Автор: Кузнецов Николай Владимирович

Рубрика: 15. Региональная экономика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2017)

Дата публикации: 06.10.2017

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Кузнецов Н. В. Ключевые проблемы инвестиционных программ естественных монополий в свете экономической политики регионов [Текст] // Инновационная экономика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 83-83. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/262/13024/ (дата обращения: 13.12.2017).



В статье рассмотрен вопрос взаимосвязи инвестиционных программ естественных монополий и экономической политики регионов. Рассмотрены такие ключевые вопросы, как повышение экономической эффективности монополий и изменение системы финансирования проектов в пользу более гибких методов, совершенствование законодательства, а также развитие средств государственного контроля и регулирования, создание методики отбора наиболее приоритетных и перспективных инвестиционных проектов. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 16–02–00658.

Ключевые слова: государственный контроль, естественные монополии, инвестиционная программа, регион, тарифы, экономическая политика

Концепция долгосрочного социально-экономического развития России предусматривает стимулирование регионального экономического развития [1]. При этом одним из возможных инструментов этого является активизация деятельности естественных монополий. Следует отметить, что регионы России сегодня крайне дифференцированы и сильно отличаются как по объективным социально-экономическим показателям, так и по субъективному восприятию уровня жизни населением. Устранению этого дисбаланса во многом будет способствовать развитие естественных монополий и особенно планируемые ими масштабные инвестиционные программы, реализация которых неизменно сопряжена с созданием новых рабочих мест, ростом благосостояния населения и общим улучшением делового климата. Инвестиционные программы естественных монополий способны создать положительный мультипликативный эффект в таких отраслях, как машиностроение, металлургия, строительство и т. п., а также дать дополнительные возможности развития многих коммерческих структур [2].

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В. В. Путина от 14 июля 2016 г. № Пр-1347 разработана Среднесрочная программа социально-экономического развития Российской Федерации до 2025 года «Стратегия Роста», которая была внесена Президенту Российской Федерации и Правительству 28 февраля 2017 г. Всего в работе над программой приняли участие около 800 экспертов и ученых, представителей органов власти и предпринимательских объединений. Основными экспертными площадками по ее подготовке стали Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Вольное экономическое общество, МГИМО. Программа рассматривает развитие естественных монополий как один из значимых источников роста российской экономики и определяет основные целевые показатели по их активизации [3].

Однако в области регулирования деятельности естественных монополий до сих пор существует целый ряд нерешенных проблем. Ключевые из них кроются в необходимости повышения экономической эффективности монополий и изменения системы финансирования проектов в пользу более гибких методов ценообразования, необходимости совершенствования законодательства и средств государственного контроля и регулирования, а также создания методики отбора наиболее приоритетных и перспективных инвестиционных проектов.

В середине 2016 г. Правительством Российской Федерации в Государственную Думу был внесен законопроект, устанавливающий процедуры осуществления естественными монополиями своей инвестиционной деятельности на региональном уровне. Основные положения этого законопроекта направлены на развитие контролирующих функций со стороны государства не только в части соблюдения технологических правил, но также и в части ценового аудита. Это позволило уже в начале 2017 г. выявить несоответствия в ценовых параметрах инвестиционных программ. Так Министерство экономического развития Российской Федерации установило индексацию тарифов транспортных монополий в размере 4,5 % [4]. Однако в предлагаемых сценариях развития ПАО «РЖД» индексация установлена в размере 5 %. При этом по заявлению Федеральной антимонопольной службы часто «повышение цен естественных монополий является необоснованным» [5]. Так было установлено, что в тарифы естественных монополий часто включаются страховые издержки, командировочные расходы, закупка прочей продукции, и другие расходы не связанной с основным видом деятельности. При этом в ряде случаев реальные затраты производителей-монополистов, составляют только 12 % от уровня установленных цен [3].

В текущих условиях наиболее рациональным механизмом регулирования тарифов инфраструктурных монополий представляется их заморозка в ближайшие 2–3 года на уровне 2017 г., что позволит не только значительно улучшить экономические показатели регионов, но и внести весомый вклад в снижение инфляции в стране в целом. Однако необходимо учитывать, что естественные монополии сегодня являются главным генератором инвестиций в регионах. Поэтому решение по заморозке тарифов для каждой компании должно приниматься индивидуально. Так, например, нецелесообразно полностью замораживать тариф на передачу электроэнергии, поскольку долгосрочная инвестиционная программа ПАО «Россети» изначально предполагала его ежегодный рост. В данном случае целесообразно ограничить рост величиной 1/2 величины инфляции, что с одной стороны позволит осуществить сдерживание роста цен для населения, а с другой не допустить срыва инвестиционной программы.

Кроме того, анализ различных программных документов и законодательных актов инвестиционного развития федерального и регионального уровней показывает отсутствие необходимой координации. В особенной мере это проявляется в случае, когда реализуемые монополиями проекты носят межрегиональный характер или требуют совместной деятельности большого числа партнеров [6]. Кроем того, в условиях нарушения иерархии принятия законодательных актов, многие субъекты испытывают недостаток в информационно-правовом обеспечении, соответственно, на местах принимаются собственные нормативные документы и инвестиционные программы, многие из которых сами становятся источниками правовых коллизий [7].

Очевидно необходимо дальнейшее развитие и совершенствование законодательной базы. В частности, для обеспечения развития регионов необходима гармонизация на уровне региональной экономической политики интересов как государства, так и бизнеса. Также необходимым условием является разработка законодательства о защите инвесторов, которая будет регулировать обязанности и права участников региональной инвестиционной системы по контролю за эффективностью реализуемых проектов. В законе так же необходимо предусмотреть положения об оценочных критериях реализации интеллектуальных разработок в части роста естественных монополий. В самих же инвестиционных программах необходимо в значительной мере доработать и унифицировать документацию, с учетом особенностей организации государственно-частного партнерства.

Существенную проблему создает имеющийся в современной экономике фактор неопределенности. Участие России в глобальных экономических и политических процессах неизменно растет, вместе с ним растет и влияние негативных факторов на страну и ее экономику извне. К ключевым проблемам в данной сфере можно отнести: общемировой финансовый кризис, спад торговой и производственной деятельности, рост инфляции наряду с ростом цен на ресурсы, изменения и постоянные волнения финансовой системы, растущую неплатежеспособность партнеров и контрагентов, санкционная политика, повлекшая за собой утрату экономических связей, колебания в поставках экспорта и импорта и т. п. [8] Все это ставит задачу выявления наиболее приоритетных инвестиционных проектов и обеспечения максимизации эффективности их выполнения. При этом внедряемые разработки должны в полной мере соответствовать (быть адаптированными) потребностям и условиям конкретного региона, и должны обеспечивать реструктуризацию экономики рисковых регионов страны [9].

На сегодняшний день, на стадии внедрения в практическую деятельность регионов, представлено свыше 1300 проектов, из которых 15 проектов федерального значения (объем инвестиций составил 133 млрд.руб.), 191 — региональные проекты (инвестиции свыше 400 млрд.руб.) и более 1100 муниципальных проектов (объем средств свыше 98 млрд.руб.). Таким образом проекты регионального уровня занимают сегодня менее 15 % в общем объеме инвестиционных проектов. При этом в отраслевом разрезе наибольший вес занимают проекты модернизации коммунальной инфраструктуры (72 %) и социальные проекты (20 %), тогда как энергетическая и транспортная инфраструктуры занимают 3 % и 5 % соответственно [10]. Однако, можно констатировать, что в настоящий момент единые правила оценки проектов отсутствуют. Также отсутствует методика определения приоритетов выполнения проектов и программ. Если в ЕС и США в зависимости от экономической и социальной роли инвестиционного проекта определены и различные методики оценки его эффективности, то в России в настоящей момент не регламентировано даже содержание проекта, подаваемого на рассмотрение. Понятия коммерческой и общественной эффективности вообще не разделяются. Это приводит к тому, что принятие решений часто основывается на политических соображениях. Таким образом, давно назрела необходимость разработки системы целевых индикаторов для оценки экономического эффекта от реализации инвестиционных проектов естественных монополий. Кроме того, на стадии реализации проекта необходимо обеспечить строгий контроль исполнения проектов, реализуемых с государственным участием, в том числе, финансовый (для обеспечения эффективности расходования средств) и технический (в связи с высокой значимостью проектов для экономики и безопасности).

Рассмотренные три ключевых негативных момента — необходимость повышения экономической эффективности монополий и изменения системы финансирования проектов в пользу более гибких методов, необходимость совершенствования законодательства, а также развитие средств государственного контроля и регулирования, необходимость создания методики отбора наиболее приоритетных и перспективных инвестиционных проектов — существенно тормозят инвестиционную деятельность естественных монополий. Целенаправленная работа по их устранению позволит создать условия для необходимого импульса экономического роста в регионах России.

Литература:

  1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: [Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009)] // Собрание законодательства РФ. — 2008. — 24 ноя. — № 47. — ст. 5489.
  2. Идрисов Г., Пономарева Е. Регулирование естественных монополий не должно опережать развитие рынков // Экономическое развитие России. — 2015. — № 8. — С. 50–55.
  3. Среднесрочная программа социально-экономического развития Российской Федерации до 2025 года «Стратегия Роста» // Институт экономики роста им. П. А. Столыпина. [Электронный ресурс]. — URL: http://rost.institute/strategy/. (дата обращения 29.09.2017).
  4. Сдерживание тарифов естественных монополий — новые инвестиционные ресурсы // Открытое Правительство. [Электронный ресурс]. — URL: http://open.gov.ru/events/5515084/. (дата обращения 29.09.2017).
  5. Инфраструктурные и сырьевые монополии или несырьевой сектор экономики: возможен ли компромисс? // Россия сегодня. [Электронный ресурс]. — URL: http://pressmia.ru/pressclub/20170329/951473449.html. (дата обращения 29.09.2017).
  6. Буркеева Р. Г. Естественная монополия как неоклассический тип контракта: российская специфика // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». — 2016. — № 2. — С. 11–16.
  7. Шишкин М. В. Антимонопольное регулирование / М. В. Шишкин, А. В. Смирнов. — М.: Издательство «Юрайт», 2017. — 143 с.
  8. Дичева О. А. Альтернативные методы регулирования цен (тарифов) на товары и услуги естественных монополий // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. — 2015. — № 2. — С. 70–76.
  9. Аксенов А. А. Инструменты государственного регулирования естественных монополий в России // Научное обозрение. — 2014. — № 11–3. — С. 873–875.
  10. Развитие государственно-частного партнерства в России в 2015–2016 годах // Ассоциация участников государственно-частного партнерства «Центр развития ГЧП». [Электронный ресурс]. — URL: http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingREG2016_B5_Block_04–04–2016.pdf. (дата обращения 29.09.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): естественных монополий, Российской Федерации, экономической эффективности монополий, развитие естественных монополий, инвестиционных проектов, деятельности естественных монополий, программ естественных монополий, развития Российской Федерации, перспективных инвестиционных проектов, естественных монополий способны, социально-экономического развития Российской, проектов естественных монополий, цен естественных монополий, тарифы естественных монополий, роста естественных монополий, регулирования естественных монополий, системы финансирования проектов, тарифов естественных монополий, дата обращения 29.09.2017, инвестиционных программ естественных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос