Данная статья посвящена проблемам заключения публичного договора перевозки пассажиров в маршрутном такси. Основное внимание уделено данной проблеме именного на примере города Волгограда. Рассматриваются последствия при незаключении публичного договора перевозки пассажиров в маршрутном такси.
Ключевые слова: Договор перевозки, правила перевозки, индивидуальный предприниматель, перевозчик, пассажир, ответственность.
В настоящее время большинством пассажиров в пределах городских округов широко используется маршрутное такси. Перевозчиками — владельцами транспортных средств, работающих в режиме маршрутного такси — выступают коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым для осуществления данной деятельности Федеральной службой по надзору в сфере транспорта предоставляются лицензии, дающие право осуществлять перевозки пассажиров.
Пункт 2 ст. 789 ГК РФ признает публичным договором договор перевозки транспортом общего пользования. [1]
Единственным документом, подтверждающим факт заключения договора перевозки с перевозчиком является билет, поскольку согласно п. 2 ст. 786 ГК РФ и ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ [2] заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом. Далеко не все водители маршрутных такси при предоставлении своих транспортных услуг в ответ на оплату проезда выдают билет, порой и пассажиры, садящиеся в маршрутное такси, после оплаты проезда не требуют ее подтверждения выдачей билета соответствующего образца по уже сложившейся привычке, положившись на добросовестность и честность водителя маршрутного такси. Таким образом, пассажир, оплатив за проезд и не получив в ответ билет установленного образца, подтверждающий оплату услуги, считается не заключившим договор перевозки.
Согласно ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ [3] в случае невозможности осуществить перевозку пассажира предоставленным транспортным средством в связи с его неисправностью, аварией, другими аналогичными причинами пассажир имеет право воспользоваться выданными билетом в другом транспортном средстве, предоставление которого обязан обеспечить перевозчик. В случае если перевозчику не удалось обеспечить последнее, то на нем лежит обязанность вернуть денежные средства, уплаченные за проезд. Следовательно, перевозчик может отказаться возмещать стоимость проезда не имеющему билета установленного образца пассажиру, мотивируя тем, что последний не заключал с ним договор перевозки, поскольку отсутствует этому подтверждение, и переданные перевозчику в счет оплаты проезда денежные средства возвратить будет невозможно. Практика показывает, что имеют место моменты, когда пассажиру при посадке в маршрутное такси и передаче оплаты за проезд перевозчик отказывает в ответной выдаче билета установленного образца. [4]
При таких условиях пассажир вследствие причинения ему вреда при перевозке в маршрутном такси по вине перевозчика не сможет доказать факт причинения ему вреда именно при перевозке в данном транспортном средстве, поскольку отсутствие у пассажира билета свидетельствует о незаключении договора перевозки. Стало быть, перевозчик и его страховая организация будут иметь возможность уйти от компенсации причиненного вреда пострадавшему пассажиру.
В конечном счете, перевозчик, не удостоверяя выдачей билетов оплату пассажирами проезда, нарушает не только нормы действующего законодательства, регулирующие отношения в сфере перевозки пассажиров, но и фактически лишает пассажиров возможности реализовать предоставленную им законодательством гарантию компенсации перевозчиком причиненного вреда в процессе предоставления транспортной услуги.
Согласно новым правилам перевозки, которые прописаны в Федеральном законе N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» [5]маршрутные такси отныне приравнены к автобусам, троллейбусам и трамваям.По этому поводу можно сказать, что маршрутные такси теперь относятся не к разряду частного такси, а к регулярному общественному транспорту, который должен обладать постоянным маршрутом, фиксированной стоимостью проезда, а также нести ответственность перед пассажирами.
В Волгоградских маршрутках билеты за проезд не выдают. Хотя во многих маршрутных такси данные билеты имеются, но водитель не считает нужным их выдавать.
Так как отсутствуют кондукторы, водители сами собирают оплату за проезд, что не малым образом отвлекает его от управления транспортным средством, что в дальнейшим может привести к различным ДТП. Все не раз видели, как водители маршруток успевают брать с пассажиров плату за проезд, тут же отсчитывать, если надо, сдачу, параллельно давя на педали и переключая передачи. Отныне такого быть не должно. Согласно новому постановлению, если маршрутное такси не обеспечена кондуктором, а деньги за проезд принимает водитель, он должен это делать только во время остановок.
Я считаю, что выдача билетов в маршрутных такси — вещь необходимая. Во-первых, отчетность водителя перед руководством компании, во-вторых, договор между пассажиром и перевозчиком, который в случае какой-либо спорной ситуации или ДТП может стать доказательством, ехал именно в этом конкретном маршрутном такси, в-третьих для повышения уровня культуры делооборота.
Создание билетной системы поможет налоговым органам при проверке финансового состояния компаний. Кроме того, добросовестность или недобросовестность в соблюдении всех новых правил будет учитываться при получении водителями лицензии. В случае если какие-то из правил соблюдаться не будут, управление Госавтодорнадзора по Волгоградской области оставляет за собой право отказать в выдаче лицензии или отозвать ее при грубых нарушениях.
Подводя итог, следует сделать вывод о том, что целесообразно и логично следовало бы установить административную ответственность за невыдачу водителем транспортного средства, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров, (т. е. маршрутного такси в том числе) билетов установленного образца, подтверждающих факт оплаты пассажира за проезд.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. от 9 февраля 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301; Российская газета. — 2009. — 13 февраля
- Постановление Правительства РФ от 02.04.2012 г. № 280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» // СЗ РФ, 2012, № 15, ст. 1793.
- Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ(последние изменения от 15 июля 2015 г.) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // СЗ РФ, 2007, № 46, ст. 5555.
- «Маршрутные такси — группа риска № 1»: [Электронный ресурс] // URL: http://times-of-year.livejournal.com/8636.html. (Дата обращения: 10.12.2015).
- Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.10.2015)// «Собрание законодательства РФ», 12.11.2007, N 46, ст. 5555