Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблемы финансирования инновационных проектов в Российской Федерации

Экономика и управление
01.12.2018
1196
Поделиться
Библиографическое описание
Овчинникова, Е. А. Проблемы финансирования инновационных проектов в Российской Федерации / Е. А. Овчинникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 409-413. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54388/.


В статье рассмотрены актуальные проблемы финансирования инновационных проектов в Российской Федерации и дана сравнительная характеристика отечественных и зарубежных подходов к финансированию инноваций.

Ключевые слова: инновации, финансирование, проекты, риски, убытки, инвестиции, эффективность проектов.

Мировой опыт организации процессов финансирования инновационных проектов развития показал, что такая работа должна строиться на следующих стратегических ориентирах:

‒ целевая ориентация на долгосрочные капиталоемкие инновационные проекты с высоким эффектом для развития национальной экономики с целью повышения ее мировой конкурентоспособности и качества социально-экономической сферы;

‒ сочетание государственных целей и коммерческих механизмов при финансировании инновационных проектов (платность, возвратность, обеспеченность, коммерческая эффективность), при этом получение прибыли не является самоцелью деятельности банков развития.

В настоящее время в рамках проектного менеджмента выделяют три модели организации финансирования инновационных проектов (таблица 1).

Таблица 1

Основные модели организации финансирования инноваций [1, c. 88–89]

Наименование модели

Характеристика модели

Агентская модель

Характеристика. Оказание услуг крупнейшим финансовым донорам по реализации инвестиционных проектов и программ развития МСП за счет средств бюджета и иных государственных фондов путем проведения администрирования государственных финансовых вложений в национальную экономику.

Разновидности: контракты на управление и арендные договоры (Management and lease contracts); концессия (Concession).

Формы вознаграждения: комиссия за услуги траст-менеджмента, арендная плата за объекты НМА, процентный доход по предоставленному финансированию.

Модель личного выбора

Характеристика. Франчайзи-агент самостоятельно принимает решение о финансировании однородных проектов в рамках государственных программ поддержки МСП, направленных на развитие приоритетных секторов экономики, а государство в утверждает параметры и контролирует исполнение.

Разновидности: концессия (Concession); частичная приватизация (выкуп) активов (Divestiture).

Формы вознаграждения: дивиденды по акциям объекту МСП, арендные платежи, участие в прибылях организации, комиссионное вознаграждение за посредничество в транзакциях

Партнерская модель

Характеристика. Франчайзи-агент имеет право финансировать индивидуальные инвестиционные проекты путем совершения операций от своего имени и принятия инвестиционных и кредитных рисков в соответствии с утвержденными целями и принципами своей деятельности в условиях ограничений, установленных государством при утверждении государственных программ финансирования МСП-структур.

Разновидности: концессия (Concession); частичная приватизация активов (Divestiture), проекты нового строительства (Green field projects).

Формы вознаграждения: комиссия за финансирование строительно-инженерных работ и эксплуатации новых производственных мощностей в течение срока, указанного в контракте, право распоряжения объектом по окончанию установленного срока, осуществление возмездной передачи (продажи) объекта государственным органам управления

Для Российской Федерации применение большей части сложных форм финансирования является проблематичным ввиду следующих причин:

‒ неразвитость источников гибридного (кредитно-фондового) финансирования;

‒ несоответствие между доходами и займами внутри страны и обслуживанием долгов в валюте;

‒ несовершенства финансово-правового механизма согласования и распределения рисков и предоставления гарантий и других форм обязательств при финансировании инновационных проектов;

‒ дефицит квалифицированных команд организации финансирования инновационных проектов полного цикла.

В мировой практике фондами финансирования инновационных проектов используются следующие группы инструментов финансирования (рисунок 1).

Рис. 1. Формы финансирования инновационных проектов

Значительным препятствием активизации финансирования инновационной деятельности слабая проработка технико-экономических аспектов реализации инновационных проектов и высокие транзакционные и агентские издержки на выведение инновационного продукта на рынок сбыта в условиях эскалации политико-экономических санкций, которые активно используют инструменты блокирования выдачи разрешений, сертификации инновационной продукции, запрет на продажу прав на патенты и лицензии. Все это увеличивает длительность НИОКР и период тестирования продукта, а, значит, увеличивает срок окупаемости инновационных проектов, снижая экономическую жизнеспособность инноваций ввиду их более позднего появления на рынке (таблица 2).

Таблица 2

Сравнительная характеристика сроков коммерциализации инноваций вРФ иЕС в 2013–2017гг., мес. [3, c. 206]

Показатели

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

Российская Федерация

1 Агропромышленный комплекс

30,6

29,8

30,9

31,6

31,8

2 Промышленное производство

25,4

26,1

26,6

27,2

26,3

3 Обрабатывающие производства

22,1

23,7

22,5

21,4

23,5

4 Строительные работы

26,5

25,9

24,7

25,2

26,6

5 Сфера услуг

9,2

8,8

8,5

8,2

7,9

Европейский Союз

1 Агропромышленный комплекс

25,4

24,7

24,1

23,7

22,8

2 Промышленное производство

19,6

18,8

18,1

17,6

15,3

3 Обрабатывающие производства

17,5

16,6

16,2

15,8

15,3

4 Строительные работы

18,7

17,7

16,6

16,2

15,9

5 Сфера услуг

4,4

4,0

3,9

3,5

3,6

Финансирование аналогичных инноваций в ЕС позволит за тот же календарный период провести практически в 1,5–2 раза быстрее коммерциализацию инноваций и перейти непосредственно к генерированию доходности, свободной от долговой нагрузки.

Структура источников финансирования затрат на создание инноваций в 2013–2017 гг. (таблица 3).

Таблица 3

Источники финансирования затрат на создание инноваций [3, c. 207]

Показатели

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

1. Совокупные затраты на инновации, всего, млрд руб.

В том числе по источникам финансирования:

1134,2

1231,5

1211,3

1298,4

1367,5

1.1 Собственные средства организаций

444,0

490,5

454,5

459,8

556,4

1.2 Средства федерального бюджета

212,8

219,6

155,4

159,2

144,1

1.3 Бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты

64,2

51,0

51,5

58,2

68,5

1.4 Внебюджетные фонды

216,1

243,0

274,6

297,9

324,2

1.5 Кредиты и займы банков и НКФУ

96,0

111,0

122,0

164,0

200,3

1.6 Иностранные инвестиции

90,4

112,3

149,4

100,9

70,4

1.7 Прочие источники

10,8

4,2

4,0

58,6

3,4

Согласно приведенным расчетам в 2013 г. основным источником финансирования инноваций выступили собственные средства предприятий — 444,0 млрд. руб., или 39,15 %, внебюджетные фонды — 216,1 млрд. руб., или 19,05 %, средства федерального бюджета — 212,8 млрд. руб., или 18,76 %. В 2015 г. по сравнению с 2013 г. в структуре финансирования инноваций существенных изменений не отмечено: основным источником также выступают собственные источники финансирования — 454,4 млрд. руб. (изменение по отношению к 2013 г. составило 10,4 млрд. руб., или 102,35 %), на втором месте располагаются средства внебюджетных фондов (изменение — 58,5 млрд. руб., или 127,09 %), на третьем месте — средства федерального бюджета — 155,1 млрд. руб., или 12,83 % (изменение — -57,4 млрд. руб., или 73,04 %), при этом в 2015 г., отмечен рост роли иностранных инвестиций, их объем составил 149,4 млрд. руб., или 12,33 % (изменение по отношению к 2013 г. составило 59,0 млрд. руб., или 165,22 %).

В 2017 г. по сравнению с 2015 г. ключевым моментом следует отметить рост роли кредитных источников финансирования инноваций (объем банковского финансирования составило 200,3 млрд. руб., или 14,65 %), что связано с возрастающим интересом банковских институтов к финансированию рисковых и высокодоходных R&D проектов, а также стабилизацией состояния финансового рынка РФ. С позиции изменения административно-институциональных условий следует отметить положения Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017 г.), является передача прав на финансирование инновационных прав специальным инфраструктурным агентам — частным или государственным венчурным фондам или специальным внебюджетным фондам, что позволило повысить контроль за расходованием государственных средств финансовой поддержки.

В заключение рассмотрим показатели эффективности финансирования инновационных проектов в Российской Федерации в 2013–2017 гг. (таблица 4).

Таблица 4

Показатели эффективности финансирования инновационных проектов вРоссийской Федерации в 2013–2017гг. [3, c. 208]

Показатели

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

1. Индекс ROIC, к-т

2,85

2,62

2,88

3,06

2,77

2. Доходность инвестиций в инновационные проекты, %

37,67

47,52

47,34

46,30

35,44

3. Продуктивность инновационных продуктов по видам инноваций:

3.1 Технологические, к-т

1,37

1,91

1,93

1,87

1,34

3.2 Маркетинговые

1,45

1,43

1,59

1,13

1,38

3.3 Организационные

1,12

1,20

1,29

1,23

1,86

В 2013 г., индекс ROIC составил 2,85, т. е. на рубль затрат на инновации пришлось 2,85 руб. произведенной инновационной продукции, в 2015 г. ROIC составил 2,88, в 2017 г., — 2,77. Доходность инвестиций в инновационные проекты в 2013 г., составила 37,67 %, т. е. на 100 руб. инвестиций в инновационные проекты чистый доход составил 37,67 руб., в 2015 г., — 47,34 %, в 2017 г., — 35,44 %. Продуктивность инновационных продуктов по видам инноваций показала следующее: в группе технологических инноваций в 2013 г., продуктивность составила 1,37, т. е. на рубль затрат на технологические инновации пришлось 1,37 руб. добавленной стоимости в виде инновационных продуктов, в 2015 г., — 1,93, в 2017 г., — 1,34; для группы маркетинговых инноваций продуктивность в 2013 г., составила 1,45, в 2015 г., — 1,59, в 2017 г., — 1,38; организационные инновации показали следующую продуктивность: в 2013 г. — 1,12, в 2015 г. — 1,29, в 2017 г. — 1,86.

Литература:

  1. Бабаскин, С. Я. Инновационный проект. Методы отбора и инструменты анализа рисков. Учебное пособие / С. Я. Бабаскин. — М.: Изд-во «Дело» РАНХиГС, 2014. — 240 c.
  2. Балабанов, И. Т. Инновационный менеджмент / И. Т. Балабанов. — СПб: Питер, 2015. –304с.
  3. Гилязутдинова, И.В., Поникарова, А.С., Краснова, А. В. Некоторые аспекты управления структурными сдвигами инновационной деятельности в производственных системах мезоуровня в достижении устойчивости их развития / И. В. Гилязутдинова, А. С. Поникарова, А. В. Краснова // Вестник Казанского технологического университета — 2017. — № 5. — С.205–210.
  4. Спивак, В. А. Управление изменениями. Учебник / В. А. Спивак. — М.: Юрайт, 2016. — 358 c.
  5. Грачева, М. Ю. Управление рисками в инновационной деятельности / М. В. Грачева, С. Ю. Ляпина.- М.: ЮНИТИ, 2015. — 351 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
инновации
финансирование
проекты
риски
убытки
инвестиции
эффективность проектов
Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 409-413):
Часть 5 (стр. 345-437)
Расположение в файле:
стр. 345стр. 409-413стр. 437

Молодой учёный