Создание условий для развития познавательных и творческих способностей обучающихся
Автор: Пиликов Олег Александрович
Рубрика: Внеучебная работа
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (27) январь 2023 г.
Дата публикации: 28.12.2022
Статья просмотрена: 31 раз
Библиографическое описание:
Пиликов, О. А. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей обучающихся / О. А. Пиликов. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 1 (27). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/239/7894/ (дата обращения: 17.12.2024).
В статье автор описывает условия для развития познавательных и творческих способностей обучающихся.
Ключевые слова: КТД, познавательные способности, развитие, дети.
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития познавательных и творческих способностей воспитанников, которые способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации. В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Для формирования познавательных и творческих способностей обучающихся нужна целая система. Педагогический коллектив нашего учебного курса решает эту задачу через вовлечение воспитанников во внеурочную деятельность, так как суворовцы находятся круглосуточно в стенах образовательной организации.
Целью внеурочной деятельности является приобретение обучающимися необходимого социального опыта, формирование системы ценностей и создание воспитывающей среды. Правильно организованная система внеурочной деятельности создаёт все необходимые условия, в результате которых появляется возможность максимально развить и сформировать познавательные и творческие способности обучающихся, которые обеспечат воспитание свободной личности. Воспитание суворовцев происходит в любой момент их деятельности и наиболее продуктивно это воспитание происходит после уроков.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного среднего образования около 70 % плана внеурочной деятельности реализуется курсами в пяти направлениях: духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное и общеинтеллектуальное.
С 1 сентября 2022 года запущен цикл информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном». Это новый формат внеурочной деятельности. Задачей воспитателей, работающих по программе, является развитие у воспитанников ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью. [2, С. 4]
Развитие познавательных и творческих способностей воспитанников происходит через различные виды деятельности: творческую, познавательную, спортивную, трудовую, игровую.
Особое место в развитии познавательных способностей, обучающихся занимает проектная деятельность. Она красной нитью проходит через все направления внеурочной деятельности.
Практико-ориентированные проекты ориентированы на определенный социальный результат, либо направлены на решение общественных проблем. Воспитанники принимают участие в общеучилищных, городских, республиканских мероприятиях, уроках мужества, фестивалях, городских волонтерских акциях, стрельбах в тире. Хорошей традицией стало участие наших суворовцев в ежегодных торжественных прохождениях войск и подразделений казанского гарнизона в честь празднования Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Социальными проектами обучающиеся решают насущные социальные проблемы: «Помогите птицам!» — изготовление и развешивание кормушек в парках города, «Спешите делать добро!» — совместная акция с воспитанницами Московского кадетского корпуса «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации». Исследовательские проекты нацелены на сбор информации и формулировку гипотез о конкретном социальном или научном явлении: «И на море Катюши стреляют», «Моя родословная. Создание генеалогического древа». Информационные проекты призваны научить суворовцев добывать и анализировать: ежедневные 10-ти минутные информирования личного состава (основная информация — из газеты «Красная Звезда»), выпуски стенной печати, боевых, агитационных и информационных листков, буклетов, молнии.
Применяя проектную деятельность в воспитательной работе, важно понимать, что эффективность процесса находится в прямой зависимости от уровня организации деятельности в целом, и профессионализма воспитателя в частности. Воспитательные возможности проектной деятельности связаны, прежде всего, с самореализацией каждого участника.
Большую роль в развитии личности и коллектива в целом играют коллективные творческие дела. Это, прежде всего, полнокровная жизнь роты, и чем она богаче и организованнее, тем эффективнее воспитательный процесс и воспитывающее воздействие.
Трудовые коллективные творческие дела воспитывают стремление улучшить действительность: акции «Чистый дом», «Добрые дела и поступки», «Поздравь солдата», «Помоги ветерану».
Познавательные коллективные творческие дела развивают у обучающихся интерес к недостаточно исследованным сторонам жизни: просветительский проект «Я — культурный человек», исследовательские работы «Вредные и полезные привычки», участие в Международном фестивале инновационных научных идей «Старт в науку».
Художественные коллективные творческие дела позволяют целенаправленно развивать художественно-эстетические вкусы, вызывают желание испытать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души: игры Клуба Веселых и Находчивых, «Новогодняя сказка», «Лучше всех», «Ты звезда», смотры художественной самодеятельности.
Досуговые коллективные творческие дела — отличная сфера для самовоспитания, так как все «внешние» требования, которые предъявляют к ним педагоги, они предъявляют к самим себе. Наши воспитанники с большим энтузиазмом принимают участие в конкурсах КВН, рисунков; мероприятиях «Проводы русской зимы, Масленица», «Суворовские традиции. Бал в Казанской Ратуше с воспитанницами Пансиона Министерства обороны Российской Федерации»
Основной воспитательной задачей общественно-политических коллективных творческих дел является укрепление гражданского отношения, получение знаний для решения злободневных социальных проблем общества. Воспитанники Казанского суворовского военного училища принимали участие в Параде Памяти, посвящённом военному параду 7 ноября 1941 года в городе Куйбышеве, в рамках информационно-агитационной акции «Есть такая профессия — Родину защищать!», выпусках стенной печати и боевых листков.
Мы видим, что воспитательный потенциал методики коллективного творческого дела огромен, так как воспитательные задачи ставятся и решаются незаметно для воспитанников, как бы «по ходу», «в глубине» решения жизненно практической задачи.
Проследить индивидуальный прогресс обучающегося позволяет ведение портфолио достижений обучающихся. Оно повышает познавательную активность воспитанников и уровень осознания ими своих целей и возможностей. Поэтому я считаю заполнение портфолио каждым суворовцем актуальным и важным.
Литература:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного среднего образования».
- Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном», Москва, 2022, С. 5–9.
- Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты среднего образования по вопросам воспитания обучающихся».
Похожие статьи
Подготовка студентов педагогических специальностей к развитию творческих способностей у детей «группы риска»
В статье исследуется проблема подготовки студентов педагогических специальностей к развитию творческих способностей у детей «группы риска». Описываются основные психолого-педагогические условия развития творческой активности обучающихся. Рассматриваю...
Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
В данной статье рассматривается материал о важности и актуальности развития творческих способностей детей дошкольного возраста и анализируется понятие «творческие способности».
Особенности развития творческих способностей детей в младшем школьном возрасте
В статье автор исследует развитие творческих способностей детей.
Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся
В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.
Использование игровых методов в учебном процессе начальной школы
В данной статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы. Автор подчеркивает важность игровых методов для повышения эффективности обучения и развития познавательных способностей учащихся. Также ...
Развитие одаренности у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.
Полифункциональные игровые пособия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Одним из основных направлений в работе воспитателя является развитие познавательных процессов детей, как средства успешного перехода к школьному обучению.
Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста
В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...
Педагогическое сопровождение развития познавательного интереса у дошкольников
Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса у дошкольников в условиях современных требований ФГОС ДО.
Технология развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста посредством создания предметно-развивающей среды
В статье описываются способы организации коммуникативной деятельности старших дошкольников, возникновение трудностей и пути их устранения, с учетом возрастных особенностей детей.
Похожие статьи
Подготовка студентов педагогических специальностей к развитию творческих способностей у детей «группы риска»
В статье исследуется проблема подготовки студентов педагогических специальностей к развитию творческих способностей у детей «группы риска». Описываются основные психолого-педагогические условия развития творческой активности обучающихся. Рассматриваю...
Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
В данной статье рассматривается материал о важности и актуальности развития творческих способностей детей дошкольного возраста и анализируется понятие «творческие способности».
Особенности развития творческих способностей детей в младшем школьном возрасте
В статье автор исследует развитие творческих способностей детей.
Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся
В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.
Использование игровых методов в учебном процессе начальной школы
В данной статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы. Автор подчеркивает важность игровых методов для повышения эффективности обучения и развития познавательных способностей учащихся. Также ...
Развитие одаренности у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.
Полифункциональные игровые пособия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Одним из основных направлений в работе воспитателя является развитие познавательных процессов детей, как средства успешного перехода к школьному обучению.
Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста
В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...
Педагогическое сопровождение развития познавательного интереса у дошкольников
Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса у дошкольников в условиях современных требований ФГОС ДО.
Технология развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста посредством создания предметно-развивающей среды
В статье описываются способы организации коммуникативной деятельности старших дошкольников, возникновение трудностей и пути их устранения, с учетом возрастных особенностей детей.