Известно, что в последнее время в официальных кругах Узбекистана широко обсуждаются пути распространения среди молодежи здорового образа жизни, защиты их от наркомании, деструктивных, экстремистских, других неэтических идей и негативного влияния так называемой «массовой культуры».
Что такое массовая культура? Массовая культура, поп-культура, масскультура, мультикультурализм — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации, и т. п.
Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мэйнстрима). Массовая культура рассчитана на потребление большими массами населения, что предполагает стандартизированность формы и содержания, а также на коммерческий успех [3, c. 2001].
В республике на высшем уровне обсуждаются вопросы упорядочивания пользования молодежью, в том числе несовершеннолетними, мобильных телефонов и интернета.
Специалисты указывает на необходимость внедрения более четких порядков использования молодежью своих мобильных телефонов, разработки новых законодательных актов, запрещающих использование мобильных устройств молодежью, обучающейся в различных учебных заведениях. Эксперты обращают внимание на особую роль телекоммуникационных средств (интернет, мобильные телефоны и т. д.) в распространении среди молодежи «чуждых национальной культуре и менталитету идей», религиозного экстремизма и негативного влияния «массовой культуры».
С этой целю в последнее время принимается ряд новшеств в законодательстве, которые призваны защитить молодежь от вышеназванных негативных явлений.
Например, 8 мая 2010 г. был одобрен Закон «О внесении дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности». Данный Закон дополняет Кодекс об административной ответственности новой статьей 188 2 следующего содержания:
«Статья 1882. Допущение нахождения несовершеннолетнего в общественных местах в ночное время без сопровождения одного из родителей или лица, заменяющего его.
Допущение нахождения несовершеннолетнего в ресторанах, кафе, барах, клубах, дискотеках, кинотеатрах, компьютерных залах, помещениях, оборудованных для предоставления услуг доступа к сети интернет, в иных помещениях, используемых в сфере развлечения (досуга), в ночное время без сопровождения одного из родителей или лица, заменяющего его, — влечет наложение штрафа от десяти до пятнадцати минимальных размеров заработной платы».
Пояснительная записка к законопроекту гласила:
«Принятие закона позволит:
значительно улучшить криминогенную обстановку среди несовершеннолетних, сократить факты вовлечения их в антисоциальную деятельность;
повысить ответственность родителей и субъектов предпринимательства за недопустимость вовлечения в сферу развлечений и досуга детей в ночное время без присмотра своих родителей или лиц, заменяющих их;
усилить эффективность мероприятий по правовой и социальной защите детей, воспитанию подрастающего поколения в духе уважения национальных ценностей и традиций».
На наш взгляд, новый Закон нацелен на уменьшение преступлений совершаемых несовершеннолетними и в какой-то мере на усиление обязанностей родителей и субъектов предпринимательства, ответственных за содержание мест, популярных среди современной молодежи.
Признавая позитивный характер и несомненно благие намерения выше рассмотренных инициатив, нужно подчеркнуть, что, к сожалению, в настоящее время в Узбекистане говоря о «массовой культуре» или «чуждых идеях» очень часто подразумевают идеи только негативного характера, или, указывая на пагубное влияние «массовой культуры» общества, не замечают, что «массовая культура» всегда является неотъемлемой частью человеческой цивилизации или частные теле- и радиоканалы, газеты, журналы в Узбекистане пестрят продуктами массовой культуры и, что самое существенное, — человек волен делать информированное решение и выбирать сам.
Литература:
- Ерасов Б. С. Социальная культурология: Учеб. пособие. В 2-х ч. — М., 1994.
- Цивилизация и культура. — М., 1983.
- Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд. — М.: Академический проект, 2001 г.
- Панасюк А. Ю. Формирование имиджа. Стратегия, психотехнологии, психотехники. М. ОМЕГА-Л, 2008.
- Хантингтон С. Третья волна: Демократия на исходе века. Москва, Вектор, 2003.