых, социальная защита должна была носить целевой и адресный характер. Отличительной особенностью новой системы социальной защиты должен явиться строго дифференцированный подход к различным слоям населения.

В-четвертых, что касается экономически активного населения, то для него государство должно было создать условия для наиболее полной реализации его трудового и творческого потенциала путем введения сильного механизма мотивации труда. Необходимо стимулировать социально-экономическую активность граждан. В увязке с этим необходимо решать вопросы усиления трудовой мотивации, тесной связи оплаты труда, уровня ее дифференциации с ростом производительности и эффективности труда.

В-пятых, в системе мер по социальной защите населения одно из центральных мест занимает формирование реального рынка труда, создание условий, позволяющих каждому трудоспособному своим трудом улучшать уровень жизни своей семьи.

В-шестых, в период перехода к рынку в наиболее трудном положении оказывается социальная сфера — здравоохранение, образование, культура и искусство, а также наука. В Узбекистане сохранение и развитие духовных, исторических и культурных ценностей, нравственного состояния населения, воспитание подрастающего поколения стали приоритетными задачами.

В то же время, с самого начала своего создания система социальной защиты населения в Узбекистане, как важный элемент рыночной экономики, строилась на следующих основополагающих принципах:

− всеобщности в сочетании с дифференцированным подходом к различным демографическим и социальным группам населения;

− интегрированности в единую систему гарантий социальных прав и свобод граждан на всех уровнях — общенациональном, региональном, отраслевом, в рамках отдельных хозяйствующих субъектов, с определением прав, обязанностей и функций на каждом уровне организации этой системы;

− нацеленности на постоянное возрастание роли личных доходов в повышении уровня жизни населения, в удовлетворении им своих материальных и духовных потребностей;

− гибкости системы социальных гарантий;

− надежности ресурсной базы системы социальной защиты населения. [2, с. 56]

В отношении основополагающих принципов организации системы социальной защиты населения Узбекистан, развивающийся на пути реализации собственной модели перехода к социально ориентированной экономике, отличается от других стран, в том числе и высокоразвитых, рядом позитивных особенностей. Так, в отличие от большинства стран, в республике социальная защита населения характеризуется своей всеобщностью, т. е. охватом социальными гарантиями всех без исключения граждан и социальных слоев населения. Кроме того, эта система распространяется на весь жизненный цикл человека, т. е. защищает права и интересы детей, молодежи, работающих граждан и инвалидов, престарелых и нетрудоспособных. Она касается также и всех, сфер деятельности человека — образования, здравоохранения, труда, отдыха и др.

В дополнение к государственным источникам финансирования системы социальной защиты населения, улучшения материального положения людей были активно задействованы средства трудовых коллективов, общественных и благотворительных организаций и фондов. В дальнейшем при осуществлении социальной помощи населению были существенно расширены права и повышена ответственность местных органов власти и управления.

По мере достижения экономической стабильности и перехода к этапу устойчивого экономического роста, в Узбекистане сформировалась принципиально новая прогрессивная система социальной защиты. Она соответствовала морально-нравственным ценностям, образу жизни и мировоззренческим ориентирам, тысячелетиями формировавшимся на Востоке.

Сама система социальной защиты стала более унифицированной, с четкой ориентацией на конкретных потребителей, основными ее пользователями стали дети и малообеспеченные семьи, а все пособия и материальная помощь оказываются только через семью. Семья стала ключевой фигурой в современной системе социальной помощи, что отвечает общегуманным принципам, национальным традициям и менталитету, соответствует той роли, какую занимает семья в системе социальной организации общества в Узбекистане.

В тоже время, крайне сложным оказался выбор критерия отнесения семей к категории малообеспеченных. Известные методы декларирования доходов оказались малоприемлемыми для Узбекистана, Наиболее простым, но эффективным и открытым механизмом осуществления социальной помощи нуждающимся стал механизм оказания помощи через махаллю, которой в соответствии с законом придан статус органа самоуправления. [1, с. 58]

Таким образом, система социальной защиты в Узбекистане строилась как на общепринятых принципах, так и с учетом специфики условий республики. Особой стороной национальной специфики стало то, что в отношении основополагающих принципов организации системы социальной защиты населения Узбекистана, развивающейся на пути реализации собственной модели перехода к социально- ориентированной экономике, она отличается рядом позитивных особенностей, в том числе и от высокоразвитых стран.

Так, в отличие от большинства стран, осуществляющих рыночные реформы, в республике социальная защита населения характеризуется своей всеобщностью, т. е. охватом социальными гарантиями всех без исключения граждан и социальных слоев населения.

Кроме того, эта система распространяется на весь жизненный цикл человека, т. е. защищает права и интересы детей, молодежи, работающих граждан и инвалидов, престарелых и нетрудоспособных. Она касается также и всех сфер деятельности человека — образования, здравоохранения, труда, отдыха и др.

Система социальной защиты населения в Узбекистане основана на принципе дифференциации, т. е. различия в выборе целей, предмета, форм и методов финансирования, их источников в зависимости от экономической самостоятельности человека, уровня его трудоспособности, способа и размеров получаемого дохода и др.

В основу системы социальной защиты населения в Узбекистане положен не только строго дифференцированный подход к различным слоям населения, целевой характер и адресность социальной помощи, участие в ее оказании предприятий, общественных организаций, в том числе органов самоуправления граждан, благотворительных и других негосударственных фондов.

Вместе с этими особенностями, система социальной защиты в республике строится и на общепринятых принципах. К числу основных из них относится принцип стимулирования роли личных доходов в повышении уровня жизни населения, в удовлетворении своих материальных и духовных потребностей.

Таким образом, в Узбекистане была осуществлена постепенная трансформация всей системы социальной защиты населения, ее рационализация — устранялись и видоизменялись малоэффективные формы социальной защиты населения, расходы на цели социальной защиты приводились в соответствие с бюджетными возможностями. Вместе с тем, в республике социальная защита населения стала развиваться в том же направлении, как и в большинстве стран с развитой рыночной экономикой — по пути создания системы социальных гарантий, устанавливаемых государством и программ социальной помощи отдельным группам населения.

Литература:

  1. Каримов И. А. «Высокая духовность — непобедимая сила» — Т.: Маънавият, 2008 г.
  2. Абдурахманов К. Х. «Экономика социальной сферы» Т.: Иктисодиёт. 2013 г.
Основные термины (генерируются автоматически): социальной защиты, социальной защиты населения, системы социальной защиты, система социальной защиты, социальной помощи, социальной защите населения, социальной политики, социальная защита населения, слоев населения, социальных слоев населения, различным слоям населения, организации системы социальной, уровня жизни населения, группам населения, республике социальная защита, защиты населения Узбекистан, системе социальной, социальной защиты должен, защиты населения основными, мер социальной защиты.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос