Средства активизации познавательной активности учащихся начальной школы в рамках внеклассной работы по иностранному языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 11.04.2016

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Качалкова О. О., Макеева С. О. Средства активизации познавательной активности учащихся начальной школы в рамках внеклассной работы по иностранному языку // Молодой ученый. — 2016. — №7.5. — С. 48-49. — URL https://moluch.ru/archive/111/28348/ (дата обращения: 16.12.2018).



Приоритетная задача современной школы — формировать гармонически развитую личность. Важным компонентом этого сложного и многогранного процесса является развитие познавательного интереса младших школьников, который в процессе обучения обеспечивает рост сознательного отношения к учению, развитие познавательных процессов, умение ими управлять, сознательно их регулировать. Наблюдение в ходе пассивной педагогической практики показало, что уроки иностранного языка не позволяют учащимся в полной мере раскрыть свои способности, удовлетворить потребности и интересы, а учителю, в свою очередь, сложно развивать личность школьника, его творческие способности и интерес к учению, желание и умение учиться только в рамках урочной деятельности. Развитие познавательного интереса младшего школьника становится приоритетной задачей и при организации внеурочной деятельности учащихся как части единого процесса обучения.

Проблемы, связанные с изучением познавательных интересов учащихся, активно разрабатываются и в психологии, и в педагогике. Ученые обращались к выявлению психологических закономерностей интереса, например, И. М. Цветков; к связи интересов и потребностей, например, С. Л. Рубинштейн; к способам формирования с учетом возрастных особенностей и возможностей содержания учебных предметов, например, Г. И. Щукина и другие. Под познавательным интересом мы понимаем избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. В ходе апробации материалов, разработанных в рамках исследования, мы акцентировали свое внимание на внеклассную деятельность, а именно элективный курс по иностранному языку как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Организация внеклассной работы учащихся данного возраста представляет определенную сложность, обусловленную рядом психолого-физиологических особенностей младших школьников. Возраст предрасположен к развитию умения учиться, к развитию устойчивых познавательных интересов и потребностей, к закреплению мотива достижения успехов. Познавательные процессы приобретают опосредованный характер, становятся сознательными и произвольными, продуктивными и устойчивыми. Основными потребностями являются потребность в движениях, игровой деятельности, новых впечатлениях и познавательная потребность. Все это может быть достигнуто за счет внеклассной деятельности по иностранному языку, разнообразие форм и видов которой дает учащимся безграничный простор для самореализации, творчества и личностного развития.

Нами был проведен эксперимент в ходе производственной педагогической практики во 2 «Г» классе в МАОУ Гимназии № 13 г. Екатеринбурга, а именно: внедрение разработанного нами элективного курса по иностранному языку, который предполагает применение различных форм учебного взаимодействия, использование игровой методики, формирование языковых навыков (лексических, грамматических, фонетических), развитие речевых умений, а также активное внедрение лингвострановедческого компонента в каждое внеклассное мероприятие. Была измерена культурная осведомленность (лингвострановедческие знания) до и после внедрения курса. Методологическая база исследования включала эксперимент, тестирование (входное и итоговое), анкетирование, наблюдение. В ходе внедрения данного элективного курса были достигнуты следующие результаты: активизация всех учащихся на каждом мероприятии и их коммуникативное включение в учебном взаимодействии, создание благоприятной атмосферы, интеграция различных учебных дисциплин в ходе каждого мероприятия, повышение мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка и развитие устойчивого познавательного интереса у каждого учащегося.

Таким образом, внеклассная работа обладает большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом, что позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать путем создания условий, оптимальных для данной задачи с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося. Внедрение элективного курса в рамках внеклассной работы по иностранному языку не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и расширяет культурный кругозор, эрудицию учащихся, развивает их творческую активность, духовно-нравственную сферу, эстетические вкусы, познавательные интересы и потребности, тем самым повышая мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.

Литература:

  1. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. — 176 с.
  2. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: Монография. / Сост., авт. коммент. и послесл. А. В. Брушлинского, К. А. Абульхановой-Славской. СПб.: 1999. — 802с.
  3. Цветков И. М. Интерес и динамика его развития у учащегося //Ученые записки Ярославского педагогического института. — 1944. — Вып. 1. — С. 188–212.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, элективный курс, познавательный интерес, учебное взаимодействие, развитие, приоритетная задача, потребность, интерес, внеклассная работа, внеклассная деятельность.


Похожие статьи

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

внеклассная работа, учащийся, интерес, предмет, процесс обучения, познавательный интерес, мероприятие, исследовательская деятельность, занятие, учебный процесс.

Формирование интереса к учебной деятельности

Ключевые слова: учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной деятельности, результативность, мотивы, стимулы, значимость знаний.

Внеклассная работа же, проводимая систематически учителями школ, включает учащихся в деятельность, по...

Внеклассная работа и ее значение при формировании...

Обыкновенная необходимость внеклассной работы основана на следующих факторах учебного и воспитательного процессов: 1) неодинаковый интерес учеников к изучению физики

Формирование познавательных интересов обучающихся

Познавательный интерес является одним из наиболее значимых мотивов учебно-воспитательной деятельности, который воспитывается в ходе учебной и внеклассной работы.

Особенности развития иноязычной познавательной активности...

Механизмом развития иноязычной познавательной активности как черты человеческой личности, по нашему убеждению, является взаимодействие целей, потребностей, интересов и мотивов деятельности.

Пути развития познавательного интереса у подростков

Ключевые слова: познавательная деятельность, познавательный интерес, универсальные учебные действия.

Тем самым, для педагога ставится важная задача — направить ребенка на изучение предмета, повышая интерес к определенному виду деятельности.

Развитие самостоятельности в процессе обучения...

Представлены виды работ, способствующие развитию самостоятельности в процессе обучения иностранному языку.

Удовлетворить запросы студентов продвинутого уровня могут элективные курсы по иностранному языку, которые, чаще всего, соединяют в себе...

Роль лексических игр на среднем этапе обучения иностранному...

Поэтому обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации образования в нашей стране.

А так как ядром интереса являются внутренние мотивы (коммуникативно-познавательные, исходящие из самой деятельности по...

Формирование познавательной культуры учащихся с помощью...

познавательная деятельность, познавательный интерес, репродуктивная деятельность, познавательная культура. Похожие статьи. Формирование учебно-познавательной компетентности школьников по русскому языку и литературе с помощью ИКТ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

внеклассная работа, учащийся, интерес, предмет, процесс обучения, познавательный интерес, мероприятие, исследовательская деятельность, занятие, учебный процесс.

Формирование интереса к учебной деятельности

Ключевые слова: учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной деятельности, результативность, мотивы, стимулы, значимость знаний.

Внеклассная работа же, проводимая систематически учителями школ, включает учащихся в деятельность, по...

Внеклассная работа и ее значение при формировании...

Обыкновенная необходимость внеклассной работы основана на следующих факторах учебного и воспитательного процессов: 1) неодинаковый интерес учеников к изучению физики

Формирование познавательных интересов обучающихся

Познавательный интерес является одним из наиболее значимых мотивов учебно-воспитательной деятельности, который воспитывается в ходе учебной и внеклассной работы.

Особенности развития иноязычной познавательной активности...

Механизмом развития иноязычной познавательной активности как черты человеческой личности, по нашему убеждению, является взаимодействие целей, потребностей, интересов и мотивов деятельности.

Пути развития познавательного интереса у подростков

Ключевые слова: познавательная деятельность, познавательный интерес, универсальные учебные действия.

Тем самым, для педагога ставится важная задача — направить ребенка на изучение предмета, повышая интерес к определенному виду деятельности.

Развитие самостоятельности в процессе обучения...

Представлены виды работ, способствующие развитию самостоятельности в процессе обучения иностранному языку.

Удовлетворить запросы студентов продвинутого уровня могут элективные курсы по иностранному языку, которые, чаще всего, соединяют в себе...

Роль лексических игр на среднем этапе обучения иностранному...

Поэтому обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации образования в нашей стране.

А так как ядром интереса являются внутренние мотивы (коммуникативно-познавательные, исходящие из самой деятельности по...

Формирование познавательной культуры учащихся с помощью...

познавательная деятельность, познавательный интерес, репродуктивная деятельность, познавательная культура. Похожие статьи. Формирование учебно-познавательной компетентности школьников по русскому языку и литературе с помощью ИКТ.

Задать вопрос