Развитие одаренности и творческого потенциала учащихся при изучении общественно-научных предметов
Автор: Хоруженко Елена Григорьевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (28) апрель 2020 г.
Дата публикации: 14.03.2020
Статья просмотрена: 57 раз
Библиографическое описание:
Хоруженко, Е. Г. Развитие одаренности и творческого потенциала учащихся при изучении общественно-научных предметов / Е. Г. Хоруженко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 2 (28). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/161/4978/ (дата обращения: 16.12.2024).
В ходе реализации Федерального государственного образовательного стандарта перед учителем стоит основная задача — способствовать развитию каждой личности, поиску и воспитанию одаренных детей. В статье представлены основные этапы формирования творческого потенциала учащихся, формы и методы организации образовательной деятельности с учетом их индивидуальных потребностей.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Важной особенностью одаренности является то, что это не статическая, а динамическая характеристика. Она эволюционирует и качественно меняется в ходе развития потенциала личности каждого ребёнка. В связи с этим возрастает необходимость активного выявления и поддержки одаренных детей, развития творческого потенциала ученика.
Что же мы понимаем под таким понятием, как «творческий потенциал», «творчество»? Современная педагогическая наука рассматривает творческий потенциал как динамическое интегративное личностное свойство, определяющее потребность, готовность и возможность к творческой самореализации и саморазвитию, выделяя такие составляющие, как гибкость ума, способность к выделению существенных признаков изучаемого вопроса, развитое чувство нового, открытость всему новому.
В чем же состоят особенности формирования творческого потенциала учащихся? При всей своей индивидуальности и неповторимости процесс развития творческого потенциала учащихся — это регулируемый, управляемый процесс, успешность которого зависит от ряда педагогических условий, которыми на наш взгляд являются:
− учет возрастных способностей учащихся. Психологи отмечают нелинейность становления творческой активности, наличие двух пиков ее развития: первый пик 9–10 лет, второй пик — юношеский возраст (старшие классы).
− трансляция творческого потенциала учителя. Ведущей фигурой, определяющей уровень проявления творческих качеств и творческой активности учащихся, является учитель с его интеллектом, уровнем психолого-педагогической подготовки. В нашем образовательном учреждении сложилась система работы с одаренными детьми, цель которой состоит в создании благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей учащихся. В своей работе мы выделяем несколько этапов в формировании творческого потенциала учащихся.
I этап — диагностический. На этом этапе деятельность педагога направлена на выявление одарённых детей, чьи интеллектуальные способности превышают средний уровень развития, креативность проявляется в нестандартных способах решений, мотивация направлена на глубокие знания и эрудицию. Составляющими этого этапа являются первичная и психологическая диагностики. Первичная диагностика строится на традиционных методах педагогических исследований, к которым относится наблюдение, изучение ученического творчества, беседы, дискуссии и др. Психологическая диагностика помогает оценить интеллект, креативность, мотивацию личности при помощи специальных тестов. Она важна и необходима, т. к. одарённость может быть скрытой и не являться очевидной для окружающих. Использование теста Векслера является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития. Он позволяет получить представление не только об общем уровне развития интеллекта, но и об особенностях его структуры, благодаря объединению в нем субтестов, направленных на исследование различных характеристик. В результате исследований выявляются дети с опережающим развитием, в отношении которых психологом формируются рекомендации по индивидуальному подходу. Именно эта часть системы обучения отвечает на традиционный вопрос «как учить» с одним существенным дополнением «как учить результативно».
Особое внимание развитию творческого потенциала уделяем на уровне среднего общего образования. Профильная школа в нашем образовательном учреждении представлена классами следующих направлений: социально-правовым, социально-гуманитарным, химико-биологическим. Углубленное изучение ряда дисциплин в старших классах позволяет обеспечить достаточную подготовку выпускников школы к успешному продолжению образования, дает возможность реально оценить свои познавательные способности, профессиональные намерения, наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения.
Далее мы выделяем II этап в развитии творческого потенциала учащихся — проектировочный. В нашем образовательном учреждении мы используем метод обогащения для более быстрого продвижения одарённых детей к высшим познавательным уровням в области выбранного предмета. Обогащение учащихся знаниями — это организация элективных курсов по истории: «История в лицах», «Основы исследовательской деятельности», «Историческое краеведение», «Проблемные вопросы истории России XX века», «Введение в социологию», «Художественные образы отечественной культуры», к проведению которых наряду с педагогами школы привлекаются преподаватели вузов, ведется индивидуальная, групповая работа. Учащиеся получают материал к дополнительным курсам, имеют больше возможностей для развития мышления, проявления креативности, умения работать самостоятельно, получают навыки исследовательской работы. На уроках истории в профильных классах существует достаточная мотивация, и создаются хорошие условия для реализации инновационных технологий, таких, как: технология критического мышления, педагогическая технология «Дебаты», технология педагогической мастерской и, конечно, информационные технологии. Одной из форм ИКТ является урок — презентация. Учащиеся создают презентации как проект, используя различные источники информации. Таким образом, создаются достаточная мотивация и хорошие условия для прогресса одарённого ребёнка.
III этап — организационно-коррекционный. В нашем образовательном учреждении отдается предпочтение организации работы учащихся в малых группах. Именно при осуществлении работы в малых группах у педагога появляется возможность увидеть затруднения и препятствия, которые мешают ребенку развиваться дальше. На этапе практической деятельности особое место уделяется формированию навыков работы с документами, историческими картами, с информацией, а также формированию навыков установления причинно-следственных связей, умений анализировать и формулировать выводы по результатам анализа, осуществлению смысловой группировки материала, презентации и защите проектов. Очень важно на данном этапе научить ребенка работать самостоятельно. Китайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».
IV этап — оценочный. Это этап проверки приобретённых знаний обучающихся, обобщения и систематизации ошибок, пробелов с учетом полученных результатов. Функции учителя на данном этапе — контролирующие, оценочные и корректирующие. Приобретенные знания проверяются участием обучающихся в олимпиадах, конференциях, конкурсах различного уровня: научно-практических конференциях «Интеллектуал», «Эрудит», Межрегиональной поисково-краеведческой конференции «Сибирь», в Национальной образовательной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России». С 2013 году учащиеся профильных классов активно участвуют в Международной олимпиаде по основам наук (по предмету история). За этот период времени 15 учащихся были отмечены дипломами победителей. С 2000 года проводятся Всероссийские олимпиады школьников по истории. В десяти олимпиадах, на заключительном этапе учащиеся нашей школы принимали участие и становились призерами. В 2013 учебном году, ученик 9 класса, стал победителем заключительного этапа Всероссийской олимпиады в городе Белгороде. В течение пятнадцать лет ученики нашей школы становились победителями и призёрами Регионального этапа Всероссийской олимпиады по истории. Учащиеся профильных классов, и после окончания школы выбирают профессии, связанные с историей, они становятся студентами и выпускниками МГИМО, Новосибирского, Томского, Кемеровского университетов.
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения интеллекта творчества: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому не известные».
Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития одаренности детей. И нам, педагогам, важно выявить творческий потенциал каждого обучающегося, чтобы помочь ему в дальнейшем развитии.
Литература:
- Богатенкова, Н. В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения [Текст] / Н. В. Богатенкова, И. В. Муштавинская. — СПб.: Санкт — Петербургский университет педагогического мастерства, 2001. — 158 с.
- Власова, Т. А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах [Текст] / Т. А. Власова // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2005. — № 3. — С 27–33.
- Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие / Е. С. Полат. — М.: Академия, 2003. — 294 с.
- Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения [Текст]: пособие для учителя / А. В. Хуторской. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. — 2000. — 320 с.