Программа занятий внеурочной деятельности в объединении «Спорт для всех» разрабатывалась для организации занятий внеурочной деятельности в суворовской роте и замене спортивно-массовой работы на основании:
− Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
− приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
− письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
− Устава ФГКОУ «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»;
− положения «О порядке разработки и утверждения рабочей программы внеурочной деятельности в училище»;
− распоряжения Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Занятия в объединении «Спорт для всех» позволяют решать задачи физической культуры: развивать и совершенствовать физические качества, выносливость, гибкость, силу, быстроту, ловкость с учетом возрастных особенностей, улучшать физическое развитие, укреплять здоровье и закаливать организм, формировать потребности в систематическом выполнении физических упражнений.
Цель программы по внеурочной деятельности заключается: в подготовке преданных Отечеству, крепких и закаленных суворовцев, владеющих необходимым объемом прикладных двигательных навыков, специальных и психических качеств, обеспечивающих ему успешное овладение военной специальностью, сохранение здоровья и высокой работоспособности при дальнейшем обучении в военно-учебном заведении; выработать у суворовцев привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Воспитывать уверенность в своих силах, целеустремленность, смелость и решительность, инициативу и находчивость, дисциплинированность и чувство коллективизма.
Основным видом внеурочной деятельности по физической культуре являются практические занятия физическими упражнениями для формирования физических навыков, прикладных двигательных навыков, обеспечивающих правильное физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма. Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в виде комплексных занятий, включающие в себя упражнения, приемы и действия из различных тем физической подготовки.
Плотность и нагрузка на практических занятиях регулируются воспитателем в зависимости от уровня физической подготовленности суворовцев и преследуемых целей занятия.
При проведении занятий необходимо учитывать следующие методические требования:
− на занятиях по гимнастике и атлетической подготовке главное внимание обращать на изучение техники выполнения упражнений, предусмотренных программой, общее физическое развитие, развитие ловкости, силы и силовой выносливости, гибкости, устойчивости к укачиванию, пространственной ориентировки, прикладных двигательных навыков, воспитание смелости и решительности, настойчивости и упорства, совершенствование осанки, строевой выправки и подтянутости;
− занятия по спортивным единоборствам и рукопашному бою направлять на развитие ловкости, гибкости, быстроты в действиях, общей и специальной выносливости, формирования навыков в ведении рукопашной схватки с противником, воспитание смелости, решительности и уверенности в собственных силах;
− занятия по легкой атлетике направлять на развитие выносливости и быстроты, скоростно-силовых качеств, совершенствованию навыков в ходьбе, беге по ровной и пересеченной местности, прыжках, слаженности действий в составе подразделения, воспитание волевых качеств;
− занятия по спортивным и подвижным играм направлять на формирование навыков игры в баскетбол, волейбол, гандбол, футбол, футзал (мини-футбол); развитие быстроты, ловкости, общей и скоростной выносливости, способности к распределению внимания, воспитание настойчивости, инициативы, находчивости, поддержание умственной и физической работоспособности; снятие эмоционального напряжения, возникающего в процессе обучения, а также на формирование правильных взаимоотношений в коллективе.
Программа состоит из четырёх направлений.
Первое направление — это гимнастика и атлетическая подготовка, которая направлена на развитие координации движений с использованием вольных упражнений, акробатических упражнений и подвижных игр, а также формирование осанки, коррекции мышц спины с использованием строевых приемов, упражнений с небольшими отягощениями; развитие гибкости с помощью специальных упражнений. Также в содержание занятий входит: строевые приемы и упражнения на внимание, общеразвивающие упражнения на месте и в движении, упражнения на гибкость, комплекс вольных упражнений № 1, упражнения на перекладине, упражнения на брусьях, акробатические упражнения, опорные прыжки, лазание по канату с помощью ног.
В результате суворовец должен научиться:
− строевым приемам и упражнениям на внимание;
− общеразвивающим упражнениям на месте и в движении;
− комплексу вольных упражнений № 1;
− упражнениям на перекладине — вис, подтягивание, подъем переворотом махом одной и толчком второй ногой (на низкой перекладине);
− упражнениям на брусьях — упор, размахивание в упоре;
− акробатическим упражнениям — стойка на лопатках, кувырки вперед и назад;
− опорным прыжкам — прыжок ноги врозь через козла в длину.
Суворовец также получит возможность:
− сформировать свою осанку и укрепить мышцы тела;
− развить координацию движений и улучшить подвижность в суставах;
− сформировать навыки в выполнении общеразвивающих упражнений, прыжков, лазаний;
− воспитать смелость и решительность.
Второе направлениевключает в себяспортивные единоборства и рукопашный бой. Занятия по спортивным единоборствам (борьба самбо, греко-римская борьба) направлены на развитие подвижности, гибкости и силовой выносливости, а также на формирование навыков в выполнении специальных и подготовительных физических упражнений, приемов борьбы в положении партера и стойки.
Также в содержание занятий входит: двухсторонние обусловленные схватки в партере, приемы самостраховки, кувырки вперед-назад. В результате суворовец должен получить навыки единоборств и научиться:
− базовым атакующим действиям руками и ногами;
− приемам самостраховки при падении из различных положений;
− кувыркам вперед, назад;
− удержаниям (сбоку, со стороны головы);
− переворотам (с захватом двух рук сбоку, рычагом).
И получить возможность:
− развить такие физические качества как гибкость, ловкость и быстрота;
− сформировать навыки в выполнении специальных и подготовительных упражнений, приемов борьбы в положении партера и стойки.
Третье направление — это легкая атлетика, призванная развивать быстроту и гибкости с помощью специальных беговых упражнений. Также в содержание занятий входит: строевые приемы на месте и в движении, команды «На старт», «Внимание», «Марш», упражнения для развития гибкости и мышц ног, бег на 60 м, на 1 км, прыжок в длину с места, прыжок в длину с разбегу, прыжок в высоту «перешагиванием», метание теннисного мяча.
В результате суворовец должен научиться:
− строевым приемы на месте, командам «На старт», «Внимание», «Марш»;
− общеразвивающим упражнения на месте;
− специальным беговым упражнениям;
− бегу на 60 м;
− челночному бегу 6x10 м;
− бегу на 1км;
− метанию теннисного мяча;
− прыжку в длину с места (с разбегу) и прыжку в высоту «перешагиванием».
Обучающийся получит возможность:
− развить физические качества как быстрота и гибкость;
− получить знания о правилах дыхания при физических нагрузках, влиянии на организм различных физических упражнений и нагрузок;
− освоить основные приемы самоконтроля.
Четвёртое направление — это спортивные и подвижные игры.
Занятия по спортивным и подвижным играм направлены на развитие координации движений, ловкости и быстроты.
Также в содержание занятий входит: простейшие приемы и передачи мяча, броски с различных дистанций в баскетболе, спортивные игры по различным видам спорта, подвижные игры.
Обучающийся на занятиях должен получить навыки командной игры, сформировать навыки и технические действия полевых игроков, а также:
− ловить и передавать мяч двумя руками от груди, вести мяч и выполнять броски по кольцу (в баскетболе);
− осуществлять прием и передачу мяча, а также передвижение на площадке (в пионерболе);
− осуществлять остановку и передачу мяча стопой, ведение мяча, ударам мячом по воротам (в футболе).
Одно из основных условий в реализации программы наличие учебной-материальной базы, позволяющей проводить занятия с большим количеством обучающихся одновременно, и обеспеченность спортивным инвентарём. Программа рассчитана на семьдесят часов. В дальнейшем планируется объединить время двух занятий и проводить двухчасовые занятия, что позволит в зимнее время включить в программу лыжную подготовку и качественней проводить занятия по спортивным играм.
Литература:
- Лях В. И., Зданевич А. А. Комплексная программа физического воспитания учащихся: 1–11 классы. — М.: Просвещение, 2012.
- Лях В. И., Зданевич А. А. Физическая культура. 5–9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2012.
- Кислый А. Н. Гимнастика и атлетическая подготовка. Программированный курс по теоретической, методической и практической подготовке. — М.: Просвещение, 2009.
- Приказ Министра обороны Российской Федерации № 352 от 30 октября 2004 года «Об утверждении Наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации».
- Физическая культура. Содержание образования. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. — М.: Издательский центр «Вентана–Граф», 2013.