Разработка механизмов привлечения инвестиций в национальную экономику | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (48) январь 2013 г.

Статья просмотрена: 4608 раз

Библиографическое описание:

Шакуров, Р. М. Разработка механизмов привлечения инвестиций в национальную экономику / Р. М. Шакуров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 1 (48). — С. 204-207. — URL: https://moluch.ru/archive/48/6002/ (дата обращения: 24.04.2024).

В современной экономической ситуации, характеризующейся в том числе острым дефицитом ресурсов для производственного инвестирования и модернизации экономики, значимость долгосрочных, не спекулятивных инвестиций для экономики России трудно переоценить. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходимы финансовые ресурсы, которые могли бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций.

В настоящее время организационно-экономическими механизмами привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации являются:

  • федеральные целевые программы;

  • внедрение механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП);

  • инвестиционный фонд;

  • концессионные соглашения;

  • образование государственной корпорации «Банк развития»;

  • региональные агентства по привлечению инвестиций;

  • подготовка специальных площадок для застройки инвесторами;

  • технопарки;

  • венчурные инструменты и т. п.

Остановимся подробнее на этих механизмах.

Инвестиционный фонд и механизмы ГЧП

Государственно-частное партнерство (ГЧП) — важнейший и наиболее универсальный механизм государственной инвестиционной политики, реализация которого в России с каждым годом набирает обороты.

Используя механизмы ГЧП, государство может привлечь частные деньги для осуществления приоритетных проектов, повысить эффективность управления инфраструктурой. Стимулировать развитие инноваций. Бизнес, со своей стороны, получает допуск к новым сегментам рынка, повышает рентабельность проекта и возможность реализации масштабных проектов, которые невозможно профинансировать на рыночных условиях.

Области применения ГЧП разнообразны — от совместной выработки стратегических направлений развития национальной экономики до реализации конкретных инвестиционных проектов [1,c.18].

Инвестиционный фонд Российской Федерации — один из важнейших инструментов реализации масштабных инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно — частного партнерства.

Государственная поддержка из Фонда предоставляется в форм

  • софинансирования на договорных условиях инвестиционных проектов с формированием прав собственности Российской Федерации;

  • направления средств в уставные капиталы юридических лиц;

  • предоставление государственных гарантий Российской Федерации под инвестиционные проекты.

Предоставление поддержки в виде софинансирования на договорных условиях пользуется наибольшей востребованностью среди инициаторов инвестиционных проектов — около 85 % поступивших заявок.

По подавляющему большинству одобренных инвестиционных проектов государственные вложения направляются на создание объектов федеральной инфраструктуры. Развитая инфраструктура страны существенно повышает ее рейтинг инвестиционной привлекательности. В последующем, по завершении реализации подобных инвестиционных проектов они будут играть роль катализаторов для привлечения новых инвестиций и новых проектов в смежных отраслях.

Концессионные соглашения

В начале 2006 г. вступил в силу Федеральный закон «О концессионных соглашениях». С точки зрения повышения эффективности бюджетных расходов бесспорным преимуществом концессионной схемы реализации инвестиционных проектов является то, что привлекаемые средства частных инвесторов в полном объеме направляются на улучшение и (или) создание государственного имущества. Как показывает мировой опыт концессионного взаимодействия, концессионер, вкладывая собственные средства в объекты инфраструктуры, стремится и действительно обеспечивает максимальную эффективность на всех стадиях реализации проектов — как на инвестиционной, так и на операционной. В настоящее время соглашения достаточно активно используются в ЖКХ, при строительстве и реконструкции инфраструктурных объектов и т. д.

Следует отметить, что сохраняются некоторые сложности по реализации концессионных проектов, в частности, неадаптированность бюджетного законодательства к совместному инвестированию государством и частными компаниями в объекты концессионных соглашений, а также процедурные расхождения между основными правовыми актами, регулирующими концессионные соглашения и функционирование Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Федеральные целевые программы

Федеральные целевые программы (ФЦП) представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающий эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, социального, культурного развития Российской Федерации.

В контексте государственной инвестиционной политики ФЦП может служить достаточно гибким инструментом для повышения инвестиционной привлекательности страны. Однако его использование возможно лишь в исключительных случаях, когда речь идет о депрессивных территориях страны, не имеющих объективных возможностей реализовывать инвестиционную политику своими силами.

Основными достоинствами и особенностями федеральных целевых программ являются:

  • концентрация ресурсов на решение приоритетных комплексных задач;

  • возможность в рамках программы комбинировать и объединять усилия федеральных, региональных органов исполнительной власти и частного сектора экономики;

  • длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;

  • системный подход к формированию комплекса взаимосвязанных по ресурсам и срокам реализации мероприятий для достижения поставленных целей;

  • высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий;

  • обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета, а также иных средств.

Эти программы направлены на формирование необходимой инфраструктуры территорий и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики [2,c.142–145].

Банк развития

В мае 2007 г. Федеральный закон «О Банке развития» подписан Президентом Российской Федерации. Закон предусматривает создание госкорпораций на базе Внешэкономбанка, а также капиталов Российского банка развития и Российского экспортно-импортного банка. Целью создания банка является среднесрочное и долгосрочное финансирование инвестпроектов в приоритетных отраслях экономики, а также финансовая поддержка экспортно-импортной политики. Банк сможет выдавать гарантии от коммерческих и политических рисков участникам проектов, которые реализуются банком.

Банк развития выступает не в качестве источника государственных ресурсов для заведомо убыточных проектов, а в роли катализатора процессов финансирования приоритетных секторов, предприятий и сфер бизнеса с привлечением ресурсов частного бизнеса. С его деятельностью связано более равномерное распределение инвестиционных ресурсов по регионам страны.

Технопарки

В соответствии с государственной программой «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» осуществляется подготовка инфраструктуры для строительства технопарков ы РФ. Технопарки в сфере высоких технологий, био- и медицинских технологий, приборостроении, машиностроении, электронной техники, новых материалов.

Реализация этой программы будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности страны.

Венчурные инструменты

Для реализации в России была выбрана модель создания государственного фонда венчурных фондов — «Российской венчурной компании», которая предполагает существование трехуровневой структуры взаимодействия государства, частных управляющих компаний и стартапов, т. е. непосредственно производителей технологий.

На Российскую венчурную компанию возложены две основные функции: отбор лучших венчурных управляющих компаний на конкурсной основе и приобретение паев венчурных фондов, создаваемых этими компаниями. Российская венчурная компания — государственный фонд венчурных фондов Российской Федерации. Российская венчурная компания инвестирует свои средства в инновационный сектор через частные венчурные фонды, предоставляя каждому из них 49 % от инвестиционных ресурсов [3,c.26].

Функции органов исполнительной власти субъектов РФ в использовании этого инструмента могут заключаться в выделении и продвижении наиболее перспективных инновационных проектов и наработок на федеральном уровне, что может на практике выражаться в их административной и консультативной поддержке, создание региональных инкубаторов, предоставлении дополнительных налоговых и административных преференций субъектам малого и среднего бизнеса, работающим в hi-tech сегменте.

Задачей Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий является поддержка перспективных проектов в сфере ИКТ на начальном этапе их развития. Из федерального бюджета в капитал фонда предусмотрено выделение около 1,5 млрд. руб. Первоначально фонд будет полностью государственным. В дальнейшем, по мере привлечения частных инвесторов, планируется постепенный выход государства из капитала фонда.

Региональные агентства по привлечению инвестиций

В настоящее время в большинстве регионов существуют специализированные органы государственной власти или агентства (корпорации) по привлечению инвестиций, занимающиеся вопросами сопровождения проектов, то есть внимательного и своевременного решения административно-правовых вопросов, возникающих у инвестора в ходе подготовки и реализации проектов, создании площадок для инвестиций и проведения мероприятий по улучшения имиджа региона и распространению информации об инвестиционном климате в регионе.

Международный опыт показывает, что агентства по привлечению инвестиций могут быть действенным средством по работе с инвесторами. Российским региональным агентствам на сегодняшний момент часто не хватает опыта и знаний лучшей мировой практики работы с инвесторами, а также финансовых ресурсов, необходимых для подготовки площадок для инвестиций. К решению этих проблем может быть привлечен федеральный центр. В частности необходима организация обучающих программ и программ обмена опытом между региональными агентствами. Следует также рассмотреть возможность создания специального фонда, который на конкурсной основе мог бы оказать регионам финансовую помощь в создании площадок для реализации инвестиционных проектов и других мероприятий, направленных на привлечение инвестиций в регион.


Литература:

  1. Беляева И. В. Методологические основы формирования благоприятного инновационно-инвестиционного климата в стране// Вестник Тамбовского университета: Гуманитарные науки.2010.Т.83.№ 3.С.18–23.

  2. Юзович Л. И. Формирование инвестиционных ресурсов в российской экономике и их распределение между субъектами экономических отношений // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета.2010.№ 2. С. 142–145

  3. Ведев А., Данилов Ю., Масленников Н., Моисеев С. Структурная модернизация финансовой системы России // Вопросы экономики. 2010. № 5. С. 26–42.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, проект, Инвестиционный фонд, привлечение инвестиций, российская венчурная компания, Россия, банк развития, государственная инвестиционная политика, Государственно-частное партнерство, государственный фонд.


Похожие статьи

Государственно-частное партнерство: теоретические основы

государственно-частное партнерство, проект, рубль, Российская Федерация, частный бизнес, млрд, Россия, государственная собственность, Инвестиционный фонд, частный сектор.

Государственно-частное партнерство как действенная форма...

государственно-частное партнерство, проект, Банк развития, Российская Федерация, Россия, государственный сектор, частный сектор, дорожное хозяйство, городское развитие, инвестиционная программа.

Перспективы использования механизма венчурного...

Основы государственной политики развития венчура в России были изложены в проекте «Концепции развития венчурной индустрии в России», которую представило Минпромнауки России на заседании Правительства РФ 13 ноября 2002 года.

Государственно-частное партнерство как способ привлечения...

Государственно-частное партнерство можно рассматривать как инструмент привлечения инвестиций в муниципальные компании.

Мартусевич Р. А. Государственно-частное партнерство в коммунальном хозяйстве. − Москва: Фонд «Институт экономики города», 2012.−

Перспективы проектного финансирования инвестиционных...

проектное финансирование, проект, млрд рублей, стоимость проекта, Россия, инвестиционный проект, банк, млрд, средство, Российская Федерация.

Венчурные проекты в России: актуальные источники...

венчурный капитал, фонд, Россия, IBS, инвестиция, российский рынок, компания, венчурный бизнес, Российская Венчурная Компания, венчурное финансирование.

Государственно-частное партнерство в инновационной сфере

Россия, Российская Федерация, инновационная сфера, государственно-частное партнерство, Фонд, инновационный процесс, Инновационный Центр, венчурное инвестирование, инновационная продукция...

Особенности венчурного финансирования инноваций в РФ

Уровень развития венчурного финансирования. Основным венчурным фондом РФ является Российская венчурная компания (РВК).

Можно сказать, что Российская венчурная компания является фондом венчурных фондов.

Совершенствование политики привлечения иностранных...

В статье рассмотрены сложившиеся в нынешних экономических условиях проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, а также определены основные направления инвестиционной политики государства в краткосрочном...

Похожие статьи

Государственно-частное партнерство: теоретические основы

государственно-частное партнерство, проект, рубль, Российская Федерация, частный бизнес, млрд, Россия, государственная собственность, Инвестиционный фонд, частный сектор.

Государственно-частное партнерство как действенная форма...

государственно-частное партнерство, проект, Банк развития, Российская Федерация, Россия, государственный сектор, частный сектор, дорожное хозяйство, городское развитие, инвестиционная программа.

Перспективы использования механизма венчурного...

Основы государственной политики развития венчура в России были изложены в проекте «Концепции развития венчурной индустрии в России», которую представило Минпромнауки России на заседании Правительства РФ 13 ноября 2002 года.

Государственно-частное партнерство как способ привлечения...

Государственно-частное партнерство можно рассматривать как инструмент привлечения инвестиций в муниципальные компании.

Мартусевич Р. А. Государственно-частное партнерство в коммунальном хозяйстве. − Москва: Фонд «Институт экономики города», 2012.−

Перспективы проектного финансирования инвестиционных...

проектное финансирование, проект, млрд рублей, стоимость проекта, Россия, инвестиционный проект, банк, млрд, средство, Российская Федерация.

Венчурные проекты в России: актуальные источники...

венчурный капитал, фонд, Россия, IBS, инвестиция, российский рынок, компания, венчурный бизнес, Российская Венчурная Компания, венчурное финансирование.

Государственно-частное партнерство в инновационной сфере

Россия, Российская Федерация, инновационная сфера, государственно-частное партнерство, Фонд, инновационный процесс, Инновационный Центр, венчурное инвестирование, инновационная продукция...

Особенности венчурного финансирования инноваций в РФ

Уровень развития венчурного финансирования. Основным венчурным фондом РФ является Российская венчурная компания (РВК).

Можно сказать, что Российская венчурная компания является фондом венчурных фондов.

Совершенствование политики привлечения иностранных...

В статье рассмотрены сложившиеся в нынешних экономических условиях проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, а также определены основные направления инвестиционной политики государства в краткосрочном...

Задать вопрос