Одной из важнейших тенденций современной экономики является рост значимости инноваций. Результаты научных исследований, новые знания и технологии играют все большую роль в конкурентной борьбе, являются движущей силой экономического развития.
Данный факт требует изучения вопроса финансирования инновационных разработок, их внедрения в производство, т. е. решения вопроса о формах и способах инвестиций в инновации. В этой связи слабое развитие инструментов финансирования инновационных процессов в Российской Федерации, а, следовательно, и недостаточное внедрение инноваций в экономическую деятельность, видится серьезной проблемой.
Формы и источники финансирования инновационной деятельности являются сложной системой, подразделяющейся по видам собственности, степени централизации и уровням собственников. Финансирование инноваций предполагает под собой обеспечение инновационной деятельности различными ресурсами, в состав которых входят не только денежные средства, но и выражаемые в денежном эквиваленте прочие вложения капитала, в том числе основные и оборотные средства, имущественные права и нематериальные активы, кредиты, займы и залоги, права землепользования [5, с. 161–162].
Особую роль в вопросе стимулирования инноваций играет государство: поддержка может быть прямая (вложение бюджетных средств) и косвенная (налоговые и таможенные льготы).
Прямые методы стимулирования включают в себя бюджетное и внебюджетное финансирование инновационной деятельности компаний. Бюджетными способами финансирования являются: субсидии и гранты. К внебюджетным относят: банковские кредиты, собственные средства, специализированные и благотворительные фонды и т.д Для России характерно, что затраты на исследования и разработки, сформированные за счет бюджетных средств, на 2015 год составляли 65,8 %, а внебюджетных — 34,2 % [7, с. 92–93].
В зарубежных странах наблюдается другое распределение средств на этот же вид работ, так в США 30,8 % бюджетных и 69,2 % внебюджетных средств, в Японии 16,8 % и 83,2 %, в Германии 29,8 % и 70,2 % [3].
Косвенные меры государственной поддержки направлены, с одной стороны, на стимулирование непосредственно инновационных процессов, а с другой — на создание благоприятного экономического климата для новаторской деятельности. К таким методам финансирования инновационной деятельности, используемым в России, относят: налоговые, амортизационные, страховые, таможенные льготы, инвестиционный налоговый кредит, государственное поручительство в качестве обеспечения кредита.
Более весомый опыт финансирования и стимулирования инновационной деятельности сосредоточен за рубежом: стимулирование может осуществляться как на государственном, там и на региональном уровне, иметь негосударственный или смешанный характер.
Особый интерес представляет опыт таких стран, как США, Япония, Великобритания, Канада, Франция, Израиль, Сингапур, правительства которых отводят центральное место НИОКР и внедрению новейших технологий.
Инвестиционные скидки по налогу на прибыль, исследовательский налоговый кредит, льготные условия амортизации основных средств, инвестиционный налоговый кредит, инвестиционные субсидии, налоговые каникулы, льготные ставки по НДС при реализации товаров с инновационной составляющей — инструменты налогового стимулирования инвестиционной деятельности, активно применяемые в передовых зарубежных странах [6, с. 80].
Наряду с вышеперечисленными способами поддержки инновационной деятельности, также перспективными являются: венчурное финансирование, лизинг, факторинг, инновационный грант, привлечение частных кредитов, льготное кредитование и инновационный ваучер.
Последняя из данных форм является малоизученной и редко встречающейся в России. Инновационный ваучер представляет собой сертификат, который дает право обладателю получить научную или консалтинговую помощь при реализации проекта. Данный ваучер подразумевает сотрудничество предприятий малого и среднего бизнеса с университетами и научными центрами с целью получения доступа к исследовательским ресурсам.
Одной из основных проблем финансирования инноваций в России является низкая заинтересованность частных инвесторов, в следствие высоких рисков проектов. Данная форма инвестирования имеет значительные преимущества: гибкость, отсутствие бюрократических препятствий, высокая скорость взаимодействия предпринимателя и инвестора.
Также относительно новым инструментом финансирования инновационной деятельности в России является инновационный кредит. Для того, чтобы его получить достаточно предоставить прогнозируемые финансовые потоки, а не кредитную историю (в отличие от банковского кредита), что упрощает компаниям получение средств. Дополнительной поддержкой от государства для инновационно-направленных предприятий (малых, средних) является субсидия для покрытия процентов по лизинговому договору и уплата первого взноса за лизинг оборудования.
Зайцева Н. П. определяет венчурное финансирование как долгосрочные высокорисковые финансовые инвестиции частного капитала в акционерный капитал вновь создаваемых малых высокотехнологичных перспективных компаний, ориентированных на разработку и производство наукоемких продуктов, для их развития и расширения, с целью получения прибыли от прироста стоимости вложенных средств [1, с. 72]. В настоящее время можно сказать, что большинство крупных компаний развивались именно благодаря венчурному капиталу (Microsoft, Apple, Cisco, Google, Skype).
С точки зрения удельной доли затрат на НИОКР в ВВП лидирует Израиль по развитию венчурного финансирования.
Во многих европейских странах, в частности в Великобритании, а также в США активное участие в финансировании инновационных проектов принимают пенсионные фонды. Это имеет двойной положительный эффект: фонды при успешной реализации проекта получают прибыль, а инновационные компании получают государственную поддержку. Если же рассматривать ту же сферу в России, то негосударственные фонды чаще всего финансируют низкорисковые и из-за этого низкоприбыльные проекты.
Также в нашей стране венчурное финансирование как способ поддержки инновационных компаний имеет слабое место: финансирование происходит лишь на начальной стадии и стадии стартапа, что недостаточно для успешной деятельности такой компании.
Зайцева Н. П.: «В России необходимо вовлечение широкого круга инвесторов, особенно негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний и частных лиц, в процессы финансирования инновационных разработок при всесторонней государственной поддержке данных процессов, применение различных форм стимулирования и финансирования инвестиционной деятельности, которые хорошо зарекомендовали себя в зарубежных странах». [2].
Такие меры должны привести к росту рынка наукоемких технологий, увеличению отдачи инновационного потенциала, изменению структуры экономики, переходу ее на «инновационные рельсы».
Литература:
- Антипина, О. В. Анализ венчурного финансирования в России и за рубежом [Текст] / О. В. Антипина // Вестник стипендиатов ДААД. — 2014. — Т. 1. — № 1–1 (11). — С. 72–80.
- Зайцева, Н. П. Инновации и инвестиции: базовые векторы экономической политики России [Текст] / Н. П. Зайцева // Теория и практика экономики и предпринимательства: Труды XIII Международной научно-практической конференции. Симферополь-Гурзуф, 21–23 апреля 2016 г. — Саки, 2016. — С. 101–103.
- Индикаторы инновационной деятельности: 2017: статистический сборник / Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2017.
- Леденёва, М. В. Инновационные ваучеры как перспективное направление повышения эффективности государственного стимулирования инновационной деятельности в России [Текст] / М. В. Леденёва, М. В. Парфенова, В. А. Минаков // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — 2016. — № 1 (34). — С. 35–38.
- Макашева Наталия Петровна Государственная поддержка и финансирование инновационной деятельности в России и странах мира // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. — 2013. — № 3 (23). — С. 161–171.
- Мирошников Е. В., Зайцева Н. П. Современные формы и способы стимулирования и финансирования инноваций: российский и зарубежный опыт. // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. — 2017. — № 11 (2). — С. 78–82.
- Сакаро Г. А. Стимулирование инновационной деятельности в России // Проблемы экономики и менеджмента. — 2016. — № 5 (57). — С. 92–97.
- Хайрулина, Э. Р. Налоговое стимулирование инновационной деятельности [Текст] / Э. Р. Хайрулина // Уникальные исследования XXI века. — 2015. — № 5 (5). — С. 333–336.