Особенности работы воспитателя по формированию представлений о природных зонах Крыма у детей предшкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 19.04.2016

Статья просмотрена: 638 раз

Библиографическое описание:

Керимова, С. С. Особенности работы воспитателя по формированию представлений о природных зонах Крыма у детей предшкольного возраста / С. С. Керимова, З. И. Мустафаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 968-970. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28420/ (дата обращения: 19.10.2024).



Thе аrticlе dеscribеsthе mаinfоrms, mеthоds аndmеаns оf еcоlоgicаl еducаtiоn оfchildrеn.

Kеуwоrds:nаturаl аrеаs оf thе Crimеа, fоrms, mеthоds аnd mеаns оf еcоlоgicаl еducаtiоn оf childrеn.

Постановка проблемы. Актуальность формирования представлений о природных зонах Крыма у детей предшкольного возраста определяется отбором новых методов развития рациональных взаимоотношений подрастающего поколения с природой, ценностного отношения к ней и организации практической деятельности в природной среде.

Сегодня большое значение приобретает развитие бережного отношения к природе как к субъекту в процессе взаимодействия человека и природы. В «Национальной доктрине образования РФ», «Федеральной программе развития образования», «Экологической доктрине РФ» и других документах в качестве доминанты в образовательной политике определяется экологическое мировоззрение, сознание и мышление личности.

Эти понятия и есть составляющие экологического образования и воспитания личности.

Многие авторы работали над созданием региональной программы по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму: Араджиони М. А., Горькая А. А., Кемилева Э. Ф., Короткова С. Н., Мухоморина Л. Г., Пичугина Т. А., Тригуб Л. М., Феклистова Е. В. [3].

Цель работы: формирование представлений о природных зонах Крыма у детей предшкольного возраста.

Изложение основного материала.Дошкольное детство является наиболее сензитивным периодом для формирования представлений о природе родного края. На основе представлений у детей предшкольного возраста происходит формирование знаний о природе и отношения к ней.

Ознакомление детей с природой Крыма осуществляется в рамках задач, определенных государственной программой образования детей дошкольного возраста. В связи с тем, что природные и климатические условия Крыма значительно отличаются от остальных регионов России, есть необходимость познакомить детей с особенностями природных зон Крыма.

В каждом районе Крыма есть свои достопримечательности: на Керченском полуострове — грязевые вулканыи цепочки курганов, в Бахчисарайском районе — пещерные города, в Ленинском районе — полуостров Казантип, в Симферопольском — Партизанское водохранилище и т. д. В первую очередь детей надо знакомить с интересными объектами ближайшего окружения [5, c. 21–22].

Чтобы сформировать представления о природе Крыма у детей предшкольного возраста необходимо, в первую очередь, понимание воспитателя психофизиологических особенностей будущих школьников. Ребята этого возраста легко вступают в совместную с взрослым практическую деятельность, воодушевленно реагируют на его приветливый неторопливый тон, с удовольствием повторяют за ним слова и действия.

Прививать любовь к природе можно только на основе знаний о растениях и животных Крыма, условиях их жизни, основных потребностях, а еще навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и её эстетическое воспитание. У детей уже дошкольного возраста необходимо воспитывать познавательный интерес к природе, желание узнать о ней как можно больше [3].

Вся работа по экологическому образованию осуществляется в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях закрепляются в повседневной жизни.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей дошкольников учеными были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на:

а) массовые,

б) групповые,

в) индивидуальные.

К массовым формам относится работа детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДОУ, массовые природоохранные праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке.

К групповым — кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

Индивидуальные формы предполагают наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, рисование, лепку [1, с. 12–13].

Наряду с определением конкретных задач работы с детьми, решаемых в процессе ознакомления их с миром природы, определением системы знаний о природе, ряд исследований посвящен изучению методов ознакомления дошкольников с природным окружением. Определены следующие методы:

а) наблюдение;

б) игра (сюжетно-ролевая, дидактическая, интеллектуальная);

в) экспериментирование;

г) моделирование.

Одним из ведущих методов определено наблюдение (Б. Г. Ананьев, В. Т. Логинова, А. А. Люблинская, П. Г. Саморукова).

В процессе формирования наблюдательности дети учатся видеть, замечать предметы и явления окружающей действительности во всем их многообразии, богатстве свойств и качеств, связей и отношений. Развитие наблюдательности также является одним из условий овладения детьми системой знаний о мире природы.

В практике работы ДОУ широко используется игра. По особенностям содержания и правил среди игр экологического содержания можно выделить следующие:

а) сюжетно-ролевые игры;

б) дидактические игры;

в) интеллектуальные игры.

В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы [4, c. 32–34].

Как специально организованная деятельность, эксперимент, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Экспериментальная работа активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, в обществе.

Ещё одним методомознакомления дошкольников с природой Крыма является моделирование.

Большое значение использование модельного материала имеет для развития мыслительной активности детей, способности абстрагировать существенные признаки объектов, явлений окружающей природы. Демонстрация моделей позволяет научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а следовательно — обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности [2, С. 45–49].

Средства ознакомления дошкольников с природными зонами Крыма: кубики, мозаики, конструкторы применяются для моделирования объектов, игрушка — материал (глина, песок, картон, бумага, природный материал), карта Крыма, макеты (овраги, реки, горы Крыма), иллюстрации (растительный и животный мир Крыма), мнемотаблицы, мнемосхемы и т. д. [3].

Выводы.Таким образом, на основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что при организации работы воспитателя с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о природных зонах Крыма необходимо ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Педагогу следует применять такие методы, как наблюдение, игру, моделирование и экспериментирование, а также различные формы и средства. Нужно правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома, чтобы знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закреплялись в повседневной жизни.

Литература:

  1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» — современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2006. — 23 с.
  2. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2004.– № 7. — С. 45–49.
  3. Мухоморина Л. Г., Араджиони М. А. Региональная программа крымский веночек. — Симферополь, КРИППО, 23 с. [Электронный ресурс] /Мухоморина Л. Г., Араджиони М. А. — Режим доступа: httр://rеfdb.ru/lооk/1910305-раll.html
  4. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издат. центр «Академия», 2002. — 336 с.
  5. Сакирдонова Т. И., Сединкин А. Н. Экологическое воспитание дошкольников в Крыму — С. Крымучпедгиз, 1995. — 126 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, природа, природная зона Крыма, ребенок, игра, повседневная жизнь, природа Крыма, формирование представлений, экологическое образование, бережное отношение.


Ключевые слова

формы, природные зоны Крыма, методы и средства экологического воспитания детей

Похожие статьи

Методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем

В статье рассматриваются методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем. Предложена система работы по основным взаимосвязанным направлениям...

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с животными и растениями Хабаровского края посредством игр с математическим содержанием

В статье описывается процесс создания условий для формирования у детей старшего возраста знаний о животных и растениях Хабаровского края посредством дидактических игр с математическим содержанием.

Организация образовательной деятельности на экологической тропе дошкольной образовательной организации с детьми младшего и среднего возраста

В статье речь идет об организации экологической тропы для дошкольников в детском саду, ее роли в воспитании у дошкольников любви к природе.

Тенденции познавательного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем

В статье рассмотрены тенденции познавательного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем. Рассмотрены приоритетные задачи, методы и приемы познавательного развития дошкольников, а также основные этапы работы при озн...

Педагогические условия организации эффективного эколого-краеведческого воспитания младших школьников на уроках дисциплины «Окружающий мир»

В данной статье рассмотрены педагогические условия организации эффективного эколого-краеведческого воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эколого-краеведческого воспитания на уроках «Окружающий мир».

Особенности построения детской изобразительной деятельности по формированию нравственных отношений в старшем дошкольном возрасте

В статье описываются способы построения образовательной деятельности с учетом формирования у детей нравственных отношений. Средством является детская изобразительная деятельность — выделены ее основные направления, даны методические рекомендации с уч...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с промыслами мордвы

В статье раскрываются актуальность и эффективные условия экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с промыслами мордвы.

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...

Возможности природы в укреплении здоровья детей дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования природы в работе по охране и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Методы и приемы формирования навыков безопасного поведения у дошкольников

В статье рассмотрено роль и значение формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Кроме того, рассмотрены методы и приемы формирования навыков безопасного поведения у дошкольников.

Похожие статьи

Методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем

В статье рассматриваются методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем. Предложена система работы по основным взаимосвязанным направлениям...

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с животными и растениями Хабаровского края посредством игр с математическим содержанием

В статье описывается процесс создания условий для формирования у детей старшего возраста знаний о животных и растениях Хабаровского края посредством дидактических игр с математическим содержанием.

Организация образовательной деятельности на экологической тропе дошкольной образовательной организации с детьми младшего и среднего возраста

В статье речь идет об организации экологической тропы для дошкольников в детском саду, ее роли в воспитании у дошкольников любви к природе.

Тенденции познавательного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем

В статье рассмотрены тенденции познавательного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем. Рассмотрены приоритетные задачи, методы и приемы познавательного развития дошкольников, а также основные этапы работы при озн...

Педагогические условия организации эффективного эколого-краеведческого воспитания младших школьников на уроках дисциплины «Окружающий мир»

В данной статье рассмотрены педагогические условия организации эффективного эколого-краеведческого воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эколого-краеведческого воспитания на уроках «Окружающий мир».

Особенности построения детской изобразительной деятельности по формированию нравственных отношений в старшем дошкольном возрасте

В статье описываются способы построения образовательной деятельности с учетом формирования у детей нравственных отношений. Средством является детская изобразительная деятельность — выделены ее основные направления, даны методические рекомендации с уч...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с промыслами мордвы

В статье раскрываются актуальность и эффективные условия экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с промыслами мордвы.

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...

Возможности природы в укреплении здоровья детей дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования природы в работе по охране и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Методы и приемы формирования навыков безопасного поведения у дошкольников

В статье рассмотрено роль и значение формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Кроме того, рассмотрены методы и приемы формирования навыков безопасного поведения у дошкольников.

Задать вопрос