Авторы: Рысухина Дарья Вячеславовна, Коровин Виктор Евгеньевич

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 23.04.2016

Статья просмотрена: 1910 раз

Библиографическое описание:

Рысухина Д. В., Коровин В. Е. Современные проблемы повышения инвестиционной привлекательности российской экономики // Молодой ученый. — 2016. — №8.8. — С. 28-30.



Данная статья посвящена разъяснению ключевых проблем инвестиционной привлекательности России и предложению путей их решения.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная привлекательность, проблемы экономики, государство.

Инвестиции являются одним из важнейших макроэкономических показателей, но одновременно одним из самых сложнопрогнозируемых. Количество привлеченных в экономику инвестиций «сегодня» определяет качество и темпы развития экономических процессов «завтра» [1].

В современной России одной из ключевых проблем является привлечение и стимулирование производственных инвестиций, что и определяет актуальность данной темы. Это напрямую связано с тяжелыми временами в экономической сфере нашей страны, обусловленными в первую очередь значительным сокращением промышленного производства, значительным падением темпов роста ВВП на душу населения [10].

Стимулирование и активизация инновационных процессов является одним из важнейших условий эффективности ведения национальной экономики. Наша страна также нуждается в укреплении инвестиционной базы для активации инновационной деятельности и укрепления экономического потенциала национальной экономики [8].

Задача поддержания и увеличения инвестиционной активности обычно решается рынком и механизмом государственного воздействия на инвестиционный процесс. Эта деятельность должна выражаться как в стимулировании инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов, так и прямым финансированием государства инвестиционных проектов, с применением различных инструментов экономического регулирования — налогового, бюджетного, таможенно-тарифного и т. д. [6, 7].

Что касается инвестиционной ситуации на сегодняшний день, то Россия вот уже 3 год, начиная с 2013 г. не входит в число 25 самых привлекательных для инвесторов стран, где первые места занимают США, Китай и Великобритания, а все 25 стран получат более 50 % всех мировых прямых иностранных инвестиций. В Россию готовы были бы инвестировать, но сегодня большой помехой являются обоюдоострые санкции, плюс ещё год назад говорили о непредсказуемости проводимой политики, вмешательства государства в экономику и грядущего Украинского кризиса (а теперь действующего). В 2014 г. поток прямых иностранных инвестиций уменьшился в 3 раза, причем большая часть денег была введена в экономику в первом полугодии. Во втором инвесторы активно эти деньги выводили обратно. Плюс ко всему, по мнению инвесторов в стране сократилось количество крупных привлекательных проектов, в которые можно было бы вложить крупные инвестиционные суммы. И хотя в России есть интересные проекты, они либо небольшие, либо не настолько масштабные, чтобы привлечь инвесторов со всего мира.Ещё одним важным фактором, который может отпугивать иностранных инвесторов и компании является российская система налогообложения [3].

Для повышения инвестиционной привлекательности и удержания финансовых средств на территории нашей страны необходимо вести четкоорганизованную грамотно продуманную инвестиционную политику, обратить внимание, на наш взгляд, на проблемы инвестирования отдельных регионов [9]. Главной целью инвестиционной политики является привлечение и удержание капитала, способствующего социально-экономическому развитию территории, повышению уровня и качества жизни населения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Расширить сектор государственно-частного партнерства.

Необходимо развивать сотрудничество между органами государственной власти и бизнесом. Государственно-частное партнерство является одним из главных путей развития инвестиционной деятельности. В данном случае государство может выступать как партнер, обладающий определенными средствами и властью, а использование частного капитала позволит органам власти решить стратегические проблемы региона или муниципалитета без дополнительных затрат, а также повысить его конкурентоспособность [2].

2. Реализовать территориальный инвестиционный потенциал регионов.

Необходимо сформировать некую «визитную карточку» по каждому отдельно взятому региону для привлечения инвестиционных средств. Имидж региона чаще всего ассоциируется с его культурным и социально-экономическим профилем для инвестора. Данным аспектом привлечения инвестиционных средств может стать курортный, портовый, исторический и др. имидж конкретного региона. В настоящее время большая часть регионов России остаются неизвестными своей инвестиционной перспективой, не только для иностранцев, но и для соотечественников.

3. Принять актуальные меры по снижению инвестиционного риска во всех регионах и России в целом.

Одной из современных главных проблем остается инвестиционный риск (риск обесценивания капитала из-за действий органов управления и государственной власти, инфляции, изменения курса рубля), который необходимо по максимуму нейтрализовать. Ведь уровень данного показателя во многом определяет инвестиционную привлекательность, как отдельных регионов, так и всей страны.

4. Стимулировать экономическое, социальное, культурное развитие каждого региона. Путем государственного вмешательства и действиями частных организаций поднять до определенного уровня развитие региона во всех сферах жизни общества.

5. Шире внедрять инновации и новые технологии, стимулировать инновационную деятельность в экономике.

6. Сформировать эффективную систему мер государственного воздействия на инвестиционную привлекательность регионов с учетом особенностей развития отдельных территорий (муниципальных образований).

Дифференциация экономических рычагов и стимулов для повышения инвестиционной привлекательности территорий, позволяет более адекватно направлять и использовать инвестиционные средства, в том числе бюджетные, направляемые на развитие экономики конкретного региона, что является одной из основных экономико-политических функций региональных властей [2].

7. Предлагаем в ряде регионов создать зоны особого статуса, в которые будут привлекаться отечественные и зарубежные инвесторы.

Необходимо создание свободных экономических зон (территорий с льготным таможенным, валютным и налоговым режимом, поощряющий приток нового капитала из-за рубежа) и технополисов (научно-производственных комплексов, где воедино сливаются все различные научно-исследовательские процессы) в регионах, имеющих высокий интеллектуальный потенциал и хорошее инфраструктурное обустройство [5].

На наш взгляд, решение данных проблем заметно оживит инвестиционную сферу нашей экономики, послужит мощным толчком развития экономики многих регионов и муниципальных образований.

В то же время для всех регионов характерны общие задачи, обусловленные стратегическим направлением развития страны. В современных условиях приоритетными направлениями инвестирования являются строительная индустрия, жилищно-коммунальное хозяйство, производственная, в первую очередь транспортная, социальная, рекреационная и экологическая инфраструктура, конверсия предприятий военно-промышленного комплекса и др. [4].

Считаем, что в основу определения приоритетов для инвестиционного развития должны быть заложены принципы важности тех или иных сфер деятельности для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого и сбалансированного развития экономики для каждого отдельно взятого региона. Отметим, что реализация предложенных выше мероприятий в значительной мере позволит повысить инвестиционную привлекательность всей экономики в целом и, как следствие, обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности российской экономики.

Литература:

  1. Колтынюк Б. А. Инвестиции: Учебник — СПб.: Изд-во Михайлова, 2003. — 848 с.
  2. Литвиненко В. А. Направления и методы интенсификации государственнойинвестиционной политики в регионах России //Аудит и финансовый анализ. — 2008. — № 6.
  3. Смирнова Т. Ю., Казачков В. А. Кризис инвестиций и проблемы теорииинвестиций. // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2009. — № 6. — С. 69–72
  4. Государственное субсидирование малого бизнеса в условиях экономического кризиса 2014–2015 годов в России / Андреев С. Ю. // ГЛОБАЛИЗАЦИЯ НАУКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа, 2015. — С. 95–98.
  5. Грицинина Е. С. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике / Е. С. Грицинина, Н. В. Власова // Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения. Материалы международной научно-практической конференции, 2016. -С. 35–39.
  6. К вопросу о государственном регулировании конъюнктуры рынка зерна / С. Ю. Андреев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2010. — № 56. — С. 52–62.
  7. Рыночная власть и факторы ее обуславливающие / Стрельцов М., Власова Н. // Современный научный вестник. — 2014. — № 2. — С. 13–18.
  8. Пути повышения конкурентоспособности предприятий / Андреев С. Ю., Варюха А. О., Апанащенко А. А. // Современная наука: теоретический и практический взгляд. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа: 2015. — С. 8–12.
  9. Конкуренция на агропродовольственном рынке / Е. В. Смольникова // Научное обеспечение агропромышленного комплекса. — 2012. — С. 488–489.
  10. Турбулентность экономики России / Шейко Е. В. // Научный альманах. — 2015. — № 11–1 (13). — С. 580–582.
Основные термины (генерируются автоматически): повышения инвестиционной привлекательности, инвестиционную привлекательность, развития экономики, инвестиционной привлекательности России, инвестиционной деятельности, российской экономики, инвестиционной привлекательности российской, научно-практической конференции, Международной научно-практической конференции, прямых иностранных инвестиций, статей Международной научно-практической, инвестиционную привлекательность регионов, национальной экономики, инвестиционной привлекательности территорий, отдельных регионов, путей развития инвестиционной, привлечения инвестиционных средств, Турбулентность экономики России, экономики конкретного региона, стимулировании инвестиционной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос