Annotation. The article describes the features of the Cooper case as the Russian craft traditions and presents conclusions and recommendations qualification studies of the implementation of the Cooper case as the object of study in a secondary school in Tyumen region within the framework of national-regional component of educational programs on technology.
Keywords:national craft, cooperage business, national-regional component of the content of technological education, the pupil's project work on the technology, the design of project activities of students.
Под бондарным делом понимается изготовление бондарных изделий – предметов бытовой утвари и посуды, собранных из струганных деревянных деталей и предназначенных, как правило, для жидких или сыпучих продуктов (бочек, кадок, вёдер, ушатов, шаек и т. п.).
Изготовление бондарной посуды и инвентаря известны с древнейших времен: останки бондарных изделий для хранения зерна, например, найдены на раскопках цивилизаций древней Месопотамии и Индии. Богатые традиции бондарного дела присущи всем народам Евразии, проживающим в лесной и лесостепной зоне. Не чужды они и русским.
Остатки бондарных изделий были найдены при раскопках городища Старой Ладоги в культурных слоях, относящихся к VIII-X векам, то есть, к моменту зарождения самой русской народности и государственности.
О высоком уровне развития бондарного ремесла на Руси в X-XV веках стало возможным судить благодаря археологическим раскопкам древнего Новгорода. Посуда того времени была восстановлена по найденным деталям бондарных изделий: обручам, клёпкам и донцам [1, С. 267]. После реконструкции стало очевидным, что новгородцы пользовались всеми основными видами бондарной посуды, которая получила широкое распространение во всех последующих веках и практикуется по сей день.
В Тюменской области бондарное дело тоже имеет глубокие корни. Бондарные изделия для хранения лесных даров были известны местному угорскому населению ещё до появления русских в Сибири.
После завоеваний Ермака Тимофеевича началось сельскохозяйственное освоение Сибири, на территории Тобольской губернии возникло множество городских и сельских поселений русских переселенцев, широко использовавших достижения русской материальной культуры, в том числе и бондарное производство. Новые ресурсы позволили усовершенствовать традиционные технологии русского бондарного дела. Например, для кадок и бочек для солений в качестве материала стал использоваться кедр (сосна длиннохвойная сибирская), широко распространённый в таёжной зоне и относительно дешевый по сравнению с другими материалами [2].
Возникшее в XIX веке артельное и промышленное производство бондарных изделий в Западной Сибири успешно развивается и сегодня.
Несмотря на древность, бочарное или бондарное ремесло имеет довольно сложные технологии и в современном производстве обычно распадается на две самостоятельные отрасли (мастерами прошлого нередко совмещавшиеся). Как самостоятельные этапы бондарного производства обычно выделяют:
1) изготовление дощечек или «клёпок» – основных деталей будущего бондарного изделия. Эта работа требует от бондаря специфической квалификации, оборудования и обычно подлежит стандартизации;
2) сборку бондарной посуды и инвентаря из готовых клёпок. Эта работа, как правило, доступна ремесленнику средней руки.
В качестве материала для изготовления клёпок идёт прочное, упругое и неломкое дерево. Эти качества от него требуются потому, что всякого рода бондарные изделия, а в особенности бочки и кадки, при сравнительно небольшой толщине своих стенок, должны выдерживать довольно значительное давление как изнутри – от находящегося там жидкого или сыпучего содержимого, так и снаружи – от наваленных сверху, также наполненных и, следовательно, тяжелых бочек. Высоким требованиям бондарей удовлетворяют дуб, липа, осина, ель, сосна, береза, ольха, бук и другие породы деловой древесины [3, С. 37], которые прямослойны, легко раскалываемы, имеют минимум сучков и иных пороков.
Соединенные вместе и стянутые обручами клёпки-боковики образуют остов бондарного изделия. Его собирают (сплачивают) с помощью рабочих металлических обручей. Их, как правило, два: один сделан по диаметру верхней, другой – нижней части бондарного изделия. Обычно их делают из стальных полос: на одной откладывают периметр основания кадушки или шайки, на другой – периметр ее верхней части; при этом предусматривают припуск на соединение клёпок внахлест. Концы обручей соединяют заклепками. Чтобы обруч плотнее прилегал к покатой поверхности изделия, один его край необходимо расплющить, тогда он увеличится в диаметре и приобретет некоторую конусность. Из стальных полосок изготавливают и скобы-зажимы, первоначально фиксирующие положение клёпок каркаса бондарного изделия относительно его нижнего обруча. После окончательной сборки бондарного изделия рабочие (металлические) обручи иногда заменяют или укрепляют постоянными, сделанными из орешника (лещины), ивы, вяза. Постоянные деревянные обручи, в отличие от рабочих стальных, не подвержены коррозии и не портят оригинальный внешний вид бондарной посуды.
Чтобы изготовить бондарное изделие, требуются специальное оборудование и инструменты. Бондарное оборудование – это совокупность предметов, которые бондарь использует в своем труде. Условно эти предметы можно разделить на инструменты и приспособления [4, С. 48].
Для изготовления клёпок пользуются бондарной скамьей, стругом, ладилом, специальными рубанками (галтелем, горбачом и др.) и бондарным фуганком. Для сборки бондарного изделия используют различные тёсла, уторники (для нарезки желобков в клёпках), набойники (для установки обручей) и некоторые другие специальные инструменты [4, С. 57]. Кроме специальных, в бондарном деле используют и обычные для школьной столярной мастерской рубанки, фуганок, пилу лучковую и ножовку, топор, пробойник, молоток, зубило.
Отработанность и и богатство инструментирования труда русского бондаря вкупе с доступностью для изучения технологий изготовления посуды и инвентаря из тёсаных клёпок превращают бондарство в интересный объект для изучения истории деревообработки на уроках технологии в 5-8 классах, а также для самостоятельного проектирования учащихся в рамках образовательной области «Технология» (особенно в сельской школе [5]).
В рамках нашей выпускной квалификационной работы [6] мы рассмотрели традиции бондарного производства в России и Тюменской области сквозь призму реализации национально-регионального компонента технологического образования в общеобразовательных учреждениях юга Тюменской области. После анализа действующих программ на предмет возможности изучения технологий бондарного производства в рамках раздела «Обработка конструкционных материалов», мы пришли к выводу, что основными препятствиями к внедрению технологий бондарства и новых объектов труда на уроках в столярной мастерской являются:
1) существенные временные ограничения (изготовление бондарных изделий кропотливо, требует значительных трудозатрат и затрат времени);
2) недостаточность инструментального парка современной школьной столярной мастерской (отсутствие некоторых видов специального бондарного инструмента и невозможность его замены штатным инструментом школьной мастерской);
3) недостаточная квалификация учителей технологии, которые, как правило, о традиционном бондарном производстве имеют только общее представление.
Вместе с тем, в современной тюменской общеобразовательной школе простые и полезные в деревенском быту бондарные изделия вполне можно использовать как рекомендуемые объекты самостоятельной проектной деятельности учащихся по технологии. Мы предложили образец такого проекта – простое коническое однодонцевое бондарное изделие (запарник для бани) [6].
Рис. 1. Внешний вид упрощенного бондарного изделия – запарника для бани
Наш пробный проект кроме уточнённого проектного задания содержит образцы необходимой конструкторской и технологической документации, адаптированный модель-образец предполагаемого изделия и некоторые рекомендации по его конструированию и изготовлению, включая советы по выбору материала и возможному упрощению инструментальной обработки заготовок клёпок.
Бондарное дело и его русские традиции могут также стать интересной темой школьной кружковой работы (например, наряду с гончарным делом и художественной резьбой по дереву).
Литература:
- Сафроненко, В.М. Секреты древесины [Текст] / В.М. Сафроненко. – М.: ЭКСМО, 2009. – 312 с.
- Фёдоров, Г.Я. Секреты бондарного ремесла [Электронный ресурс]. – URL: http:/umeha.3dn.ru/publ/8-1-0-1340.
- Рыженко, В.И. Работы по дереву: от резьбы до паркета [Текст] : практич.рук-во / В.И. Рыженко. – М.: АСТ, 2010. – 237 с.
- Борисов, И.Б. Обработка дерева [Текст] / И.Б. Борисов. – М.: Феникс, 2010. – 195 с.
- Гакустов, Р.А. Творческие проекты старшеклассников в сельской школе [Текст]: учеб.-методич.пособие / Р.А. Гакустов. – Армавир, 2010. – 192 с.
- Данилов, С.В. Изучение национальных традиций бондарного дела в общеобразовательной школе [Текст]: вып. квалификац. раб. по спец. 050502 «Технология и предпринимательство» / С.В. Данилов; науч. рук. В.М. Бызов. – Ишим: ИПИ им. П.П. Ершова, 2015. – 75 с.