Автор: Сунакбаев Шавкат Кахарович

Рубрика: 1. Экономическая теория

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 01.10.2014

Статья просмотрена: 278 раз

Библиографическое описание:

Сунакбаев Ш. К. Создание системы социальной защиты населения [Текст] // Инновационная экономика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 1-3.

За прошедшие 20 лет Казахстан состоялся как успешное и сильное государство с демократической политической системой, либеральной рыночной экономикой и развитым гражданским обществом. Благодаря мудрому и выверенному стратегическому курсу Президента, Лидера Нации Нурсултана Назарбаева наша страна стремительно ворвалась в когорту признанных лидеров мирового сообщества. Как известно, главной целью государственной политики является неуклонное повышение материального благополучия народа. Социальная защита населения, как ее важная и неотъемлемая составляющая, относится к основным приоритетам внутренней политики. В этом плане одной из доминантных целей развития Казахстана было осуществление реформ системы социального обеспечения.

Если говорить об основных этапах развития, то следует отметить, что население Казахстана в первые годы становления своей независимости резко сократилось вследствие отрицательного миграционного сальдо и резкого падения естественного прироста населения.

Большое влияние на усиление миграционных процессов в Казахстане оказал экономический кризис, который приобрел еще более тяжелые формы с распадом СССР и разрывом прежних хозяйственных связей между республиками. Сокращение производства привело к росту массовой безработицы, сокращению реальных доходов населения и, соответственно, резкому снижению жизненного уровня населения. ВВП в 1995 году по сравнению с 1990 годом сократился на 38,6%, реальная заработная плата – на 69,9%, назначенная пенсия – на 77,3%.

В первые годы независимости система социального обеспечения была основана на расходах государственного бюджета, который испытывал хроническую нехватку средств на выплату пенсий и пособий. Основными причинами дефицита государственного бюджета стало резкое сокращение числа плательщиков, в том числе выехавшего из страны трудоспособного населения, а также низкий уровень оплаты труда. Вместе с тем состояние системы пенсионного обеспечения усугублялось ростом как абсолютного числа пенсионеров (с 1990 по 1995 год их число увеличилось с 2 414 тыс. до 2 980 тыс. человек), так и увеличением их удельного веса в сравнении с числом работающих.

Растущие потребности в социальных выплатах (пенсии, пособия, социальная помощь) вызвали необходимость модернизации существующих систем социальной защиты населения, и прежде всего пенсионного обеспечения. Перед выбором реформ оказался не только Казахстан, но и все страны Восточной Европы и СНГ из-за возникших глобальных социально-экономических проблем вследствие развала социалистического лагеря.

В октябре 1997 года в Послании Президента Республики Казахстан народу страны «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» была представлена Стратегия «Казахстан-2030», предусматривающая долгосрочный путь развития суверенной республики, направленный на трансформацию страны в одну из самых безопасных, стабильных, экологически устойчивых государств мира с динамично развивающейся экономикой.

Проведенная в 1997 году пенсионная реформа создала институциональные предпосылки для поэтапного создания в Казахстане многоуровневой системы социальной защиты населения. С 1 января 1998 года, в соответствии с Законом РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», введена смешанная система пенсионного обеспечения, включающая в себя государственную распределительную и накопительную системы, основанные на оптимальном разделении ответственности за пенсионное обеспечение между государством и работником.

С января 2005 года в стране действует система обязательного социального страхования, которая обеспечивает дополнительную защиту работающих граждан при наступлении социальных рисков, в зависимости от размеров и продолжительности социальных отчислений, уплачиваемых плательщиками (работодателями и (или) самостоятельно занятыми лицами). При этом плательщики сумму социального налога уменьшают на сумму уплаченных социальных отчислений за наемных работников.

Первый уровень: гарантированные Конституцией Республики Казахстан социальные выплаты (базовая пенсионная выплата, государственные пособия, единовременные выплаты на рождение ребенка), которые назначаются всем гражданам на одинаковом уровне вне зависимости от трудового вклада и получаемого ранее дохода.

Государственная базовая пенсионная выплата введена с 2005 года в соответствии с Посланием Президента РК народу Казахстана от 18 февраля 2005 года «Казах­стан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» и стала важнейшей мерой увеличения доходов пожилых людей. В 2005 году размер базовой пенсионной выплаты составлял 3 000 тенге, на начало 2011 года он повысился до 50% от величины прожиточного минимума (ПМ), что составляет 8 000 тенге (рост почти в 2,7 раза). В рамках реализации Стратегии развития Казах­стана до 2020 года размер базовой пенсии достигнет 60% от размера ПМ к 2015-му и 75% – к 2020 году. Постепенно базовый уровень будет приближаться к величине прожиточного минимума.

В целях формирования единообразного подхода к различным группам населения, соблюдения справедливого характера социальной защиты и реализации конституционных гарантий обеспечения граждан страны начиная с 2006 года единым базовым социальным индикатором для исчисления размеров государственных социальных пособий принят прожиточный минимум (ПМ).

Второй уровень: солидарные пенсии из государственного бюджета, социальные выплаты из АО «Государственный фонд социального страхования», накопительные и добровольно профессиональные пенсии из накопительных пенсионных фондов (НПФ), то есть выплаты, которые зависят от трудового стажа и дохода конкретного человека, с которых уплачивались налоги и обязательные платежи.

Получателями солидарной пенсии являются граждане, имевшие не менее шести месяцев трудового стажа работы на 1 января 1998 года. В рамках Послания Президента РК от 6 февраля 2008 года народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана – главная цель государ­ственной политики» размеры солидарных пенсий увеличены в 2009 году в среднем на 25%, в 2010-м – на 25%, с 1 января 2011 года – на 30% всем пенсионерам, в том числе получателям за выслугу лет из числа военнослужащих.

Следует отметить, что за последние 11 лет (2000–2011 годы) минимальный размер пенсии возрос почти в 7 раз (с 3 500 до 24 047 тенге), средний размер пенсий – в 8 раз (с 4 462 до 36 205 тенге), максимальный размер пенсий – в 6,4 раза (с 8 156 до 52 226 тенге).

Пенсионные выплаты из НПФ осуществляются за счет обязательных пенсионных взносов (ОПВ) в зависимости от индивидуальных пенсионных накоплений граждан.

Из НПФ с начала реформы осуществлены пенсионные выплаты на 201 млрд. тенге. На 1 января 2011 года действуют 13 НПФ. Совокупный объем пенсионных накоплений возрос от 23,5 млрд. тенге на 1 января 1999 года до 2,3 трлн. тенге на 1 января 2011 года, и в системе зарегистрировано порядка 8 млн. индивидуальных пенсионных счетов граждан.

В рамках Послания Президента РК от 28 февраля 2007 года народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» предусмотрена государственная гарантия сохранности внесенных ОПВ с учетом роста на уровень инфляции на момент приобретения права на пенсионные выплаты. В 2010 году 22,4 тыс. получателям выплачена сумма государственной гарантии в размере 770,3 млн. тенге из республиканского бюджета.

Таким образом, следует отметить, что систематическое повышение размеров пенсионных выплат позволило повысить жизненный уровень пожилых граждан и обеспечить один из наиболее высоких уровней пенсионного обеспечения среди стран СНГ.

Третий уровень (добровольный): выплаты из НПФ за счет добровольных и/или добровольных профессиональных пенсионных взносов.

В целях социальной защиты и пенсионного обеспечения работников, труд которых связан с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, с 1 января 2003 года наряду с обязательными предусмотрены добровольные профессиональные пенсионные взносы. Указанные взносы перечисляются работодателями за счет собственных средств в пользу работников с отнесением этих расходов на налоговые вычеты. Также, в соответствии с налоговым законодательством, при определении дохода работника (физического лица), облагаемого у источника выплаты, сумма добровольных пенсионных взносов, вносимых им в свою пользу, не подлежит налогообложению.

Таким образом, можно констатировать, что за годы независимости в Казахстане создана система социальной защиты населения, соответствующая международным стандартам, адаптированная к требованиям социально ориентированного государства.

Для укрепления достигнутых успехов и дальнейшего ускоренного развития социально-экономического положения в рамках Послания Главы государства народу Казахстана «Построим будущее вместе!» от 28 января 2011 года разработана Программа занятости-2020. Ее основной целью является повышение уровня доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости.

Являясь одним из международно-признанных лидеров в социальном обеспечении населения, Казахстан сегодня стал модератором процессов совершенствования названной отрасли, создавая различные диалоговые площадки. Так, 7–8 июня 2010 года в Астане прошла международная конференция на тему «Социальное обеспечение в условиях кризиса. Национальные ответы на вызовы дня». Признанные теоретики и практики, в том числе генеральный секретарь Международной ассоциации социального обеспечения Ханс-Хорст Конколевски, председатель Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов Александр Куртин, заместитель генерального директора НИИ труда и социального страхования Российской Федерации Валентин Роик в своих выступлениях отметили, что во время мирового финансово-экономического кризиса системы социальной защиты многих государств доказали, что принимаемые ими меры являются решающим компонентом оздоровления экономики, так как позволяют стимулировать общий уровень спроса и поддерживать социальную сплоченность за счет предоставления защиты самым уязвимым слоям населения.

По итогам международной конференции были приняты Рекомендации по совершенствованию системы социального обеспечения, в том числе по снижению уровня безработицы, ужесточению требований к работодателям по исполнению норм законодательства по обязательному социальному страхованию и охране труда своих работников.

В соответствии со Стратегическим планом-2020 вопросы социальной защищенности являются одним из приоритетов развития страны на ближайшее десятилетие. Для его выполнения потребуется активное участие не только государственных органов и работодателей, но и всего населения.

В связи с этим в целях широкомасштабного обсуждения вопросов развития системы социального обеспечения в Казахстане 20 мая текущего года в Кокшетау состоится заседание «круглого стола» «Социальное обеспечение в Республике Казахстан: текущее состояние и перспективы развития», проводимое под эгидой 20-летия Независимости Республики Казахстан. В рамках мероприятия будут обсуждены достигнутые успехи в области социальной защиты и актуальные вопросы дальнейшего развития системы социального обеспечения с учетом накопленного отечественного опыта и мировых передовых инноваций. В работе заседания «круглого стола» примут участие депутаты Парламента РК, представители государ­ственных органов, международных организаций, Федерации профсоюзов, Конфедерации работодателей и других институтов гражданского общества.

Как известно, в настоящее время в Казахстане происходят процессы все­сторонней модернизации во всех сферах жизнедеятельности. В сфере социального обеспечения населения одной из превалирующих целей является укрепление социальной стабильности и создание системы социальной защиты, основанной на адресности и эффективности, исключающей иждивенчество.

Системная и широкомасштабная работа по реализации поручений Президента, Лидера Нации Нурсултана Назарбаева по совершенствованию социальной политики, направленной на повышение уровня и качества жизни, адекватного международным стандартам, продолжается.

Литература:

1.      Стратегия индустриально – инновационного развития РК на 2003 – 2015 годы – Астана. 2003г.

2.      Казахстанская правда 22 сентября 2012 года 5 стр.

Основные термины (генерируются автоматически): социальной защиты, социальной защиты населения, системы социальной защиты, социального обеспечения, системы социального обеспечения, народу Казахстана, пенсионного обеспечения, Президента РК, Послания Президента РК, пенсионных взносов, Республики Казахстан, развития системы социального, рамках Послания Президента, доходов населения, базовая пенсионная выплата, социального обеспечения населения, пенсионные выплаты, пенсионных накоплений, РК народу Казахстана, Лидера Нации Нурсултана.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос