Библиографическое описание:

Латыш И. С., Андреев С. Ю. Приоритеты привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры // Молодой ученый. — 2016. — №8.8. — С. 16-19.



Инфраструктурные инвестиции – это вложения денег в комплекс объектов, которые нужны для обеспечения условий жизни общества и работы отраслей материального производства. Инфраструктурное развитие является одним из самых важных факторов поддержания продолжительного экономического роста каждой страны и определяющую роль в этом процессе несут инвестиции.

Многие эксперты и учёные говорят, что инвестирование в инфраструктуру для решения актуальных проблем общества — это надежный, действенный и эффективный способ стимулировать развитие экономики. Вклад инвестиций в инфраструктуру в краткосрочной перспективе даёт возможность решить социальные вопросы, в среднесрочной перспективе стимулирует экономический рост региона, территорий, а в долгосрочной перспективе создает тот эффект, при котором снижаются издержки в целом, экономика показывает уверенные показатели роста и, как следствие, улучшается уровень жизни населения в целом. В более сложных финансово-экономических ситуациях именно инвестиции в инфраструктуру помогают быстрее диверсифицировать направления развития экономики, поэтому поддержка государства жизненно необходима [6].

В нашем государстве формирование и поддержание инфраструктурных объектов на эффективном уровне всегда имело некоторые затруднения. На данный момент, на рынке, в отличие от советского времени, финансирование происходит по остаточному принципу. Объекты, построенные в прошлом веке, стареют, изнашиваются и требуют модернизации [5]. Проблема в том, что имеется нехватка инвестиций в специализированные и высокотехнологичные комплексы, в железнодорожную и автодорожную инфраструктуры. Наблюдается повышение транспортных издержек, использование мощностей происходит нерационально. В виду того, что инфраструктура положительно влияют на экономический рост регионов, рыночную конкуренцию, развитие деятельности индивидуальных предпринимателей, внедрение инноваций, то стоит разработать концепцию решения современных проблем главным образом с помощью инвестиций [7].

В тех политических и экономических условиях, которые мы сейчас наблюдаем, российское правительство ставит главной целью ускорить процесс реализации инфраструктурных проектов. При нехватке бюджетных средств, государственно-частное партнерство становится главным механизмом взаимодействия бизнеса и власти для разрешения тех или иных проблем в сфере обеспечения общественных благ [4].

В настоящее время, несмотря на все преобразования, существуют факторы, препятствующие развитию ГЧП в субъектах РФ. Основными проблемами можно выделить: низкую развитость институциональной среды; отсутствие опыта в сфере ГЧП; малая инвестиционная привлекательность удаленных от центра страны регионов [2].

На данный момент 80 % субъектов РФ приняли законы об участии в ГЧП, в 18 регионах данные законодательные акты применялись для реализации проектов и лишь в 3 субъектах региональное законодательство эксперты оценивают как эффективное. Сложности также состоят в том, что в 2014 г. были внесены изменения в Земельный кодекс РФ, которые, по сути, отменили возможность проведения конкурсов на предоставление земельных участков, сделав обязательным проведение аукционов и установив ряд исключений. Так как большинство применяемых региональных законов об участии субъекта РФ в ГЧП проектах предусматривали имущественное участие региона через проведение конкурса на землю, поэтому дальнейшая судьба данных законов неизвестна. В связи с этим основной задачей для всех субъектов РФ является приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным и с общепринятыми принципами ГЧП [4].

Что касается ответственных за ГЧП органов власти, то имеет место быть необходимость формирования более эффективного взаимодействия с индивидуальными предпринимателями на всех этапах развития и реализации проектов, а также повышать информационную открытость таких структур.

Главным фактором, который влияет на развитие ГЧП, является опыт субъектов в реализации проектов. Также отметим, что качество и социальная ориентированyость проектов является ключевым показателем ГЧП в ближайшей перспективе, который может внести свою лепту в развитие партнерства государства с бизнесом в РФ [3].

Ещё одним важным показателем является инвестиционная привлекательность субъекта страны. При оценке данного фактора учитываются: уровень экономического роста региона, размеры рынка, конкуренция, темпы роста рынка, факторы риска и другие. Как известно, вышеперечисленными признаками обладают лишь близлежащие центру регионы. Считаем, что снижение дифференциации показателей инвестиционной привлекательности субъектов федерации, должно иметь особое место в списке целей стратегического развития экономики России [8].

Таким образом, дальнейшее развитие ГЧП в регионах для реализации инфраструк-турных проектов возможно при условии выполнения ряда условий: создание комплексных программ обучения специалистов органов исполнительной власти, вовлеченных в процесс разработки и реализации проектов ГЧП; разработка и внедрение регламентов для системного подхода в управлении проектами ГЧП; методическое сопровождение внедрения механизма частной концессионной инициативы; принятие и введение положений проекта федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства в Российской Федерации»; создание площадок по обмену опытом между регионами. Все вышеуказанные меры будут способствовать росту инвестирования в инфраструктурные проекты на основе государственно-частного партнерства в разных регионах Российской Федерации [1].

Также отметим, что ГЧП – далеко не единственный способ привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры. На рынке есть и такие инвесторы как негосударственные пенсионные фонды. Это новые игроки на рынке инфраструктурного финансирования, которые появились в виду изменений функционирования финансовых рынков. Пенсионные фонды могут покупать облигации, тем самым финансируя инфраструктурные проекты, а затем возвращать вложенные средства в течение срока действия концессионного соглашения.

Таким образом, можно выделить основные задачи, которые следует решить государству с целью повышения числа инфраструктурных капиталовложений в России:

— необходимо содействие правительства в достижении требуемого уровня доходности инфраструктурных инвестиционных проектов;

— из федерального бюджета должно поступать достаточное финансирования для реализации проектов на основе ГЧП;

— крупные инфраструктурные проекты необходимо реализовать на базе предварительного планирования региональной инфраструктуры;

— упростить участие юридических лиц в ЧГП, устранение проблем, связанных с оформление прав собственности [2].

Говоря о важности и перспективах стимулирования инвестиций в реализацию инфраструктурных проектов отметим, что даже в условиях экономического кризиса, Россия обладает большим потенциалом и может предложить инвесторам достаточное количество интересных и выгодных проектов. Считаем, что потенциал рынка страны ещё не до конца раскрыт, все совместные проекты государства и бизнеса можно модифицировать и совершенствовать их форму реализации. При этом инвесторам могут предоставляться широкий выбор проектов с различными масштабами участия, возможных льгот и форм доходности, что также свидетельствует о возможности реализации разных инфраструктурных проектов на территории нашей страны.

Также отметим, что основным современным препятствием, мешающим привлечению частных инвестиций в инфраструктурные проекты, является неопределенность. На данном этапе российская экономика испытывает нехватку инфраструктурных инвестиций из-за недостаточных гарантии возврата капиталовложений, а также из-за отсутствия понятной и детализированной стратегии развития инфраструктуры и, как следствие, отсутствие понимания перспектив таких инвестиций для частного бизнеса. На наш взгляд, выполнение в ближайшей перспективе поставленных задач будет способствовать выходу России на более высокий уровень развития инфраструктуры и увеличению экономического роста страны в целом.

Литература:

  1. Присяжная Р. И. Методы государственного стимулирования инновационного развития России // Теория и практика финансов и банковского дела на современном этапе: Материалы XIII межвуз. конф. асп. и докт. — СПб.: СПбГИЭУ, 2011.
  2. Сизов Ю. Государственно-частное партнёрство на основе концессий как основа устойчивого развития экономической и социальной инфраструктуры России. Материалы Российского промышленно-экологического форума «РосПромЭко», М., 2014.
  3. Андреев С. Ю. Социально-экономические аспекты повышения эффективности кролиководческого бизнеса (по материалам Краснодарского края): дис. … канд. экон. наук / С. Ю. Андреев. — Краснодар, КубГАУ, 2008.
  4. Государственно-частное партнерство как один из механизмов развития экономики / Андреев С. Ю., Рысухина Д. В. // Экономика и социум. — 2015. — № 5–1(18). — С. 80–82.
  5. Строительство мини-элеваторов как направление государственного регулирования конъюнктуры рынка зерна / Андреев С. Ю., Дьяков С. А. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2011. — № 72. — С. 132–143.
  6. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике / Е. С. Грицинина, Н. В. Власова // Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения. Материалы международной научно-практической конференции, 2016. — С. 35–39.
  7. К вопросу о повышении эффективности государственного управления национальной экономикой / Андреев С. Ю. // Инновационное развитие современной науки. Материалы Международной научно-практической конференции. — 2015. — С. 87–90.
  8. Тенденции развития агропродовольственного сектора России как динамичной отрасли экономики / Власова Н. В., Багарян Ю. В. // Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней. III Международная научно-практическая конференция. — 2015. — С. 466–472.
Основные термины (генерируются автоматически): реализации проектов, инфраструктурные проекты, развития экономики, развитие ГЧП, инфраструктурных проектов, реализации проектов ГЧП, дальнейшее развитие ГЧП, экономического роста, реализации инфраструктурных проектов, ключевым показателем ГЧП, общепринятыми принципами ГЧП, ГЧП органов власти, развитие инфраструктуры, развитию ГЧП, управлении проектами ГЧП, сфере ГЧП, ГЧП проектах, основе ГЧП, частных инвестиций, нехватку инфраструктурных инвестиций.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос