Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей кадет в рамках реализации ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 20.04.2016

Статья просмотрена: 2264 раза

Библиографическое описание:

Жакун, В. В. Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей кадет в рамках реализации ФГОС / В. В. Жакун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 948-950. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28101/ (дата обращения: 19.10.2024).



Развитие личности — это процесс раскрытия качеств человека, во время которого происходит переход от простого к сложному, от несовершенного к совершенному. Проблемы интеллектуального, нравственного и социокультурного развития личности заставили открыть поиски новых форм развития творческого потенциала воспитанников.

Философы Ф. Бекон, И. Кант и Т. Мор за годы своей работы смогли открыть внутренний резерв человека, его врожденные возможности. Психологи Л. С. Выготский, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн определили природные свойства человека, а именно специфические способности и творческий потенциал. Исследователи В. И. Андреев, Л. С. Илюшин, М. С. Каган, А. В. Кирьякова, В. Г. Рындак долгое время изучали изменения привычного взгляда на объекты и области знаний. Все они доказали, что при правильном подходе и выборе метода развития личности можно достичь поставленных целей.

Цель каждого современного образовательного учреждения, в том числе и Севастопольского президентского кадетского училища, заключается в том, чтобы находить и развивать творческий потенциал ребенка, формировать его личность, которая в дальнейшем будет способна к самоопределению и самоусовершенствованию. Задача педагогов заключается в том, чтобы правильно организовать учебную деятельность, во время которой каждый кадет захотел бы сам получать определенные знания и навыки, самостоятельно находить пути решения проблем. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня или к профессии, специальности и направлению подготовки в сфере образования. Развивать творческий потенциал воспитанников можно с помощью внеурочной деятельности.

Главная задача такой деятельности заключается в возможности обнаружить способности и задатки у кадет и, исходя из них, формировать неповторимую творческую личность.

Формы внеучебной деятельности могут быть разными: читательские конференции, клубы, кружки и секции, работы исследовательского характера, смотры, конкурсы и т. д. Чтобы привлечь кадет к внеурочной деятельности педагоги применяют следующие репродуктивные методы:

  1. Метод стимулирования. Стимуляция дает возможность развивать у воспитанника интерес к определенным занятиям.
  2. Метод соревнования. Стремление к первенству, приоритету и самоутверждению есть в каждом человеке и, особенно у молодых людей.
  3. Метод поощрения. Поощрение является сигналом об успехе, в нем содержится общественное признание и уважение.

К основным задачам внеурочной деятельности относятся:

 повышение влияния педагога на жизнь воспитанников в свободное время;

 организация общественно-полезной деятельности учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания;

 выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей, обучающихся к различным видам деятельности;

 помощь в поиске «себя»;

 создания необходимых условий для индивидуального развития;

 развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

 создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

 развить опыт взаимодействия и сотрудничества с обществом;

 воспитание культуры досуговой деятельности воспитанников. [1]

Таким образом, с помощью внеурочной деятельности можно сформировать интерес кадета к определенной тематике, а в последующем создать ситуацию, в которой он сможет задействовать полученные знания и получит новые навыки.

Одними из основных задач реализации основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС) является: «Выявление и развитие способностей обучающихся…, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования; организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности. [2]

Говоря иначе, современное образование должно содействовать тому, чтобы воспитанники научились активизировать свой творческий потенциал. В связи с этим в настоящее время вопросы формирования творческого потенциала личности в процессе школьного образования становятся актуальными.

Творческий потенциал личности уже долгое время является предметом исследований. Многие ученые стремятся найти «теорию творчества» и успешно внедрить ее в жизнь. На данный момент проблема творчества является одной из самых актуальных и требует кардинальных доработок. Указывая на влияние социальной среды, ученые не отодвигают на второй план и биологическую природу человека. Они считают, что она также влияет на процесс развития личности воспитанника. Биологическая сущность человека проявляется в природной способности к развитию, определенным врожденным задаткам и предрасположенности к одному из видов деятельности.

Существенно влияющим фактором в развитии личности кадет является воспитание. Правильно организованное и целенаправленное обучение позволяет развивать у кадет определенные задатки еще с раннего возраста. Понятие «творчество» включает в себя деятельность человека, которая приносит новые материальные и духовные ценности. В результате такой деятельности создается что-то новое, чего ранее не было.

Доктор психологических наук Ю. Н. Кулюткин особое внимание уделил анализу личности обучающихся. Особенно он подчеркнул важность формирования в ходе обучения такого качества личности, как творческий потенциал.

Кулюткин считал, что творческий потенциал человека является системным образованием личности и такая система характеризуется мотивационными, интеллектуальными и психофизиологическими резервами развития. [3]

Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Т. Г. Браже определил творческий потенциал как совокупность знаний, умений и убеждений человека. По мнению Браже именно наличие данных качеств позволяет в дальнейшем строить и регулировать человеческую деятельность, формировать открытость ко всему новому, вырабатывать высокую степень развития мышления, мыслительную гибкость, оригинальность, способность быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности.

Творческий потенциал воспитанников представляет собой качество характера, которое имеет системную организацию и сложную структуру со стороны целостного понимания личности.

В творческий потенциал входит:

 готовность и способность к саморазвитию;

 сформированность мотивации к обучению и познавательной деятельности;

 освоение сложных понятий и универсальных учебных действий;

 владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. [4]

Во многом развитие творческих способностей кадет зависит и от самовоспитания. Самовоспитание — это процесс усвоения человеком определенных навыков и способностей, которые появляются в результате внутренних душевных факторов, обеспечивающих дальнейшее развитие личности. Воспитание и самовоспитание являются двумя сторонами одной медали. То есть, одно без другого просто невозможно. Самовоспитание дает кадету возможность самообразовываться, усовершенствовать свои навыки и способности, что естественно, отражается и на творческой деятельности. Самовоспитание так же позволяет формировать установки, полезные для человека и общества. Со стороны педагогики понятие «самовоспитание» описывается как внутренний мир человека, где мы самостоятельно задаем направление своих действий и мышлений.

Правильное взаимодействие педагога с кадетами и создание комфортного педагогического процесса являются воспитательным воздействием, которое лишь частично оказывает влияние на развитие личности кадета.

Педагогическая задача в развитии личности воспитанника заключается в том, чтобы:

 научить его правильно воспринимать окружающий мир и осознавать работу собственных психических процессов;

 побуждать к взаимодействию с обществом;

 вызывать желание к самовоспитанию и самоусовершенствованию. [5]

Самовоспитание и самоусовершенствование позволяет целенаправленно формировать и развивать определенные качества и способности.

Творческая деятельность может быть разделена на:

 массовое творчество — творчество миллионов;

 коллективное творчество — группы, бригады, коллективы;

 индивидуальное творчество — работа одного человека.

Творчество — это непрерывное движение. В нем нет постоянства, есть подъемы, застои и спады. Высшей точкой творчества является вдохновение.

В Сев ПКУ развитие творческих способностей кадет осуществляется в процессе подготовки и участия в различных мероприятиях каждого из направлений внеурочной деятельности.

Учителями, воспитателями и педагогами-организаторами задействуются разные методы и формы развития личности кадет, формируется их творческий потенциал.

Внеурочная работа в нашем училище направлена на раскрытие творческих способностей каждого кадета. Принимая активное участие во внеурочных мероприятиях, воспитанник имеет возможность развить свои способности, ощутить свою уникальность и востребованность, самобытность и неповторимость. Конечно, это очень серьёзная и ответственная работа. Но её процесс и результаты приносят радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса.

Литература:

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010/
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897ФЗ. [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации [Сайт]. — http://minobr.gov-murman.ru/files/Pr_1897.pdf/
  3. Кулюткин Ю. Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личнсти. Ценностно-смысловой анализ. — СПб. СПбГУПМ, 2001.
  4. Браже Т. Г. Развитие творческого потенциала и изучение профессионального мастерства учителя литературы. Методические рекомендации. Ленинград, 1996
  5. Петровский А. В. Психология развивающейся личности.1987. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб. Изд-во «Питер», 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): творческий потенциал, внеурочная деятельность, способность, творческая деятельность, творческий потенциал воспитанников, возможность, долгое время, кадет, творческая способность кадет, творческий потенциал личности.


Похожие статьи

Формирование языковой компетенции во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС

Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС нового поколения

Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках реализации ФГОС

Использование возможностей школьного и дополнительного образования в развитии учащихся в рамках ФГОС

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках организации внеурочной деятельности

Экологическое образование во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Проектная деятельность как способ организации познавательного пространства в дошкольном учреждении в рамках реализации ФГОС ДО

Метапредметные и предметные результаты обучения в процессе внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Развитие коммуникативных навыков на уроках математики в рамках ФГОС

Похожие статьи

Формирование языковой компетенции во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС

Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС нового поколения

Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках реализации ФГОС

Использование возможностей школьного и дополнительного образования в развитии учащихся в рамках ФГОС

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках организации внеурочной деятельности

Экологическое образование во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Проектная деятельность как способ организации познавательного пространства в дошкольном учреждении в рамках реализации ФГОС ДО

Метапредметные и предметные результаты обучения в процессе внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Развитие коммуникативных навыков на уроках математики в рамках ФГОС

Задать вопрос