Библиографическое описание:

Качалкова О. О., Макеева С. О. Средства активизации познавательной активности учащихся начальной школы в рамках внеклассной работы по иностранному языку // Молодой ученый. — 2016. — №7.5. — С. 48-49.



Приоритетная задача современной школы — формировать гармонически развитую личность. Важным компонентом этого сложного и многогранного процесса является развитие познавательного интереса младших школьников, который в процессе обучения обеспечивает рост сознательного отношения к учению, развитие познавательных процессов, умение ими управлять, сознательно их регулировать. Наблюдение в ходе пассивной педагогической практики показало, что уроки иностранного языка не позволяют учащимся в полной мере раскрыть свои способности, удовлетворить потребности и интересы, а учителю, в свою очередь, сложно развивать личность школьника, его творческие способности и интерес к учению, желание и умение учиться только в рамках урочной деятельности. Развитие познавательного интереса младшего школьника становится приоритетной задачей и при организации внеурочной деятельности учащихся как части единого процесса обучения.

Проблемы, связанные с изучением познавательных интересов учащихся, активно разрабатываются и в психологии, и в педагогике. Ученые обращались к выявлению психологических закономерностей интереса, например, И. М. Цветков; к связи интересов и потребностей, например, С. Л. Рубинштейн; к способам формирования с учетом возрастных особенностей и возможностей содержания учебных предметов, например, Г. И. Щукина и другие. Под познавательным интересом мы понимаем избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. В ходе апробации материалов, разработанных в рамках исследования, мы акцентировали свое внимание на внеклассную деятельность, а именно элективный курс по иностранному языку как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Организация внеклассной работы учащихся данного возраста представляет определенную сложность, обусловленную рядом психолого-физиологических особенностей младших школьников. Возраст предрасположен к развитию умения учиться, к развитию устойчивых познавательных интересов и потребностей, к закреплению мотива достижения успехов. Познавательные процессы приобретают опосредованный характер, становятся сознательными и произвольными, продуктивными и устойчивыми. Основными потребностями являются потребность в движениях, игровой деятельности, новых впечатлениях и познавательная потребность. Все это может быть достигнуто за счет внеклассной деятельности по иностранному языку, разнообразие форм и видов которой дает учащимся безграничный простор для самореализации, творчества и личностного развития.

Нами был проведен эксперимент в ходе производственной педагогической практики во 2 «Г» классе в МАОУ Гимназии № 13 г. Екатеринбурга, а именно: внедрение разработанного нами элективного курса по иностранному языку, который предполагает применение различных форм учебного взаимодействия, использование игровой методики, формирование языковых навыков (лексических, грамматических, фонетических), развитие речевых умений, а также активное внедрение лингвострановедческого компонента в каждое внеклассное мероприятие. Была измерена культурная осведомленность (лингвострановедческие знания) до и после внедрения курса. Методологическая база исследования включала эксперимент, тестирование (входное и итоговое), анкетирование, наблюдение. В ходе внедрения данного элективного курса были достигнуты следующие результаты: активизация всех учащихся на каждом мероприятии и их коммуникативное включение в учебном взаимодействии, создание благоприятной атмосферы, интеграция различных учебных дисциплин в ходе каждого мероприятия, повышение мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка и развитие устойчивого познавательного интереса у каждого учащегося.

Таким образом, внеклассная работа обладает большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом, что позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать путем создания условий, оптимальных для данной задачи с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося. Внедрение элективного курса в рамках внеклассной работы по иностранному языку не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и расширяет культурный кругозор, эрудицию учащихся, развивает их творческую активность, духовно-нравственную сферу, эстетические вкусы, познавательные интересы и потребности, тем самым повышая мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.

Литература:

  1. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. — 176 с.
  2. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: Монография. / Сост., авт. коммент. и послесл. А. В. Брушлинского, К. А. Абульхановой-Славской. СПб.: 1999. — 802с.
  3. Цветков И. М. Интерес и динамика его развития у учащегося //Ученые записки Ярославского педагогического института. — 1944. — Вып. 1. — С. 188–212.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранному языку, познавательных интересов учащихся, познавательного интереса, внеклассной работы, рамках внеклассной работы, младших школьников, иностранного языка, элективного курса, активизации познавательной, внеклассной работы учащихся, познавательной активности учащихся, познавательного интереса младших, педагогической практики, познавательного интереса младшего, изучением познавательных интересов, внеурочной деятельности учащихся, счет внеклассной деятельности, ходе пассивной педагогической, устойчивых познавательных интересов, активизации познавательной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle