Все виды деятельности, имеющие общественные цели, потенциально обладают определенными развивающими и воспитывающими возможностями. Каждый такой вид деятельности содержит все необходимые компоненты для усвоения лишь ему соответствующих знаний, переживаний. Однако один вид деятельности не может заменить все остальные, поэтому целесообразно использовать их в комплексе.
С точки зрения формирования опыта общественного поведения среди социально ориентированных технологий можно выделить:
– технологии формирования мотивации к коллективной деятельности и общественным акциям;
– технологии формирования организованной культуры детского коллектива;
– технологии взаимного и общественного контроля на основе мнения группы.
В рамках первой группы используют технологии, связанные с адаптацией детей в группе, и игровые технологии, направленные на сплочение группы, на привлечение внимания к сверстникам, к чувствам другого человека.
«Давай познакомимся». Дети садятся в круг. Каждый называет себя по имени. Затем один из участников встает в центр круга и по очереди бросает мяч каждому, называя его по имени.
«Паровозик». Ребята разбегаются по разным углам комнаты и выбирают себе место — это «станция». Один из участников — «паровозик». Его задание — обойти всех, собрать пассажиров под музыку или песню «Мы едем, едем, едем». Когда «паровозик собрал всех, педагог может спросить, кого он взял первым и почему.
«Кто позвал?». Дети стоят в кругу. Один из играющих встает в центре круга и закрывает глаза. Ведущий подходит и притрагивается к кому — либо из участников игры. Тот громко называет имя водящего. Ведущий спрашивает: «Кто тебя позвал?». Ребенок, стоящий в кругу, называет имя того, кто его позвал. Далее дети меняются ролями.
«Кто за кем?». Водящий, посмотрев на детей, выстроившихся в произвольном порядке друг за другом, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем, водящим становится другой ребенок. Эту игру можно усложнить: например, после того, как ребенок отвернулся и перечислил друзей, он поворачивается и называет изменения в их одежде, прическе (если дети поменялись одеждой, поменяли прическу, и т. п.).
Привлечению и удерживанию внимания детей к сверстникам способствует такой методический прием, как игры по развитию произвольного внимания и памяти, направленные на сверстника («Будь внимателен», «Запомни порядок» и др.), загадки — описания поведения. Например: «Он пришел сегодня утром в группу. Его привела мама. Он поцеловал ее, когда она уходила. Сел завтракать со всеми, но есть кашу не стал. Он не любит кашу. Он выпил чай и съел булку. Потом стал играть с Мишей. Они подрались из-за красной машины. Про кого я говорила, кто отгадал?»
В рамках второй группы можно выделить социоигровую технологию В. М. Букатова. Он разработал следующие требования к подбору приемов реализации основных методов данной технологии — педагогически оформленных действий, посредством которых на поведение и позиции детей оказываются внешние воздействия, изменяющие их: «движение», «смена мизансцен» и собственно «групповая работа» (работа в парах или малыми группами). Приведем пример некоторых из них.
Разрезная открытка.
Берутся четыре — пять почтовых открыток. Каждая из них разрезается на несколько частей. Все части перемешиваются. Каждый из воспитанников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми детьми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки. Затем взрослый может приступить к рассказу о том, что командам предстоит выполнить (найти, вспомнить, сочинить, сделать).
Колечки.
Проводится с группой детей. Воспитатель стоит в сторонке, чтобы его все видели. Условие: сколько раз ведущий хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», образуют «тесное» колечко. Например, после трех хлопков все разбиваются в колечки по тройкам — кто быстрее!
После первого разбиения ведущий напоминает обязательное условие: в каждом новом колечке сосед слева и справа должен быть другим. Это приводит к большой суете. Но именно она и нужна, чтобы как следует перемешать всех детей.
После серии хлопков (в достаточно быстром темпе!) — то четыре, то восемь — ведущий хлопает так, чтобы число детей в колечках соответствовало бы групповой работе, намеченной им для занятия.
Этот способ объединения в рабочие команды занимает очень мало времени и позволяет детям встряхнуться — размяться и обновить свой деловой настрой к восприятию созвучий со сверстниками.
При конструировании социоигровых заданий и их проведении прием ограничения играет роль берегов. Если берега бетонные или гранитные, то река может течь уверенно. И чем берега ближе друг к другу, тем стремительнее река. Поэтому ограничения используются как мощное средство для управления темпоритмом занятия.
Самое простое — ограничение во времени.
Приведу пример, связанный с игровым ограничением во времени. Нужно, чтобы посильные разобрали карточки с заданиями для команд. Но одни дети выполнят задания очень быстро, а другие «тормозят». Как подтянуть последних? Как сделать так, чтобы команды работали в боле — менее едином темпоритме? Выход — в ограничении во времени. Педагог четким голосом сообщает детям: «Я считаю до трех, и за это время чтобы все карточки были разобраны!». И начинает свой отсчет: Ра-а-а-з, два-а…». И все дети, как один становятся более шустрыми, сообразительными.
Другое ограничение— по месту.
Опыт и интуиция помогают воспитателям видеть разнообразие мест. Так, если воспитатель видит, что дети все время складывают карточки на столе, то предлагает им делать это иначе — под столом, на подоконнике, на ковре и т. д.
Хорошее ограничение— по количеству. Оно особенно эффективно для активации диалогов. Когда воспитатель просит: «Назовите любой предмет», — то ответ выкрикивает самый шустрый, а остальные вынуждены молчать. Другое дело, когда воспитатель просит назвать сразу три предмета. Тогда в работу включаются практически все и педагог выслушивает разные комбинации «трех предметов».
Повышение креативной инициативности происходит, если педагог к ограничению по количеству добавит и ограничение по качеству. Допустим, у воспитателя на занятии четыре команды. Воспитатель просит одну команду принести нас свой стол четыре мягких предмета, другую — четыре твердых, третью — четыре предмета, которые не тонут в воде, четвертую — которые тонут. И дети сами думают, ищут, приносят. Так возникают наборы, в отношении составляющих которых дети впоследствии будут сами решать, какая из них лишняя, и просить другие команды, отгадать их мнение.
Следует отметить, что далеко не всякий прием, коллективное или индивидуальное педагогическое воздействие ведет к позитивным изменениям в процессе воспитания и обучения, а только то, которое принимается детьми, соответствует их интересам, является личностно значимым. Например, среди таких приемов М. И. Рожков, Л. В. Байбородова выделяют следующие:
- «Инструктирование». На время выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение ребенка: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей.
- «Распределение ролей». Это четкое распределение ролей и функций между детьми в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые потребуются для выполнения задания.
- «Мизансцена». Это активация общения и изменения его характера посредством распределения ролей между детьми во время выполнения творческой работы.
- «Ролевая маска». Ребенку предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.
- «Непрерывная эстафета мнений». Дети по цепочке высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют.
- «Самоотстранение педагога». После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, педагог как бы самоустраняется от прямого руководства или берет на себя обязанности рядового участника.
Педагогических приемов может быть бесконечное множество. Каждый педагог из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Кроме того, очень важно понимание педагогом методических приемов, направленных на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности. Например к ним относятся:
– обучение детей взаимопомощи;
– объяснение необходимости работать дружно;
– напоминание последовательности этапов совместной работы и одобрение ее результатов;
– разъяснение детям моральных правил поведения в коллективе.
Эти приемы объединяются в технологиях формирования социального интеллекта воспитанников.
Литература:
- Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. — М., 2009.
- Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. — М., 2007.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М., 2008.
- Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [текст] / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2006. — 96с.
- Орлов А. А. Введение в педагогическую деятельность. — СПб., 2008.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.- Москва. «Народное образование» 1998.