Телесные инструменты в помощь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 19.04.2016

Статья просмотрена: 410 раз

Библиографическое описание:

Лобанова, Т. И. Телесные инструменты в помощь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья / Т. И. Лобанова, Н. Ю. Лоншакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 987-991. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28678/ (дата обращения: 16.11.2024).



Настоящий педагог обычно озабочен поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с ребёнком праздником? Как ненавязчиво, легко и просто рассказать детям о самом главном — о том, как прекрасен мир, как интересно в нём жить? Как научить ребёнка всему, что ему пригодится в этом сложном современном мире? Как развить основные способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать, придумывать?

Об одном из «рецептов» творческого сотрудничества с детьми и пойдёт речь.

Чтобы занятия, уроки превратились в маленькие спектакли, фантастические путешествия и увлекательные исследования, нужен творческий подход педагога, который готов вовлечь своих маленьких любознаек. Подготовка к этим волшебным спектаклям и путешествиям не требует много материальных затрат, времени. Главное условие — способность педагога импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть с детьми. Обычно учитель-логопед набирает группу детей на два года обучения и два года увлекательно путешествует в удивительном мире букв и звуков.

Наша душевная — биологическая жизнь направлена на то, чтобы получить удовольствие и избегать неудовольствия.

Психолог А. Лоуэн утверждает, что ребёнок живёт телесной жизнью и действует, если ему не мешают, на основе принципа удовольствия. Он делает то, что чувствует, как «хорошо»!

Практика показывает, что успех для ребёнка непосредственно и прямо связан с развитием умения переживать общение как радость, а не как необходимость выполнять упражнение или неизвестно откуда «свалившуюся» на него обязанность каждый день повторять артикуляционную гимнастику или речевую разминку и т. д.

Поэтому нужно помочь каждому ребёнку найти свои доступные формы общения и заложить удовольствие в фундамент обучения для поддержания интереса в дальнейшем развитии и совершенствовании.

Педагог-философ Ш. Амонашвили в книге «Размышления о гуманной педагогике» написал о попытках взрослых идти против природы детей прямо и жёстко: «Ребёнок наследует от Природы не только задатки, но и мудрого «Человека-наставника», которому поручено руководить его деятельностью и развитием. Природа не доверяла, не доверяет и не может доверить своё уникальное творение только заботам взрослых, будь они родители, учителя или другие люди».

Однако, чтобы отдать предпочтение новому и радостному, ребёнок не должен бояться. У него должен быть выбор! А выберет он опыт, связанный с переживанием радости. Ну, а все выборы и предпочтения реализуются детьми в игре. В ней ребёнок свободен, спонтанен, в ней он развивается. Игра равносильна удовольствию!

Представьте, когда мы идём наперекор интересам и взаимодействиям детей, они разными способами сопротивляются: шалят; скучают; делают вид, что слушают; притворяются, что им интересно; угождают взрослым.

Попробуйте уже при первой встрече своих весёлых, шустрых или наоборот невесёлых деток пригласить поиграть необычным способом — наверняка им это понравится.

Нам потребуются телесные инструменты. Это первые инструменты, которые появляются у каждого человека при рождении. И будет целесообразно использовать их. Сама природа преподнесла их нам. И мы должны быть ей благодарны за этот совершенно уникальный подарок. А дальше мастерство и творчество самого педагога.

Наше тело помнит прикосновения — будут ли они приятные, или не очень. Это наиболее долговременная память организма. При необходимости тело будет помогать вам выполнять те или иные задания, если мышцы, кожа были участниками какой-то манипуляции.

Каков же телесный инструментарий? Ладошки, ладушки; хлопок; шлепок; щелчок; удар по грудной косточке и т. д.

Мы посылаем в тело импульсы, оно запоминает. Развиваем моторную память. А дальше можно подкреплять речевой поддержкой Ну, а музыкальное сопровождение сделает нашу работу просто идеальной. Ведь ребёнок получит необходимый материал эмоционально окрашенным, доступным, развивая все психические процессы. Такая работа, конечно, оставит у ребёнка самые положительные впечатления. Таким образом, педагог решает свои задачи, используя разнообразные методы во благо ребёнка.

Дети пришли в детский сад. Начался новый учебный год. Начинаем знакомить их друг с другом.

1 игра «Как тебя зовут?»

Дети стоят в кругу. Педагог задаёт вопрос: «Как тебя зовут?», обращается к ребёнку. Дети обычно сразу называют свои имена. А затем логопед предлагает сесть на стульчики и назвать свои имена необычно. Как? Нужно при помощи рук преподнести своё имя. Логопед начинает: «Когда я была маленькая, мама называла меня Таня. Посмотрите, как я могу при помощи ладошек произнести своё имя! Хлопаю на каждый слог (Та — ня)».

Затем предлагаю каждому ребёнку прохлопать своё имя. «Как интересно мы с вами познакомились!» Всех поблагодарить.

2 игра «Как тебя зовут?»

Усложняем игру. Просим назвать своё имя ласково. Но теперь будем сидя на стульчиках шлёпать себя по коленям.

3 игра «Как тебя зовут?»

Усложняем игру. Необходимо прохлопать своё имя, затем прошлёпать (Та — ня, Та — не — чка). Всех похвалить.

4 игра «Как тебя зовут?»

Необходимо презентовать своё имя. Украшаем его голосом, движением, мимикой.

5 игра. Творческая работа «Представь своё имя».

В стихотворении, песенке, танце, отрывке м/ф и т. д. Например: «А я по лугу…»

«А я Танечка, я ромашечка…»

«Тара-ра, начинается игра…»

«На золотом крыльце сидели…»

6 игра. Речевая игра «Меня зовут»

Меня зовут: Ма — (хлоп)

Меня зовут: ша — (шлёп)

Меня зовут: Ма — (хлоп) Ша — (шлёп)

7 игра «Назови своё имя»

Игра в парах. Правила предыдущей игры.

Может появиться проект. В данную игру можно играть довольно долго. Варианты могут дополняться. В подготовительной группе акцент сделать на то, что появляются слоги.

8 игра

Собирайтесь, собирайтесь (щелчки пальцами обеих рук;

Все в круг, все в круг (хлопки);

Весело и дружно, весело и дружно (топаем ногами);

Хэй, хоп (шаги вперёд, назад).

Повторяем с 2–3 детьми, затем со всей группой. Таким образом организуем детей в игру и решаем свои задачи: соединяем ритм, речь, артикуляцию! Уверяю — детям это понравится!

9 игра «Привет»

Хэй, хэй, привет носам (указываем данную част тела у себя)

Хэй, хэй, привет ушам (показываем у себя)

Хэй, хэй, привет носам (указательным пальцем показываем у друга: дети стоят напротив друг друга).

Повторяя, изучаем себя и друзей: привет щекам, привет глазам (бровям, рукам, плечам, ногам).

10 игра

Телесные инструменты помогают запомнить текст, разыгрывать потешки с детьми, доставить удовольствие, радость, эмоции.

Сначала дети учат потешку:

Тра-та-та, тра-та-та,

Тра-та-та, тра-та-та.

Вышла кошка за кота,

За Кота Котовича,

За Петра Петровича.

Он усат, полосат,

В ушах кисточки висят.

Затем на каждую фразу отрабатывают звучащий жест.

Ребёнок рассказывает, соединяя текст и инструменты.

После этого отрабатывают в паре.

11 игра. Потешка «Как у деда Ермолая»

Как у деда Ермолая — (стучим в пол ладошки)

Вся семейка небольшая. — (стучим всей ладошкой)

Только сам, да сама, — (хлопаем плоской ладошкой)

Только кум, да кума, — (хлопаем объёмной ладошкой)

Да два сына с усами, — (щелчки пальцами)

Да две дочки с косами, (шлёпаем по коленкам)

Две внучки на печи — (топаем ногами)

Уплетают калачи. — (стучим по грудной косточке поочерёдно левой, правой рукой).

Первый раз потешку произносим медленно, во второй раз ускоряем темп. Затем предложить ребёнку пофантазировать с телесными инструментами, подключить ритм: ногти, кулачки. Используем руки (ногти, кисти, предплечье, плечо).

Детям нравятся такие ритмические зарисовки!

12 игра «Барабанщик»

Пра — ле, пра — ле, пра — ле, пра — ле, пра — ле, пра — ле — пра, пра — ле — пра, пра — пра — ле — пра, пра — ле — пра, ле — пра («пра» — правая рука, ладошка, отбиваем ритм; «ле» — левая рука).

Если нам нужно активизировать оба полушария головного мозга, можно подключить методы кинезиологии:

13 игра «Шагаем дружно»

Обычный марш — счёт до 20 (дети маршируют на месте)

Маршируем, перекрёстно дотрагиваясь руками: правой рукой — левого колена, левой — правого (логопед показывает движения)

Маршируем, дотрагиваясь левой рукой левого колена, и наоборот.

14 игра «Тишина»

Если дети расшалились, можно взять в руки карандаш и отбивать ритм, при этом приговаривая: «Лена и Миша, и, и, и Николай! И никакого, никакого шума! Никакого, никакого шума!

Затем можно подключить всех детей и увидите, как дети успокоятся и будут готовы выполнять следующие задания.

15 игра «Гимнастика с пользой»

Детям сложно запомнить, сколько гласных и какие они. Когда согласный твёрдый, когда мягкий?

Гимнастика как раз и помогает запомнить первый ряд гласных.

А — прямые руки вверх.

О — руки в стороны.

У — руки вперёд.

Ы — руки вниз.

Э — делаем руками полукруг.

Я, Ё, Ю, И, Е — движения повторяются, но это уже второй ряд гласных.

На родительских собраниях и родители с удовольствием и пользой выполняют эту зарядку!

16 игра «Закрепляем тему «Осень. Фрукты»

Помочь детям запомнить фруктовый ряд, оживляя его телесными жестами, эмоциональными переживаниями.

Ребята, вы знаете, что осень пришла и в сад. И, конечно, там созрели фрукты.

Какие?

Да. Яблоки, груши, сливы, бананы, абрикосы, персики.

Пожалуйста, назовите цитрусовые фрукты.

Лимон, апельсин, мандарин.

А теперь будем играть и запоминать.

1 — лимон — прохлопываю слоговой ритм (ли — мон)

2 — апельсин — шлепки по коленям (а — пель — син)

3 — мандарин — топаю ногами по очереди (ман — да — рин)

Дети играют сидя на стульчиках. Так лучше воспринимать учебную задачу, лучше работает головной мозг, проще концентрироваться, использовать инструменты.

Второй вариант игры с усложнением, где дети все вместе выполняют рефрен. Подгруппа может выполнять импровизацию.

Далее можно добавлять фрукты по одному и соответственно телесный инструмент. В результате дети закрепляют словарь, активизируют память, активно пользуются телесными инструментами.

Итак, общение с детьми проходит в игровой, нетрадиционной форме. Ребёнок познаёт себя, пропускает информацию через себя. Проживая её, он чувствует себя значимым, необходимым в этом сложном мире. Понимая себя, он открывает возможности общаться с собой и окружающими. А «Самая большая на Земле роскошь — это роскошь человеческого общения» — А. Сент-Экзюпери.

Литература:

  1. Т. Э. Тютюнникова «Видеть музыку и танцевать стихи» Издательство «Книжный дом ЛИБРОКОМ 2014 год».
  2. Т. Э. Тютюнникова «Учусь говорить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение», Москва 2009.
  3. Сайт «Школьные материалы» http//odtdoks.ru. 2013. «Звучащие жесты».
  4. http://www.o-detstve.ru (Портал «О детстве»).
  5. Семинар-практикум Т. Э. Тютюнниковой «Психология коррекционной работы с детьми: недирективные игровые технологии (терапия). Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, как условие реализации требований ФГОС ДО» сентябрь 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, имя, правая рука, рука, головной мозг, грудная косточка, левая рука, левое колено, никакой шум.


Задать вопрос