Совершенствование методики обучения и повышение эффективности педагогического процесса связано с выявлением путей активизации познавательной деятельности учащихся, развития их самостоятельности и творческих способностей. Важную роль в этом играет и правильная организация деятельности учащихся в условиях проблемного обучения, формирование рациональных приемов графической деятельности, правильное использование технико-технологического материала, и истолкование стандартов. Обучение различным преобразованиям осуществляется в разных учебных предметах. Этот вид деятельности учащихся содействует развитию у них таких важных для человека наших дней качеств, как способность комбинировать, умение анализировать исходные данные с разной точки зрения и переосмысливать их в соответствии с условием поставленной задачи. Графическая деятельность связана, как известно, с отрожением пространсвенных свойств предметов на плоскости в виде технических рисунков и чертежей. Именно поэтому в программе по черчению в качестве первоочередной названа задача дать учащимся знания основ метода прямоугольных проекций и построения аксонометрических изображений. В объем знаний, умений и навыков, формируемых у учащихся уже на первом году обучения, входит овладение приемами выполнения чертежей и наглядных изображений. Учителя постоянно ищут такие методические приемы обучения, которые наиболее успешно содействовали бы, во-первых, усвоению методов изображений и, во-вторых, формированию приемов их выполнения. Одной из актуальных проблем совершенствования методики обучения является проблема формирования у учащихся рациональных приемов выполнения изображений.
Как известно, в учебной практике при построении наглядных изображений в аксонометрических проекциях показывают три примера, а именно:
- Построение «от плоской фигуры».
- Построение «от обобщения формы предмета» (с последующим «вычитанием» геометрических тел.)
- Построение «от расчленения формы предмета (с последующим «суммированием» составляющих его геометрических тел).
Все эти примеры приведены в учебнике, но рассмотрены раздельно в соответствии с теми задачами, которые возникают по ходу изложения учебного материала. Как видно из приведенных ссылок, материал, относящийся к приемам выполнения наглядных изображений, не сконцентрирован в одном месте, а рассредоточен. Это сделано не случайно. При таком подходе изложение учебного материала строится рациональнее и изучение темы «Наглядные изображения» не выходит за те рамки, которые определены ее целями и задачами. Во многих психологических и научно- методических исследованиях установлено, что фактор времени имеет огромное значение для мобилизации внимания учащихся и повышения интенсивности их деятельности на уроке. На эту важную сторону организации учебной работы обращают внимание и опытные учителя. При выдаче графических и практических работ разного вида или при решении нескольких коротеньких задач предупреждают, что на их выполнение отводится такое-то время, по истечении которого будет учтено, кто сколько задач успел выполнить. Это заставляет учащихся более сосредоточенно включаться в работу и побуждает их соревноваться со сверстниками, показать свои способности и умения. Процесс трудового обучения и его ориентация на приобщение их к элементам конструирования и творчества и органически связывает мысленные преобразования графических изображений с реальной деятельностью учащихся. Курс черчения всегда был связан со многими видами преобразований графических материала. Это обстоятельство мешало определению и введению в учебный процесс оптимального соотношения разных видов преобразований, а также разработке методики формирования у учащихся приемов учебной работы, обеспечивающих рациональное выполнение преобразований. Вопрос выделения совокупности преобразований решается на основе теоретического исследования, а вопрос введения их в учебный процесс требует экспериментального изучения. Изложим нашу точку зрения по первому вопросу. Под преобразованием изображения в курсе черчения понимается графическая деятельность учащихся, связанная с изменением пространственных свойств отображаемых предметов или способа их изображения.
- Масштабное.
- Изменение метода проецирования.
- Изменение способа изображения.
- Упрощение изображений (на основе введения обозначений и условностей).
- Изменение пространственного положения изображаемых предметов.
- Развертывание поверхности предмета.
- Изменение формы предмета.
Уже давно мы от листа бумаги мы перешли к компьютерной графике. В компьютерной графике для нас больше возможностей в изображении связанной с изменением пространственных свойств отображаемых предметов или способа их изображения. На пример преобразованию, связанному с упрощением изображений, относится сокращение количества изображений на основе введения различных условностей. По-видимому, такая деятельность требует специальных действий, в число которых входит элемент поиска и абстрагирования. Последнее объективно связано с тем, что упрощение изображений осуществляется весьма часто на основе более высокого уровня абстрагирования реальных свойств предметов, когда пространственные их свойства отображаются с помощью «знаковой» формы обозначения. Но при моделировании некоторых геометрических объектов иногда возникает потребность в третьем виде.
Для геометрического моделирования требуются знания по основам элементарной геометрии, начертательной геометрии и инженерной графики. Основными элементами геометрического моделирования являются точка, линия (прямая), поверхность (плоскость). Следует отметить взаимосвязь этих элементов.
Развитие статических и динамических представлений, учащихся относится к числу важнейших задач обучения. Сознавая это, надо использовать богатые возможности курса черчения для постановки и решения различных пространственных представлений учащихся.