In the article is given youth lifestyle structure and its important place in the society. Political and economical reforms are defined that an important place.
Keywords: lifestyle structure, youth, condition, modern, reform, education.
Изучение структуры образа жизни узбекской молодежи в современных условиях в качестве исходной позиции требует, прежде всего, учета закономерности возникновения и развития психической формы отражения действительности. Президент Узбекистана И. А. Каримов, определяя цели и задачи построения независимого государства, особо подчеркивает, что главной опорой в достижение республикой великого будущего является личность, вобравшая в себя вершинные рубежи культурного и исторического наследия, гуманистические традиции народа. Именно личность выдвигается на первый план политических и экономических реформ, на это и направлено реформирование социально- политического и экономического пространства нашего государства.
В своих обычных суждениях о молодежи мы довольно часто стремимся выявить эволюции личности, изменение черт характера, интересов, потребностей, увлечений, видов деятельности и образа жизни. Разумеется, эти перемены не всегда положительны. Нередко они свидетельствуют о деградации, перерождении личность, появлении антиобщественных целей и форм поведения. Поэтому выявление факторов и механизмов изменения человека — важная научная и социальная проблема.
Данные современной науки и практики констатируют правильный, на наш взгляд, на уровне сегодняшнего дня, факт генезиса психики животных, психики обыденного и научного уровней создания человека и общества, основные отличия психики человека от психики животных.
Вообще формирование психики как идеального явления по теории антропогенеза как естественной эволюции человека связано с усложнением и развитием форм жизни в качестве взаимосвязанных переходов от менее сложных биологических систем к более сложным, с образованием качественно новых элементов по принципу преемственности и, соответственно, с усложнением форм взаимодействия живых систем окружающей средой.
Особенность психики молодежи — осознание действительности, обеспечивающее социальное предвидение и на этой основе возможность планирования своих действий. Кроме того, переход к высшей форме развития психики в процессе формирования человека и общества и соответственно сознания человека как высшей формы отражения действительности в идеальных образах был связан с глубокими качественными перестройками органов психики, в первую очередь мозга.
У человека механизмы нервной деятельности дополнялись механизмами второй сигнальной системы- сигнализацией действительности словам, речью. В этом плане человек как личность есть продукт общественного, исторического развития.
В структуре образа жизни молодого человека важное место занимает организации его культурного досуга. В республике созданы необходимые условия для содержательного отдыха молодежи. За предшествующие годы сформировалась целая плеяда крупных писателей, артистов, художников, композиторов, работников, кино и телевидения, произведения которых составляют «духовную пищу» молодежи. Искусство наших мастеров, сохраняя лучшие народные традиции, формирует в общественном сознании населения такие высокие качества, как патриотизм, человеколюбие, чувство дружбы, межнационального единства.
В распоряжении молодых людей — десятки различных театров и концертных организации, художественных эстрадных коллективов и др. По — прежнему излюбленной формой проведения досуга молодежи остаются кино, просмотр телепередач, видеотехника. При этом, как правильно подчеркивается в литературе, нужно полнее использовать возможности библиотек, клубов, домов и дворцов культуры, парков отдыха музеев и других учреждений, разрабатывать и проводить в жизнь соответствующие мероприятия, направленные на воспитание и формированные качественно новой демократической и осознанной общественной психологии молодежи Узбекистана.
Массовым тиражом издаются газеты, журнал, книги, которые несут для подрастающего поколения большую информацию о происходяўих в стране и мире событиях, способствуют их всестороннему нравственному и культурному совершенствованию. Все завоевания национальной культуры поставлены на службу народу, молодежи. Для них в республике открыты свыше 6 тыс. массовых библиотек, около 4 тыс. клубных учреждений и мн. др.
Как подчеркивает И. А. Каримов, “сегодня начался новый этап экономических реформ. В первую очередь, в нашей жизни видны духовные и материальные изменения. У людей меняются психология, мировоззрение, отношение к имуществу и к труду. Они стали положительно относиться к частному бизнесу, предпринимательству...
У нас великое прошлое. Наша национальная культура представляет одну из ярчайших страниц мировой цивилизации. На прояжении долгих лет наше прошлое предавалось забвению, принижалось. Наконец, взошло солнце независимости, и мы начали возрождать наши национальные ценности...
Я хотел бы обратить ваше внимание на следующее. Отдельные личности, зачарованные красивыми словами о прошлом и будущем, думают ли о ныне живущих, не забывают ли о духовном и нравственном развитии наших детей, молодежи?
Будущее не приходит само собой. Оно создается сегодняшним кропотливым трудом. Созданное сегодня нами принадлежит и будущему. Если мы сегодня второпях что-то забудем, то будущее поколения окажутся лишены этого.
Общество не может жить без культуры, без духовных, нравственных традиций. Общество, которые попирает их, в конце деградирует.
К сожалению, похоже, что некоторые наши руководители и предприниматели до конца не осмыслили эту простую истину. [2]
Образ жизни дает возможность комплексно, во взаимосвязи рассматривать основные сферы жизнедеятельности человека: его труд, быт, общественную деятельность и культуру, выявлять причины его поведения (стиль жизни), обусловленного укладом уровнем жизни. Образ жизни определяет мышление, поведение человека, выработку нравственных качеств.
Таким образом, характеризуя образ жизни как важную особенность и предпосылку становления общественной психологии молодежи и прослеживая все составляющие, мы можем сделать следующие выводы:
образ жизни- философско-социологическая категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества (труд, быт, досуг, культура, стиль жизни и т. д.) в их единстве с условиями жизни;
наследование молодым поколением позитивных элементов норм и ценностей образа жизни предшествующих поколений и их приращение предопределяются всей совокупностью общественных отношений в процессе целенаправленной идейно-воспитательной работы в семье, дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, высшей и средней специальных учебных заведениях и в трудовых коллективах;
формирование образа жизни современной молодежи, соответствующего общепринятым стандартам,-сложный диалектический процесс, не сводимый к простому заучиванию существующих норм общественной жизни и поведения. Значительная роль в его формировании принадлежит активному выбору молодым человеком как личностью своего жизненного пути, целенаправленной выработке ценностных ориентации на основе личного опыта;
коренная ломка прежней идеологическо-организационной структуры выдвинула в качестве ведущего элемента образ жизни молодежи семью, которой возвращаются ее природно-сущностные функции в формировании и становлении личности. В свою очередь, это предопределит качественные перемены и в общественной психологии молодежи, ее мышлении и поведении.
Литература:
- И. А. Каримов Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. Ташкент: Узбекистан,1996. С.48.
- И. А. Каримов Наша цель: свободная и процветающая Родина. Ташкент: Узбекистан, 1996. С. 212, 221, 222, 224.
- Идеи национальной независимости: основные понятия и принципы. Ташкент: Узбекистан, 2001. С.64.
- Юлов В. Ф. Концепции современного естествознания. Киров: ВГПУ, 1997. С.63, 227, 229, 240,