В статье рассматриваются вопросы функционирования системы лицензирования в Российской Федерации, а также ее проблематика.
Ключевые слова: лицензирование, лицензия, автомобильный транспорт, лицензионные требования, перевозки пассажиров, заказные перевозки, аварийность
Действующая в России система лицензирования как метод государственного контроля и надзора в отношении деятельности по перевозке пассажиров направлена, прежде всего, на повышение безопасности пассажиров, снижение аварийности на дорогах, предоставляя возможность пользоваться транспортным средством исключительно профессионалам. По мнению ученых В. П. Бычкова, И. А. Венгерова [1,3], необходимость государственного регулирования данного вида деятельности объясняется целым рядом причин. Только государственные органы вправе устанавливать и контролировать нормы, стандарты и правила в области охраны окружающей среды, безопасности движения, условий труда на транспорте, а также единые технические стандарты, финансировать и организовывать постоянную работу в области повышения безопасности транспорта, снижения вредных воздействий транспорта на окружающую среду, контроля выполнения соответствующих требований [2]. Лицензирование — основной инструмент регулирования автотранспортной деятельности в условиях рынка, которое должно допускать на рынок транспортных услуг подготовленного перевозчика [4].
С 1992 года по 2012 год нормативно-правовая база документов, устанавливающая перечень лицензионных требований при осуществлении перевозок автотранспортом менялась пять раз. С каждым документом этот перечень расширялся и корректировался, менялись виды работ (деятельности), сроки действия лицензии, требования к предоставляемым документам и т. д.
Если раньше, до 2001 года лицензирование распространялось е на весь комплекс автомобильного транспорта, кроме силовых ведомств и государственному регулированию к тому времени подвергалось более 95 % всех хозяйствующих субъектов РФ, то с принятием новых Федеральных законов был определен новый порядок лицензирования, связанный только с коммерческой деятельностью предприятий.
В настоящее время основным законодательным актом в сфере лицензирования является Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Статья 12 данного закона предусматривает в перечне видов деятельности, на которые требуются лицензии, деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) [5].
Согласно установленным нормам законодательства, перевозки пассажиров имеют право осуществлять юридические лица или частные предприниматели, получившие документ (лицензию), позволяющий осуществлять это право. Организация перевозки пассажиров требует от соискателей лицензии, в дальнейшем лицензиатов, серьезного подхода и качественного обеспечения данной деятельности: аналитического (исследование пассажиропотоков, разработка маршрутов и т. д.); административного (контроль за уровнем профессиональной подготовки водителей и квалификации остальных сотрудников, организация труда и отдыха водителей); технического (подготовка и экипировка транспорта; прохождения необходимого технического обслуживания и т. д.). Таким образом, наличие лицензии у перевозчика является неким гарантом безопасности для пассажиров, знаком того, что предприниматель или организация сделали все необходимое для максимального улучшения уровня предоставляемых ими услуг.
К большому сожалению, не все перевозчики, осуществляющие перевозки людей, готовы пойти на существенные затраты для обновления транспортного парка, ведения всей необходимой документации и соблюдения действующей нормативно-правовой базы. Соответственно растет рынок нелегальных перевозок. Перевозчики пользуются лазейками, имеющимися в федеральном законодательстве: раньше там было четко определено, что такое заказные перевозки, например транспортировка сотрудников предприятия или перевозка экскурсионных групп. Сейчас круг расширился, и мы наблюдаем насыщение регионов нелегальными компаниями, которые маскируются под заказные, но работают как регулярные. Чтобы открыть легальный автобусный маршрут перевозчику необходимо привести в соответствие документацию, закупить транспорт, либо отремонтировать имеющийся, организовать технический и медицинский контроль, выиграть тендер на маршрут, согласовать его с надзорными органами. Заказным автобусам всего лишь достаточно иметь документы на машину и список пассажиров. Так, проще, дешевле и выгоднее. В итоге добросовестный законопослушный перевозчик недополучает пассажиропоток, у него уменьшается прибыль, соответственно он меньше платит отчисления в бюджет.
В последнее время «зоной повышенного риска» активно становится сектор малого бизнеса, особенно индивидуальные предприниматели, у которых нет ни необходимой производственной базы, ни квалифицированных специалистов, но зато оформлены фиктивные договоры на проведение технических обслуживаний и медицинских осмотров. Такие перевозчики пытаются экономить на всем: принимают на работу неквалифицированных сотрудников, обслуживают автобусы не в сертифицированных центрах, а в нелегальных гаражах, увеличивают интенсивность рабочего времени водителей, не заботятся об обновлении подвижного состава, его техническом состоянии, а значит, подвергают опасности пассажиров, которые пользуются их услугами, и повышают вероятность аварийности на дороге.
Перевозчиков-нелегалов не пугают даже штрафные санкции, предусмотренные законодательством. Сумма штрафа разная для каждой категории нарушителей и составляет: 50 тысяч рублей для должностных лиц 100 тысяч для индивидуальных предпринимателей, 400 тысяч — самая большая сумма предусмотрена для юридических лиц. Если нарушение происходит не в первый раз, то в дополнение к сумме штрафа у граждан и индивидуальных предпринимателей могут конфисковать автомобиль, а юридическим лицам еще и приостановить предпринимательскую деятельность (до 90 дней). Уголовная ответственность наступает в том случае, если нелицензионная деятельность: причинила крупный ущерб — гражданам, предприятиям, организациям или государству; связана с незаконным получением доходов в больших размерах.
Необходимо отметить, что штрафные санкции — не самоцель инспекторских проверок и не конечное требование законодателей. Скорее способ обязать перевозчиков действовать на рынке транспортных услуг по правилам, соблюдая российское транспортное законодательство, а также сформировать в предпринимательской среде такую психологию, которая связывает воедино коммерческий успех и интересы потребителя, общества, государства.
Из-за того, что граждане не всегда могут увидеть разницу между легальными и нелегальными перевозчиками, незаконная перевозка пассажиров для них имеет неблагоприятные последствия. Частные автовладельцы нередко видят сферу пассажирских перевозок как привлекательный и простой автотранспортный бизнес. Для того, чтобы защитить себя от таких рискованных поездок, прежде всего, потребитель-потенциальный пассажир должен убедиться, что организация имеет необходимую лицензию. Информация о лицензии должна быть размещена в доступном месте (салоне автобуса, сайте организации и т. п.) Только наличие лицензии может доказать профессиональную пригодность юридических и физических лиц.
В свое время законодатели отменили лицензирование на многие виды деятельности из-за благой цели — убрать бюрократические препоны на пути бизнеса. Однако последствия этого обернулись большими проблемами: возросшей аварийностью, неуправляемостью рынка транспортных услуг, невозможностью осуществления надлежащего контроля и надзора.
Проанализировав данные по динамике роста основных показателей аварийности на пассажирском транспорте, мы приходим к выводу о назревшей необходимости внесения изменений в действующую систему лицензирования, предполагающих возвращение лицензирования в сфере всех видов пассажирских автоперевозок. Это своевременная и необходимая мера, вкупе с повышением ответственности за нарушение правил дорожного движения, по нашему мнению, распространит лицензионные требования и условия, как на регулярные, так и на заказные перевозки, создаст равные условия для работы всех перевозчиков, обезопасив тем самым потенциальных пассажиров.
Литература:
- Бычков В. П. Предпринимательская деятельность на автомобильном транспорте: Учеб.-практич. пособ.- СПб.:Питер, 2004. –448с.: с ил.
- Кушлин, В. И. Государственное регулирование рыночной экономики / В. И. Кушлин, Н. А. Волгин. — М.: Экономика, 2001. — 734 с.
- Материалы третьей Всероссийской практической конференции по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения 6–7 декабря 2000 года, 2000. — 260 с.
- Пеньшин Н. В. Основы государственного регулирования автотранспортной деятельности/ Тамбов: Вестник ТГТУ, 2005. — 80с.
- Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ (ред. от 29.07.2017г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности».