)
В данной статье рассматриваются основные проблемы законодательства в сфере особо охраняемых природных территорий, путем приведения примеров разногласий между отдельными статьями Земельного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «Об охране окружающей среды», вносятся предложения по устранению выявленных пробелов.
Ключевые слова: заповедники, земельное право, режим ООПТ, категории земельных участков, особо охраняемые природные территории.
Современное земельное законодательство вполне проработано, однако существуют разногласия между отдельными статьями Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ЗК РФ) и Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), более того отсутствуют отдельные подзаконные акты, уточняющие отдельные положения ЗК РФ, что является препятствием для правоприменителя. В качестве объекта общественных отношений в ЗК РФ выступает — земля, поэтому кодекс определяет системный подход к понятию о земле и определяет землю как природный объект — объект охраны; недвижимое имущество — объект гражданских прав; природный ресурс — средство производства и основа хозяйственной деятельности.
Особую роль имеют земли особо охраняемых природных территорий (далее по тексту — ООПТ). Согласно положениям ЗК РФ изменение целевого назначения в том числе земель ООПТ и объектов, других особо значимых земель и земель территорий, охраняемых законом для иных целей запрещено и ограничено в порядке, установленным Федеральным законом, это обуславливает приоритет по сохранению земель ООПТ. Более того ЗК РФ устанавливает разделение земель по целевому назначению на категории, в результате чего правовой режим земель определяется из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием и требованием закона [1,С.590]. Итак, ЗК РФ установил приоритет защиты земель над использованием и запрет на изменение целевого назначения земель ООПТ и объектов для целей, противоречащих целевому назначению, за исключение случаев, которые устанавливает федеральное законодательство.
Статья 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ ООПТ формируют природный заповедный фонд. Изъятие земель их такого фонда запрещено. Понятие земель природно-заповедного фонда в ЗК РФ не установлено. Законодательством определено лишь несколько случаев, при наступлении которых земли ООПТ и объектов могут быть переведены и изъяты из категории земель ООПТ в другую категорию:
1) согласно Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» перевод земель ООПТ и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию производится при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз на основании законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению из-за утраты особого историко-культурного, эстетического, рекреационного, природоохранного, научного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно;
2) Федеральным законом от 01 декабря 2007 года № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» была определена специфика изъятия земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд для организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр в 2014 году. В результате которых с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края разрешалось изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для размещения олимпийский объектов для государственных и муниципальных нужд. ГК РФ также устанавливал изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд в связи с организацией и проведением зимних Олимпийский и Паралимпийский игр на территории Российской Федерации в 2014 году [2, С 98].
Изъятие земельных участков, которые находятся в пределах ООПТ, способствует переводу земель ООПТ и объектов в другую категорию. Отнесение земель ООПТ к категории «земли особо охраняемых природных территорий и объектов» остаётся одним из основных вопросов, который не в полной мере урегулированы ЗК РФ и более того по которому имеются противоречия между положениями статей ЗК РФ. В соответствии со ст. 7 ЗК РФ устанавливается состав земель и определены категории земель.
Из этого следует, что земли ООПТ и объектов относятся к отдельной категории. Земельные участки или земли можно отнести только лишь к одной категории. К землям ООПТ относят земли государственных природных заповедников, в том числе государственных природных, биосферных заповедников, природных парков, памятников природы, национальных парков, ботанических садов, дендрологических парков, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Дальнего Востока, Сибири и Севера Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных курортов и местностей.
При всем при этом, в определенных случаях разрешается включение в земли ООПТ земельных участков, которые относятся на праве собственности юридическим лицам и гражданам. Обычно, земельные участки, которые предоставлены на праве собственности для ведения КФХ (крестьянского (фермерского) хозяйства) юридическим лицам и гражданам, это значит, что они принадлежат к категории земель сельхоз назначения с целевым назначением и разрешенным режимом использования. Введение указанных земельных участков в ООПТ преследует за собой перевод земельного участка в категорию земель ООПТ и объектов и влечет изменение целевого назначения участка.
Однако на практике такой перевод обычно не осуществляется или значительно затягивается. Для урегулирования указанной проблемы нужно устранить противоречия между статьями 85 и 95 ЗК РФ, при этом следует определить категории земель, к которым могут относится занятые ООПТ земли.
Из всего вышеизложенного следует то, что законодателю следует:
1) отнести земли, которые заняты ООПТ разных уровней и категории «земли особо охраняемых территорий и объектов» за исключением земель населенных пунктов, которые находятся в пределах ООПТ;
2) отграничить понятия режим ООПТ и земля ООПТ;
3) указанные земли необходимо отнести к земельным участкам особо охраняемых природных территорий категории «земли населенных пунктов» с ограниченным режимом использования земель.
Литература:
- Гринь Е. А., Горбань П. А. Публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка. // Молодой ученый. 2015. № 21 (101).
- Гринь Е. А. Принудительное прекращение прав на земельные участки: теория и практика правового регулирования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Кубанский государственный аграрный университет. Краснодар. 2012.