Проект «Игровой марафон в ДОУ как инновационная форма работы с родителями и воспитанниками в области профилактики негативных проявлений» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психологическая служба

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (27) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 16.11.2019

Статья просмотрена: 1979 раз

Библиографическое описание:

Чернова, М. А. Проект «Игровой марафон в ДОУ как инновационная форма работы с родителями и воспитанниками в области профилактики негативных проявлений» / М. А. Чернова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 10 (27). — С. 31-35. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4608/ (дата обращения: 15.11.2024).



Как жаль, что мы порой не можем

Рукой коснуться, ощутить дыханье…

В глаза не посмотреть нам тоже —

Меж нами километры расстояний.

И вместо нежности мы ставим многоточье.

И вместо радости мы просто смайлик ставим.

Обнять кого-то нам ужасно хочется,

Но поцелуй мы скобкой заменяем,

И учимся читать мы между строчек,

И гаджеты используем умело.

И вместо ласки — электронный почерк,

А наяву мы любим неумело.

Тина Аскольская

Современная реальность такова, что дети с раннего возраста попадают в окружение компьютеров, телевизоров, планшетов, мобильных телефонов — болезни сегодняшнего дошкольного детства, в котором дети не способны выпустить гаджет из рук ни на секунду. Родители все меньше общаются со своими детьми. Им стало проще занять ребенка: дал в руки телефон, планшет и свободен, можно дальше листать Instagram, личную страницу ВКонтакте, Facebook, другие социальные сети, общаться в Whatsapp. Родители разучиваются играть со своими детьми в прямом смысле этого слова. А когда вдруг они понимают это, то не знают, как это делается. При этом страдает не только познавательное, речевое и коммуникативное развитие ребенка, но и эмоциональное состояние родителей, когда они вдруг понимают, что у них нет никакого контакта с собственным ребенком.

В нашем дошкольном отделении мы предложили родителям и педагогам участие в таком совместном проекте как «Марафон «Игралочка»», который, на наш взгляд, и является одним из методов решения описанных проблем. Участие в этом мероприятии, во-первых, замотивировало родителей на поиск времени для проведения совместного досуга, во-вторых, у взрослых и у детей появилась возможность в рамках участия в проекте расширить свой кругозор и пережить моменты творческого вдохновения и позитивного взаимодействия. Участие в проекте — как альтернатива избыточному использованию информационно-коммуникативных технологий.

Изначально марафон задумывался как проект для детей раннего и младшего дошкольного возраста, поскольку за основу была взята методика раннего развития О. Н. Тепляковой, предназначенная для обучения родителей игре с собственным ребенком. Но позже было решено, что в нем могут принять участие и более старшие дети, что послужило поводом модифицировать названия и содержание игр под разный дошкольный возраст детей (не только ранний и младший, но и старший дошкольный возраст).

Цели проекта:

− профилактика семейного неблагополучия в сфере детско-родительских отношений;

− профилактика зависимости детей от информационно-коммуникативных технологий (телевизора, интернета, гаджетов и т. п.).

Задачи:

− привлечь внимание и усилить реальное взаимодействие родителей и детей нашего дошкольного учреждения через совместную игру;

− научить родителей получать удовольствие от взаимодействия с собственным ребенком;

− развить навыки игрового опыта родителей и детей.

Были использованы пять игровых сюжетов:

«Теремок на снегу»,

«Чаепитие»,

«Телефон» (по К. И. Чуковскому),

«Колобок на прищепках»,

«Звериное такси».

Вокруг них расставлялись такие виды деятельности ребенка и родителя как: пение, наблюдение, лепка, аппликация, рисование, театральные постановки, чтение, математика, письмо, предметная игра.

Все игры были оформлены так, чтобы родителям была понятна процедура организации игры и сама игра. Во всех группах была организована электронная почта, посредством которой происходил обмен информацией между родителями и педагогами. Каждые два дня в одно и то же время мы отправляли родителям примерный план (идею) проведения игры, а родители присылали на эту же почту свои фотоотчеты о проведенных играх дома с детьми. По итогам марафона все участники были награждены, а победитель получил главный приз.

Примеры трех игр марафона приведу ниже.

Игра первая «Теремок на снегу».

1. Подготовка кпрогулке.

Перед тем как идти на прогулку, спросите у ребенка: что сегодня вы будете строить на снегу? Предложите построить теремок. Подумайте, кто у вас там будет жить? Сложите в коробку всех игрушечных жителей, называя их: «Мишка, Лисичка, Робот — всех поселим в Теремок!" Можно также заранее подготовить надпись для Теремка или даже мини-вывеску. Ее можно сделать из обычного картона. Напишите на нем: «Теремок». Можно прикрепить надпись скотчем на палочку, на веточку или коктейльную трубочку.

2. Строим теремок.

Насколько сложной будет постройка, зависит от Вас. Но с совсем маленькими детьми не «зависайте на этом этапе. Иначе ребенок потеряет концентрацию, и Вы не успеете собственно поиграть. Построить его можно, просто набрав в самое большое ведерко снега и опрокинув его. Получается очень большой кулич. В нем делаем маленькое углубление — дверку. Если у вас с собой есть вывеска-указатель, поставьте ее рядом с вашим зданием. Порадуйтесь: «Ура, какой красивый Теремок построили!" (На фото альтернативный вариант игры с использованием кинетического песка).

3. Игра.

Теперь возьмите одного из ваших зверей и «пробегитесь» им по снегу. Начинайте напевать: «Как по полюшку собачка (мишутка, лисичка и т. д.) бежит! У дверей остановился и стучит!». Можно не засовывать игрушку внутрь теремка. Просто поставьте ее рядом. Предложите ребенку выбрать, кто побежит следующим?

4. Посчитай-ка.

IMG-20190128-WA0024

Предложите малышу посчитать получившиеся игрушки. При счете касайтесь пальчиком ребенка предметов. С более опытными в игре детьми можно говорить так: «Было два жителя, еще одна игрушка пришла! Два плюс один, три жителя!»

Песенка:

Стоит в поле Теремок, Теремок!

Он ни низок, ни высок, ни высок!

Как по полю зайка бежит,

У Теремка остановился и стучит…

В летнее время года теремок можно слепить из песка, опилок и даже сделать из травы или сена — тут уж все зависит от родительской фантазии. С детьми старшего дошкольного возраста эту игру можно усложнить, построив не один, а два-три теремка-домика, поселить туда зверей, игрушки от киндер-сюрпризов, а потом устроить «звериные похождения» друг к другу в гости, совместные чаепития. Главное — не забывать о том, что даже старшие дети утомляются и вовремя заканчивать игру.

Игра вторая «Будем пить чай!».

1. Выбираем посуду.

Можно предложить крохе накрыть чайный столик для кукол с пластмассовой посудкой. Но если дома найдется небьющийся «взрослый» сервиз, замечательно! Дети так любят играть во все «настоящее»!

2. Сервируем стол

IMG_3390(1)

Поставьте сначала сами три блюдечка для кукол: «Мишка, вот тебе блюдечко! Зайка, и тебе блюдечко! Кукла, тебе тоже блюдечко!» После этого на блюдечки расставляем чашечки — на каждое блюдечко по одной. Пусть ребенок сам расставит чашки, если он хочет помочь. И напевайте песенку! С детьми постарше можете пересчитать посуду: «Одно блюдечко, еще одно, еще одно!» или «Одна чашка, две, три чашки!» Отсчитывайте их вместе и помогайте малышу. Затем можно разложить ложечки — кукольные или маленькие чайные. Тоже к каждому блюдечку — одну ложку. Сервировка окончена.

Песенка:

К нам гости пришли,

Дорогие пришли!

Мы не зря кисель варили,

Пироги пекли!

Игра третья «У меня зазвонил телефон».

1. Читаем стихотворение.

Начинаем игру с чтения стихотворения Чуковского «У меня зазвонил телефон». Попробуйте взять старую телефонную трубку и прочитать стишок, прикладывая трубку к уху. Такая необычная интерпретация обязательно понравится ребенку! Дети старшего дошкольного возраста могут выучить наизусть какую-то часть.

2. Телефон своими руками.

Делаем телефонную трубку своими руками. Для этого можно использовать любой твердый картон, даже от коробки. Если ваш ребенок маленький и не может самостоятельно изготовить трубку, то приемом «рука в руке» нарисуйте на листе картона телефон. Вы, мама или папа, или бабушка, вырежьте телефон по контуру. Если Вы решили сделать обычный телефон, то ярким фломастером нарисуйте клавиатуру с цифрами. Сделайте трубку чуть больше обычной. Дети более старшего возраста могут вполне сделать трубку самостоятельно, применяя свои или ваши, родительские, творческие идеи и фантазии.

3. Позвоните по телефону.

IMG-20190126-WA0018

Теперь у Вас и у вашего ребенка есть телефоны. Возьмите свою трубку, приложите к уху и скажите: «Дзинь-дзинь! Пии-Пии!». Если малыш не берет телефон, дайте ему трубку в руку и скажите: «Тебе звонят! Возьми трубку! Але! Здравствуй, Маша! Это звонит мама! Как твои дела?» Если ребенок не отвечает, скажите за него: «Хорошо». Спросите у малыша: «А где ты сейчас?». «Я сейчас дома, на кухне!». Подсказывайте малышу ответы, либо отвечайте за него, если он стесняется или не может ответить. Можно позвонить любимой игрушке: «Привет, Мишка! Как твои дела? А что ты сегодня кушал? Мы тоже кушали малину!» Ваши вопросы должны быть короткими и простыми и касаться вещей и ситуаций, очень знакомых и актуальных для малыша.

Песенка:

У меня зазвонил телефон. — Кто говорит? — Слон. — Откуда? — От верблюда. — Что вам надо? — Шоколада. — Для кого? — Для сына моего. — А много ли прислать? — Да пудов этак пять или шесть: Больше ему не съесть, Он у меня еще маленький! (К. И. Чуковский).

Вот некоторые творческие отчеты родителей об играх.

«Добрый день. Меня зовут Слава. Я очень веселый и активный мальчик. Очень люблю петь и танцевать!

Идею поиграть в «Теремок на снегу» воспринял с радостью. Не откладывая в долгий ящик, решил взять все в свои руки. Прежде всего, сделал вывеску, собрав всё необходимое для строительства, и, взяв маму за руку, отправился покорять «снежную целину».

Строить было трудно, но мама мне очень помогла! Построив, я решил поселить в Теремок экзотических животных: крокодила, носорога, слона и даже тигра. Всем нашлось место!

Мне было интересно, надеюсь и вам тоже!

А вот отзыв другой мамы:

«Очень удобная и практичная игра. У нас есть вязаные игрушки, которые мы использовали для сказок, но они занимают много места и не всегда их можно взять с собой. Мы создали волшебную шкатулку. Пока в ней только колобок, но мы ее будем пополнять. Мы раскрасили фон картинки под цвет прищепки и можно в игре повторять с малышом цвета».

Вот еще один интересный отзыв:

«Попытались с ребенком создать разные места обитания животных. Получилось очень интересно и познавательно! Играли долго, когда есть фон к игрушкам, можно рассказать много дополнительной информации. Было весело. Спасибо вам».

В марафоне «Игралочка» приняли участие около сорока семей нашего детского сада. По итогам марафона была сделана стенгазета, куда с разрешения родителей мы поместили фотографии игровой деятельности детей, отзывы родителей о проведенном мероприятии и их впечатления от игр.

Литература:

  1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — СПб.: Речь, 2007. — 224 с.
  2. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. — 2011. — № 12. — С. 88–94
  3. Глебова С. В. Детский сад — семья: аспекты взаимодeйствия. — М.: «Учитель», 2008. — 111 с.
  4. Красавина Е. Е. Разбуди в ребёнке волшебника. Кн. для воспитателей детского сада и родителей.- М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.-160 с.
  5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей// Пособие для педагогов, психологов, родителей. — Ярославль: Академия развития, 2008. — 208 с.
  6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 190 с.
  7. Скоролупова О. А., Логинова Л. В. «Играем?.. Играем!!!» Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста, — М. «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
  8. Теплякова О. Н. Развивающие игры для малыша. — Москва: Феникс, 2013.
  9. Теплякова О. Н. Обучающие игры. — Москва: Оникс, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, телефон, Теремок, блюдечко, родитель, рука, собственный ребенок, старший дошкольный возраст, ваш ребенок.

Похожие статьи

Программа работы педагога-организатора школы «Человек в движении», направленная на социализацию учащихся 5–11 классов с низкой успеваемостью посредством участия в творческих проектах

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Инновационный образовательный проект «Экологический туризм с использованием скандинавской ходьбы как способ формирования социокультурных ценностей воспитанников и их семей»

Реализация семейных мастер-классов, как основа формирования ценностей здорового образа жизни у педагогов и родителей дошкольников в процессе взаимодействия (из опыта работы)

Взаимодействие участников педагогического процесса в ДОУ и городской библиотеки в рамках реализации проекта по формированию социальной компетентности посредством знакомства с художественными произведениями

Организация виртуальных фотоконкурсов как демонстрация результатов деятельности по формированию основ здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)

Мастер-класс «Инновационная форма проведения общего родительского собрания как способ формирования доброжелательного отношения к ДОО»

Похожие статьи

Программа работы педагога-организатора школы «Человек в движении», направленная на социализацию учащихся 5–11 классов с низкой успеваемостью посредством участия в творческих проектах

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Инновационный образовательный проект «Экологический туризм с использованием скандинавской ходьбы как способ формирования социокультурных ценностей воспитанников и их семей»

Реализация семейных мастер-классов, как основа формирования ценностей здорового образа жизни у педагогов и родителей дошкольников в процессе взаимодействия (из опыта работы)

Взаимодействие участников педагогического процесса в ДОУ и городской библиотеки в рамках реализации проекта по формированию социальной компетентности посредством знакомства с художественными произведениями

Организация виртуальных фотоконкурсов как демонстрация результатов деятельности по формированию основ здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)

Мастер-класс «Инновационная форма проведения общего родительского собрания как способ формирования доброжелательного отношения к ДОО»

Задать вопрос