Библиографическое описание:

Киселева Э. М., Михайленко Д. А. Готовность учащихся старших классов к безопасности в городской среде // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 61-65.



Статья посвящена анализу результатов научно-исследовательской практики в общеобразовательной школе Санкт-Петербурга, с целью изучения готовности школьников к применению знаний в области безопасности на практике, к проектированию модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Ключевые слова: безопасное поведение; городская среда обитания, формирование умений, обучение безопасности жизнедеятельности.

Городская среда, как среда обитания человека, представляет собой совокупность природных и искусственных компонентов. Рассматривая взаимодействие человека и природы, выделяют (Н.Ф. Реймерс) следующие взаимосвязанные подсистемы:

- природная среда, окружающая человека;

- среда второй природы (квазиприродная среда);

- среда третьей природы (артеприродная среда);

- социальная среда.

Безопасное существование человека определяется совокупностью природных, техногенных и социальных условий, образующих «среду обитания», обеспечивающую защищенность и комфорт.

Все компоненты среды обитания человека находятся в постоянном взаимодействии и взаимосвязи и интегрируются в единую совокупность окружающей человека среды, определяющей сущностные характеристики качества жизни человека.

В условиях города смягчается воздействие природных факторов, обеспечивая комфорт и улучшение качества жизни, повышается общий уровень безопасности, что способствует формированию у человека уверенности в своей безопасности. Чувство ложной безопасности, связано с самоуверенностью человека при нахождении в привычной среде обитания и невозможностью прогнозировать возникновение чрезвычайных ситуаций.

В то же время артеприродная среда оказывается зачастую более опасной для здоровья и жизни человека по своим физико-химическим, биологическим, социальным и информационным показателям, чем природная среда. Особенности географического положения, метеорологических условий, наличие промышленных объектов и коммуникаций, плотность и социальная неоднородность населения, политическая нестабильность в обществе, несомненно, увеличивают вероятность чрезвычайных ситуаций в городской среде.

По данным Росстата население, проживающее на территории Северо-Западного федерального округа, на начало 2015 г. составило 13,8 млн. человек, из них 84,1 % - горожане [1].

Фактически городская среда характеризуется высокой концентрацией населения, в связи с этим чрезвычайные ситуации в городе наносят более тяжкий вред и значительные негативные последствия для общества и государства.

При этом необходимо отметить, что количество населения, проживающего в городской среде неуклонно растет, а значит возрастает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с человеческим фактором.

Так, на основании статистического бюллетеня «Предположительная численность населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области до 2030 года» численность населения города Санкт-Петербург на начало 2020 года составит 5 524,8 тысяч человек, что на 333,1 тысяч человек больше, чем в 2015 году [2].

Несмотря на положительную динамику, показанную статистическими показателями и активную деятельность всех государственных учреждений города Санкт-Петербурга по профилактике и предотвращению преступлений и чрезвычайных ситуаций, количество угроз безопасности населения в городской среде остается на достаточно высоком уровне.

Исходя из вышесказанного, представляется актуальными требования федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (ФГОС ООО) к выпускникам общеобразовательной школы:

- умение применять полученные знания в области безопасности на практике;

- умение проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях [3].

Как уже ранее отмечалось, развитие навыков и умений безопасного поведения в городской среде при изучении курса основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе необходимо осуществлять планомерно в ходе практических и внеклассных занятий [4, 5, 6]. Важным условием успешности такой работы является мотивированность и осознанность учебных действий самими учениками.

Целью нашего исследования было установить, насколько ученики общеобразовательной школы готовы применять полученные знания в области безопасности на практике в городской среде и какие вопросы курса ОБЖ, по их мнению, раскрыты недостаточно полно для успешных действий в чрезвычайных ситуациях.

В исследовании принимали участие 109 человек (60 мальчиков, 49 девочек) - ученики 8, 10 и 11 классов базовой школы Санкт-Петербурга, изучающих курс ОБЖ.

Исследование проводилось при помощи метода анкетирования, который позволил на основе анонимности (личность респондента не регистрировалась, фиксировались лишь его ответы), получить наиболее точную информацию с наименьшими временными и финансовыми затратами.

Учащимся общеобразовательной школы города Санкт-Петербурга предлагалось ответить письменно на пять вопросов (без вариантов ответа):

  1. Какие виды опасностей в городской среде Вы считаете наиболее серьезными?
  2. Как Вы оцениваете свою готовность к безопасному поведению в городской среде?
  3. Как часто и с какими чрезвычайными ситуациями Вам приходилось сталкиваться?
  4. Оцените свои действия в чрезвычайной ситуации с которой Вам приходилось сталкиваться?
  5. Какие вопросы курса ОБЖ по Вашему мнению раскрыты недостаточно полно?

Обработка ответов на первый вопрос (считалось количество упоминаний в ответах от числа респондентов по признакам пола и общее значение) показала, что наиболее серьезной опасностью в городской среде ученики считают терроризм (в различных его проявлениях таких как захват заложников, установка взрывчатых веществ и иная террористическая деятельность).

Терроризм как видно из таблицы 1 упоминался в ответах учеников в 3 (три) раза чаще, чем иные опасности городской среды.

В примерно равном диапазоне идут опасности, связанные с чрезвычайными ситуациями техногенного характера, криминальные ситуации, ДТП и чрезвычайные ситуации природного характера (в том, числе и экологические проблемы).

Наименьшее опасение у учащихся вызывают пожары и чрезвычайные ситуации социального характера (паника, агрессивные действия толпы, присутствие в общественных местах лиц в алкогольном или наркотическом опьянении и другие).

Таблица 1Название: респонденты

Обработка ответов на второй вопрос показала, что подготовленными на «хорошо» к безопасному поведению в городской среде себя считают 42,2 % респондентов, «удовлетворительно» - 24,8 %, «отлично» - 16,5 %, «неудовлетворительно» - 16,5 %.

Методы статистики педагогических исследований позволяют нам говорить о том, что большая часть учеников-мальчиков оценила свои действия на положительные оценки (условно «хорошо» и «отлично»), ученики-девочки показали меньшую степень колебания вокруг среднего значения. Среднее арифметическое значение для мальчиков составило 3,67, что на 0,18 единиц больше, чем значение для девочек - 3,49. Коэффициент вариации не превышает 33%, что говорит нам о однородности и выравненности исследуемых значений.

Таблица 2

Статистический показатель

Респонденты

мальчики

девочки

Среднее арифметическое

3,67

3,49

Размах вариации

3

3

Мода

4

4

Медиана

4

4

Среднее линейное отклонение

0,87

0,72

Дисперсия

1,06

0,70

Стандартное отклонение

1,03

0,84

Коэффициент вариации

28,02

23,96

Обработка ответов на третий вопрос (количество упоминаний в ответах от числа респондентов по признакам пола и общее значение) показала, что в большинстве ученики не сталкиваются в своей повседневной деятельности с чрезвычайными ситуациями, а наиболее распространенным видом чрезвычайных ситуаций, участниками которых являлись ученики, были дорожно-транспортные происшествия.

Таблица 3

Название: респонденты

Обработка ответов на четвертый вопрос показала, что большинство учеников, столкнувшихся с чрезвычайными ситуациями в городской среде оценивают свои действия на отлично – 37,8% и хорошо – 35,6 %, при этом считают, что не справились только 6,7 % респондентов. Несмотря на высокие показатели, необходимо понимать, что данная оценка действий является субъективной позицией ученика.

Таблица 4

Название: респонденты

Обработка ответов на пятый вопрос показала, что по мнению опрошенных учеников в курсе ОБЖ недостаточно полно раскрыты следующие вопросы (сначала наиболее распространенные варианты):

  1. Для 8 класса – практическая отработка навыков поведения в чрезвычайных ситуациях; взрывы и пожары; антитеррористическая безопасность; первая помощь пострадавшим.
  2. Для 10 класса – антитеррористическая безопасность; первая помощь пострадавшим.
  3. Для 11 класса – первая помощь пострадавшим; практическая отработка навыков поведения в чрезвычайных ситуациях; антитеррористическая безопасность; основы военной подготовки и обращения с оружием; выживание в природных условиях.

Несмотря на то, что в исследовании принимала участие только одна общеобразовательная школа города Санкт-Петербурга, мы можем с уверенностью говорить, что в результате исследования были выявлены проблемы, которые являются актуальными в жизни современных школьников.

Наше исследование нельзя назвать законченным, но уже можно подвести определенные итоги в рамках отдельно взятой группы респондентов:

  1. Большинство учеников, попавших в чрезвычайные ситуации в городской среде (некоторые более одного раз за жизнь) считают, что смогли успешно с ними справится, при этом 73,4 % опрошенных никогда не сталкивались с чрезвычайными ситуациями.
  2. Средняя оценка по мнению учащихся готовности к безопасному поведению в городской среде составляет 3,58 балла по пятибалльной системе оценки, что говорит нам о наличии у обучаемых только базовых знаний по курсу ОБЖ и слабом развитии умений и навыков безопасного поведения.
  3. Основной угрозой в городской среде респонденты называют терроризм, и вне зависимости от класса, в котором учащийся проходит обучение, раскрытие вопросов антитеррористической безопасности и первой помощи пострадавшим считают наиболее важными в курсе ОБЖ.
  4. Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью утверждать, что учащиеся образовательной школы, не только критично оценивают уровень своей подготовки к безопасному поведению в городской среде, но и понимают необходимость в формировании и развитии умений и навыков для успешных действий в чрезвычайных ситуациях.

Литература:

  1. Суринов А.Е., Россия` 2015: Стат. Справочник / Росстат. – М., 2015 – 62 c. ISBN 978-5-89476-397-2.
  2. Чуприна Е.В., Предположительная численность населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области до 2030 года, исх. № ВС – 140/7013 от 22.09.2015 г. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ПЕТРОСТАТ).
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
  4. Михайленко Д.А. Развитие умений и навыков безопасного поведения в городской среде при изучении курса основ безопасности жизнедеятельности [Текст] / Д.А. Михайленко // Молодой ученый. - 2015. - № 6.4. - c. 36-38.
  5. Киселева Э.М. Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ [Текст] / Э.М. Киселева // Молодой ученый. - 2014. - № 12 (71). - c. 277-280.
  6. Безопасность жизнедеятельности. Соломин В.П., Беспамятных Т.А., Грунин О.А., Старостенко А.В., Шатровой О.В., Закревский Н.В., Киселева Э.М., Ребко Э.М., Сопко Г.И. учебник для вузов / Санкт-Петербург, 2014. Сер. Учебник для вузов (2-е издание).
Основные термины (генерируются автоматически): городской среде, чрезвычайными ситуациями, безопасному поведению, чрезвычайных ситуаций, безопасного поведения, чрезвычайных ситуациях, чрезвычайные ситуации, Обработка ответов, численность населения Санкт-Петербурга, города Санкт-Петербурга, безопасности жизнедеятельности, городской среде ученики, общеобразовательной школы, основ безопасности жизнедеятельности, природная среда, городской среде респонденты, личного безопасного поведения, области безопасности, городская среда, курса основ безопасности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос