Классификация учебных графических задач и ее значение для совершенствования обучения черчению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 09.04.2016

Статья просмотрена: 781 раз

Библиографическое описание:

Наимов, С. Т. Классификация учебных графических задач и ее значение для совершенствования обучения черчению / С. Т. Наимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 995-996. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28362/ (дата обращения: 18.11.2024).



Систематика и исследование механизмов решения задач, построение их рациональных моделей и эффективной методики обучения учащихся способам решения неразрывно связывается с определением содержания образования.

Решение графических задач является органической частью обучения всем учебным предметам, особенно предметам, естественно-математического цикла. В этих задачах графические изображения выступают в разном качестве. В одних случаях — это наглядные изображения. Они дают непосредственное отображение объектов. В других случаях — это знаковые пространственные модели, сохраняющие разную степень подобия с объектами. Эти плоские модели дают возможность решать метрические и позиционные задачи и реконструировать изображение. В-третьих, графические изображения выступают в роли знаковых символических обозначений или схем, позволяющих устанавливать связи объектов и моделировать процессы и явления, не поддающиеся непосредственному наблюдению.

В обучении учащихся нужна классификация графических задач, позволяющая приблизиться к выделению типичных из них по решающим и наиболее существенным для определения способов решения признакам. Это позволит осуществить логический и психологический анализ мыслительной деятельности учащихся при решении типовых задач.

Наличие классификации задач позволяет решать многие неотложные вопросы обучения. К ним относятся:

1) Возможность отбора и введение в практику обучения действительно необходимых, а не второстепенных задач;

2) Возможность определения сложности, удельного веса, места каждой группы и вида задач и их соотношение с другими группами и видами задач;

3) Возможность подойти к определению того, что многие исследователи называют «способы решения», «структура деятельности», «способы деятельности», «объективные условия действия», к созданию «предписаний алгоритмического вида» или выявлению состава и последовательности действий, входящих в «приемы учебной работы» учащихся для решения учебных задач определенного вида на основе логического и психологического — педагогического анализа деятельности учащихся при решении типовых задач;

4) Возможность выявления общих компонентов решения, действий и операций, встречающихся в задачах многих видов;

5) Возможность отбора задач, решение которых наиболее успешно способствует формированию нужных в соответствии с целями обучения компонентов графической деятельности;

6) Возможность исследования «механизма» и процесса решения задач, «оперативной системы учащихся», их «ориентировочную основу действия»;

7) Возможность создания оптимальной системы предметного содержания задач, обеспечивающей умственное развитие учащихся;

8) Возможность создания эффективной методики обучения учащихся обобщенным способам и приемам решения типовых учебных задач, обеспечивающих «перенос» сформированных приемов в разные условия их практического применения.

Именно в таком подходе заложена возможность приблизиться к правильному определению сущности данных пространственных задач, на основе анализа их внутренней структуры — к обнаружению рациональных приемов их решения и системы условий, обеспечивающих «перенос» способов решений в заданных пределах.

Здесь открывается также возможность «развести» изучение правил и усвоение приемов выполнения и оформления графических изображений, содержащих разрезы и сечения с приемами решения сопутствующих пространственных задач, избежать «накладывания» разнородных приемов и возникающих при их взаимодействий «помех». Далее, цели, условия и содержание соответствующих учебных задач выстраиваются в их логической последовательности.

Рабочая классификация графических задач, к которой мы переходим, основана на следующих положениях и идеях. Идеи преобразований позволяет классифицировать все изображения по основному и наиболее существенному признаку. Такой подход к выделению ведущей идеи приближает нас к решению проблемы построения классификации графических задач, основанием которой послужат особенности процесса их решения. Преобразования охватывают не только все известные методы построения изображений, но и все возможные способы отображения Критерием взаимного ограничения классов является выделение обобщенного содержания деятельности, лежащей в основе решения всех задач данного ряда. Эта деятельность отражает по существу состав преобразований, осуществляемой при решении определенной совокупности задач (табл.1).

Классы задач иих принадлежность

Типы

Классы

Содержание задач

I

1

Сравнение объекта и его изображения

2

Создание объекта по его изображению

3

Выполнение изображений с натуры

II

4

Анализ изображений

5

Чтение изображений

6

Выполнение изображений по словесно сформулированному заданию

III

7

«Репродуцирование» изображений

8

Дополнение и упрощение изображений

9

Построение чертежа с преобразований исходных изображений

10

Построение чертежа с изменением положения изображаемого объекта или его частей в пространстве

11

Построение чертежей с изменением формы и размеров изображаемого объекта

12

Построение изображений взаимосвязанных деталей и объектов

Данный материал посвящен рабочей классификации задач. Этим подчеркивается, что данная классификация может быть завершена только в результате дальнейшей совершенствования преподавания черчения. В методике черчения — это направление работы надо отнести к одному из важнейших. Дальнейшее продвижение в разработке всех стоящих в этой области вопросов является решающим условием повышения эффективности обучения.

Основные термины (генерируются автоматически): задача, изображение, решение, III, вид задач, Возможность создания, выполнение изображений, построение чертежа, прием решения, эффективная методика обучения учащихся.


Похожие статьи

Методические особенности обучения учащихся решению задач по химии

Особенности обучения младших школьников решению текстовых задач для развития аналитической деятельности

Метод кругового обучения: характеристики и особенности применения на уроках физической культуры

Методические аспекты постановки целей обучения

Пути повышения качества обучения математике студентов технических вузов

Методические приемы по ускорению формирования навыков чтения в начальной школе

Значение и роль наглядных средств обучения в учебно-тренировочном процессе

Формирование и развитие универсальных учебных действий при обучении иностранному языку

Методика работы над алгоритмической задачей в процессе обучения школьников информатике

Пути повышения качества обучения математике студентов экономических специальностей

Похожие статьи

Методические особенности обучения учащихся решению задач по химии

Особенности обучения младших школьников решению текстовых задач для развития аналитической деятельности

Метод кругового обучения: характеристики и особенности применения на уроках физической культуры

Методические аспекты постановки целей обучения

Пути повышения качества обучения математике студентов технических вузов

Методические приемы по ускорению формирования навыков чтения в начальной школе

Значение и роль наглядных средств обучения в учебно-тренировочном процессе

Формирование и развитие универсальных учебных действий при обучении иностранному языку

Методика работы над алгоритмической задачей в процессе обучения школьников информатике

Пути повышения качества обучения математике студентов экономических специальностей

Задать вопрос