Музыка, воплощенная в природе, как фактор духовного развития человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 15.04.2016

Статья просмотрена: 1283 раза

Библиографическое описание:

Жураев, Ш. У. Музыка, воплощенная в природе, как фактор духовного развития человека / Ш. У. Жураев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1219-1220. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28392/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье рассматривается роль музыки в духовном развитии человека.

Все формы природы, например, цветы, сформированы и раскрашены в совершенстве; планеты и звезды, земля, — все дает идею гармонии, музыки. Вся природа дышит, не только живые создания, но вся природа; и это только наша склонность к сравнению того, что для нас является живым, с тем, что нам не кажется столь живым, заставляет нас забыть, что все вещи и существа живут одной совершенной жизнью. И знак жизни, даваемый этой живой красотой, есть музыка.

Что заставляет душу поэта танцевать? Музыка. Что заставляет художника рисовать прекрасные картины, музыканта петь прекрасные песни? Вдохновение, которое дает красота. Поэтому Суфий зовет эту красоту «Саки», что означает «Божественный Податель» — тот, кто всем дает вино жизни. Что есть вино Суфия? Красота; в форме, в линии, в цвете, в воображении, в чувстве, в образе действий, — во всем он видит одну красоту. Все эти различные формы суть части духа красоты, который является жизнью за ними, постоянным благословением.

Подобно тому, что мы зовем музыкой в повседневной жизни, для нас архитектура — это музыка, садоводство — это музыка, фермерство — это музыка, рисование — это музыка, поэзия — это музыка. Во всех занятиях жизни, где красота является вдохновением, где изливается божественное вино, существует музыка. Но среди различных искусств музыкальное искусство считается особо божественным, потому что оно является в миниатюре точной копией закона, действующего во всей вселенной. Например, если мы будем изучать себя, то обнаружим, что удары пульса и сердца, вдохи и выдохи дыхания, — все это работает в ритме.

Жизнь зависит от ритмической работы всего механизма тела. Дыхание проявляется как голос, как слово, как звук; и этот звук постоянно слышим, звук вовне и звук внутри нас самих. Это музыка; это показывает, что существует музыка как снаружи, так и внутри нас. Музыка вдохновляет не только душу великого музыканта, но и каждое дитя, которое как только приходит в мир, начинает двигать своими маленькими ручками и ножками в ритме музыки. Поэтому не будет преувеличением сказать, что музыка есть язык красоты Единого, в которого влюблена каждая живая душа.

И когда кто-то ясно представляет это себе и осознает совершенство всей красоты как Бога, нашего Возлюбленного, то он понимает, почему именно музыка, которую мы переживаем в искусстве и во всей вселенной, должна называться Божественным Искусством.

В мире многие понимают музыку как источник развлечения, времяпрепровождения, а музыканта как затейника. Хотя нет никого, кто бы живя в этом мире, думая и чувствуя, не считал бы музыку самым священным из всех искусств, потому что фактически то, о чем искусство живописи не может говорить ясно, поэзия объясняет словами; но то, что даже поэт находит трудным для выражения в поэзии, выражается в музыке.

Музыка не только превыше искусства и поэзии, но фактически, музыка выше религии; поскольку музыка поднимает душу человека даже выше, чем так называемые внешние формы религии. Это не следует понимать так, будто музыка может занять место религии; поскольку каждая душа необязательно настроена на ту высоту тона, где она может действительно получить пользу от музыки, а также любая музыка не обязательно столь высока, чтобы возвысить человека, который слушает ее, сильнее, чем это сделает религия. Однако для тех, кто следует по пути внутренней веры, музыка является существенной для духовного развития. Причина этого заключается в том, что душа, ищущая духовного развития, находится в поисках бесформенного Бога. Без сомнения, искусство действует возвышающе, но оно в то же время содержит форму; поэзия содержит слова, имена, предполагающие форму; но только музыка, при всей своей красоте, силе, очаровании, может вознести душу над пределами формы.

Чем глубже человек смотрит в жизнь, тем шире жизнь ему открывает себя, и каждый момент его жизни становится тогда полным чудес и великолепия. То, что мы называем музыкой в нашем повседневном языке, только миниатюра, которую наш интеллект выхватил из той музыки или гармонии всей вселенной, действующих позади всего, и которые суть источник и начало всего естества. Именно поэтому мудрецы всех веков считали музыку священным искусством, поэтому в музыке видящий может увидеть картину вселенной; и в сфере музыки мудрый может объяснить секрет и природу всей работы вселенной.

Эта идея не нова; хотя в то же время она всегда является новой. Ничто не является столь древним, как истина, и ничто не является столь новым, как истина. Желание человека искать чего-то традиционного или чего-то оригинального и нового, — все эти тенденции могут быть удовлетворены в знании истины. Все религии учат, что начало творения есть звук.

Без сомнения, то, как это слово употребляется в нашем повседневном языке, есть ограничение того звука, который предполагается в писаниях. Язык имеет дело со сравнительными предметами, но то, что не может быть сравнимо, не имеет имени. Истина суть то, что никогда нельзя высказать; а мудрецы всех времен говорили то немногое, что они были в состоянии выразить наилучшим образом.

Следовательно, музыка интересует нас, привлекает наше внимание и доставляет нам удовольствие, потому что она соответствует ритму и тону, которые удерживают механизм всего нашего существа в целости.

То, что нравится нам в любом из наших искусств, будь то рисунок, живопись, резьба, архитектура, скульптура или поэзия, есть стоящая за ними гармония, музыка. То, что предлагает нам поэзия, есть музыка: ритм или гармония идей и фраз.

Кроме этого, в рисунке и живописи именно наше чувство пропорции и гармонии приносит нам все удовольствие, которое мы получаем, наслаждаясь искусством. И то, что взывает к нам, когда мы находимся рядом с природой, есть музыка природы, а музыка природы более совершенна, чем музыка нашего искусства.

В нас вызывает чувство возвышенного прогулка по лесу, разглядывание зелени, стояние около бегущей воды, имеющей свой ритм, тон и гармонию. Трепетание ветвей в лесу, вздымание и падение волн, — все имеет свою музыку. И как только мы созерцаем и становимся едиными с природой, наши сердца открываются для ее музыки. Мы говорим, что мы наслаждаемся природой. Но чем в природе мы наслаждаемся? Музыкой.

Литература:

  1. Каримов И. А. «Юксак маънавият енгилмас куч». Т.: «Маънавият». 2008.
  2. Никитина В. Б. Литература Древнего Востока. - М.: «Издательство Московского Университета». 1962.
Основные термины (генерируются автоматически): музыка, искусство, духовное развитие, душ, жизнь, звук, красота, музыка природы, повседневный язык, поэзия.


Похожие статьи

Феномен творческого вдохновения

В данной работе рассмотрена тема творческого вдохновения. Любое произведение искусства рождается благодаря способности человека испытывать вдохновение. При этом для одних творцов вдохновение является спонтанным состоянием, а для других такое особое с...

Приобщение детей к музыке через восприятие звуков окружающего мира

В статье рассматривается последовательное приобщение ребёнка к миру музыки через звуки, окружающие его в повседневной жизни.

Свобода как философско-правовая категория

В данной статья рассматривается развитие и становление философско-правовой категории свободы, как понятие развивалось с течением времени. Авторами предложено понятие свободы.

Музыкальная информатика как структурная единица в системе подготовки будущего музыканта-исполнителя

Особенности физического Я личности

В статье рассмотрены психологические особенности образа физического Я человека, в том числе его составляющие. Авторами приведен анализ компонентов телесного образа личности.

Активность и деятельность как обязательные компоненты становления и развития личности

Музыка как многофункциональный культурный регулятор психофизического состояния человека

Роль кабинета изобразительного искусства в формировании творчества учеников

В данной статье описываются ролевые функции кабинета изобразительного искусства в творчестве учащихся.

Роль музыки в формировании социально активной личности

Роль философии в подготовке студентов инженерных специальностей

В статье формулируется роль философии как учебной дисциплины в подготовке студентов инженерных специальностей.

Похожие статьи

Феномен творческого вдохновения

В данной работе рассмотрена тема творческого вдохновения. Любое произведение искусства рождается благодаря способности человека испытывать вдохновение. При этом для одних творцов вдохновение является спонтанным состоянием, а для других такое особое с...

Приобщение детей к музыке через восприятие звуков окружающего мира

В статье рассматривается последовательное приобщение ребёнка к миру музыки через звуки, окружающие его в повседневной жизни.

Свобода как философско-правовая категория

В данной статья рассматривается развитие и становление философско-правовой категории свободы, как понятие развивалось с течением времени. Авторами предложено понятие свободы.

Музыкальная информатика как структурная единица в системе подготовки будущего музыканта-исполнителя

Особенности физического Я личности

В статье рассмотрены психологические особенности образа физического Я человека, в том числе его составляющие. Авторами приведен анализ компонентов телесного образа личности.

Активность и деятельность как обязательные компоненты становления и развития личности

Музыка как многофункциональный культурный регулятор психофизического состояния человека

Роль кабинета изобразительного искусства в формировании творчества учеников

В данной статье описываются ролевые функции кабинета изобразительного искусства в творчестве учащихся.

Роль музыки в формировании социально активной личности

Роль философии в подготовке студентов инженерных специальностей

В статье формулируется роль философии как учебной дисциплины в подготовке студентов инженерных специальностей.

Задать вопрос