Использование учебных материалов по информационной безопасности на уроках основы безопасности жизнедеятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 19.03.2017

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Щетинина Е. С. Использование учебных материалов по информационной безопасности на уроках основы безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 515-517. — URL https://moluch.ru/archive/145/40745/ (дата обращения: 22.07.2018).



В статье рассматривается необходимость формирования у школьников понятия информационной безопасности. Особое внимание уделяется условиям применения учебных материалов, и методике использования сведений по информационной безопасности на уроках безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: методы обучения, безопасность жизнедеятельности, информационная безопасность, информационные угрозы, интернет-зависимость

В настоящее время актуально подготовиться к информационному будущему, создать надежную базу знаний в реализации информационного образования для социальной адаптации и информационной безопасности общества и личности.

Информационная безопасность необходима для обеспечения безопасности личности в современной действительности. Эта проблема возникла в связи с массовым использованием автоматизированных средств и определена прогрессирующей ролью информации в двадцать первом веке.

Личность, у которой сформирована информационная культура, получит возможность правильно реагировать на возникающие процессы, а владеющая информационной культурой, обеспечит себе безопасную жизнедеятельность и тем самым обеспечит успешность в любой сфере своей деятельности. Информационная безопасность актуальная проблема в современном обществе и мало изучена в педагогике.

Активное применение информационных и коммуникативных технологий способствовало изменениям во всей сфере жизни человека, в том числе и в образовании. Перед образовательным сообществом сегодня стоит задача подготовить детей к жизни в информационном пространстве. Но, к сожалению, влияние глобальной сети на человека может быть и пагубным [2, 115].

Образовательные информационные ресурсы в настоящее время являются средством информатизации. В сети Интернет представлены: система образовательных порталов, сайты, мультимедийные средства. Мы с уверенностью можем утверждать, что Интернет стремительно внедряется в нашу повседневную жизнь. Компьютер стал для многих предметом первой необходимости. Это способствует интернет-зависимости. Явление это чрезвычайно сложное. Пагубные привычки молниеносно превращаются в болезненное состояние психики. Ситуация осложнена тем, что дети с подобными трудностями имеют нарушение в нескольких сферах и это требует специальных исследований.

В связи с этим современные методисты рассматривают два фактора риска. Первый — доступность. Подросток при наличии смартфона может в любое время войти в социальную сеть, тем самым удовлетворяя свою потребность. Второй — анонимность, позволяющая в любой момент зайти создать любой образ и транслировать социуму, получить опыт, который он не может получить в реальной жизни.

Как правило, интернет-зависимость ярко выражена у подростков с заниженной самооценкой, которые в сети создают свой идеальный образ, тем самым реализуются.

На интернет-зависимость влияют различные факторы: социальные, семейные, личностные, факторы образовательной среды. Поэтому при профилактике мероприятия должны быть направлены и воздействовать комплексно, снижая факторы риска и активизируя защитные факторы.

В силу всё возрастающего потока информации в образовательных учреждениях возрастает потребность защиты от информационных угроз. Для этого на уроках безопасности жизнедеятельности необходимо обучение анализу информации с точки зрения воздействия на физическое здоровье, нравственные ценности.

Необходимо создание мотивации для получения сведений по информационной безопасности, а также формирование понятия информационной угрозы, умения выявлять источники этой угрозы, развивать способности размышлять о себе и мире вокруг себя, развивать логическое мышление [3, 265].

В современной педагогике существует схожее понятие — «метод воспитывающих ситуаций» — такая организация деятельности и поведения воспитанников, в которой учащийся ставится перед необходимостью решить, какую — либо проблему, связанную с нравственным выбором, способом организации деятельности, определением социальной роли и так далее [3, 267].

Суть предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и является закономерным продолжением образовательного предмета «Окружающий мир» для учащихся 1–4 классов и курса ОБЖ для учащихся 5–9 классов. Основами безопасности жизнедеятельности для 10–11 классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

Применяя современные педагогические технологии, такие как проблемное обучение, личностно — ориентированное обучение, деятельностный метод учитель учит школьников самостоятельности, умению искать и принимать верные решения, быть толерантными друг к другу.

На уроках безопасности жизнедеятельности необходимо создать учебную ситуацию, в которой раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся и этому способствуют системно — деятельностный и индивидуальный подход.

Системно — деятельностный подход ставит в центр своей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий развития, реализацию ее природных потенциалов. Данный подход открывает новые потенциальные тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня.

Индивидуальный подход в процессе обучения на уроках ОБЖ решается путем применения различных форм организации обучения — это коллективная, групповая, парная или индивидуальная форма. Данный подход осуществляется в коллективе и с помощью коллектива и в этом смысле гармонично дополняет общий воспитательный процесс. Парная и групповая работа особенно эффективна при условии, что каждый учащийся выполняет свою конкретную функцию, решая учебную задачу, взаимодействуя с одноклассниками.

Рассмотрим возможность использования учебного материала по информационной безопасности на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности: программы общеобразовательных учреждений, 1–11 классы» к учебно-методическому комплекту «Основы безопасности жизнедеятельности: 10 класс» под редакцией Смирнова А. Т.

Словесный метод является наиболее распространенным в преподавании предмета, в частности рассказ, используемый в изложении нового материала, который основывается в объяснении учителя. Как правило, этот метод связан с пояснением, анализом, доказательством.

На примере урока в 10 классе по теме «Обеспечение личной безопасности» целесообразно рассказать учащимся о таких понятиях как «Информация», «Информация как условие безопасности», «Передача информации в условиях вынужденного автономного существования», «Роль информации в обеспечении личной безопасности».

Актуально представить в этом разделе тему «Информация и здоровье». Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от его образа жизни, от повседневного поведения, от его привычек, об умения разумно распорядиться возможностями своего здоровья. А проводить большее количество времени за компьютерными играми влияет на зрение, нервную систему, и способствует интернет-зависимости.

Наглядный метод — презентация. Современное поколение очень трудно чем — то заинтересовать, а использование на уроках безопасности жизнедеятельности информационно коммуникативных технологий — реальная возможность увлечь учащихся предметом.

Использование ИКТ на уроках способствует раскрытию, сохранению и развитию способности учащихся, присущие каждому человеку, формированию познавательных способностей и конечно связью между естествознанием, биологией, гуманитарными науками и искусством. Презентация способствует динамическому обновлению содержания, процесса обучения и воспитания.

В 10 классе в разделе «Основы обороны государства» уместно подготовить презентацию «Информационная безопасность, её влияние на сохранность государства». В современном интернет пространстве необходимо научить школьника защищенности, умению предвидеть риск, причинение вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Значение в преподавании предмета играет правильный выбор формы обучения. Изучение таких тем предмета как информационное здоровье, информационная экология, информационные угрозы, интернет-зависимость, информационная безопасность возможна в классно — урочных формах, а также внеурочной деятельности: классные часы, экскурсии, встречи.

Итак, методика преподавания информационной безопасности органично вписывается в предмет основы безопасности жизнедеятельности, так как затрагивает национальную безопасность государства, общества, личности.

В современном политическом процессе России всё более значимую роль начинает играть Интернет. Общение политиков с народом, основная масса политического пиара, отражение актуальных событий в дискуссиях, целые информационные кампании, — всё это сегодня происходит в Интернете. Несмотря на достаточно большой разрыв в количестве пользователей сети между Москвой. Санкт — Петербургом и регионами (который по статистике постоянно неуклонно сокращается) именно Интернет и его постоянно обновляющиеся возможности всё сильнее влияют на политическую ситуацию [6, 33].

Литература:

1. Абрамова, С. В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие./ С. В. Абрамова. — Южно — Сахалинск: изд. Сах — ГУ, 2012. — 244 с.

2. Андреев, К. А. Интернет-зависимость: формы проявления и подходы к реабилитации./ К. А. Андреев // Социальная педагогика. — 2010. — № 6. — С.115–118.

3. Бочаров, М. И. Информационные угрозы и защита от них. /М. И. Бочаров //Народное образование. — 2010. — № 8. — С.265–273.

4. Вершинкина, Е. В. Основные факторы, обуславливающие появление интернет-зависимости: доступность информации, анонимность пользователей, переживание азарта во время пользования интернетом./ Е. В. Вершинкина // Нарконет. — 2015. — № 9. — С.18.

5. Жуков, В. Н. Современные информационно-коммуникационные технологии в формировании культуры безопасности жизнедеятельности. \ В. Н. Жуков, А. В. Лукьянович // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. — 2010. — № 6. — С.51–58.

6. Копцева, О.В. © права в интернете: защищаем свои идеи, фото- и видеоматериалы, контент сайта, программы и т. д./ О. В. Копцева. — М.: Эксмо, 2010. — 256 с.

Основные термины (генерируются автоматически): информационная безопасность, урок безопасности жизнедеятельности, индивидуальный подход, процесс обучения, преподавание предмета, личная безопасность, класс, информационная культура, Интернет, учащийся.


Похожие статьи

Использование информационных технологий при обучении...

Интернет способен повысить интерес учащихся к процессу обучения, а также облегчить преподавателю и ученику подготовку к уроку.

Современные информационные технологиив обучении основам безопасности жизнедеятельности.

Обеспечение информационной безопасности учащихся...

Ключевые слова: информационная безопасность, безопасность образовательного учреждения, защита детей от негативной информации. Безопасность жизнедеятельности в современном обществе зависит от жизненного ориентира человека, вектора развития человека...

Опыт обучения безопасности жизнедеятельности в советской...

Опыт обучения безопасности жизнедеятельности всоветской школе. Калишкина Дарья Сергеевна, аспирант.

Важнейшей задачей школы в реализации социозащитной функции является формирование культуры безопасности, которая должна влиять на всю жизнь и...

Использование мультимедийных средств обучения в практике...

В практике преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» широко используются традиционные средства обучения (учебники и учебные пособия, плакаты, раздаточный материал, макеты, стенды, модели в разрезе, учебные приборы и т.д...

Организация информационно-безопасного образовательного...

Ключевые слова: информационная безопасность школьников, информация, методика преподавания безопасности жизнедеятельности. Современный этап жизни общества обусловлен радикальными изменениями в экономической, социальной...

Разработка интерактивных методов обучения для проведения...

Следовательно, преподавателю предмета «Безопасность жизнедеятельности» необходимо выбрать такой интерактивный метод обучения и применить такие передовые педагогические технологии...

Современные проблемы обучения основам безопасности...

Использование информационных технологий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе.

Обучение школьников основам безопасности жизнедеятельности: формирование умений оказания первой помощи пострадавшим.

Модель обеспечения информационной безопасности...

Модель обеспечения информационной безопасности школьников при создании единого информационного пространства школы.

Объектом информационной безопасности в данной модели является личная информационная среда (ЛИС) школьника.

Современные информационные технологиив обучении основам...

Ключевые слова: компетентностный подход, информационные технологии, компьютеризация обучения, дистанционный адаптивный мониторинг знаний по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Использование информационных технологий при обучении...

Интернет способен повысить интерес учащихся к процессу обучения, а также облегчить преподавателю и ученику подготовку к уроку.

Современные информационные технологиив обучении основам безопасности жизнедеятельности.

Обеспечение информационной безопасности учащихся...

Ключевые слова: информационная безопасность, безопасность образовательного учреждения, защита детей от негативной информации. Безопасность жизнедеятельности в современном обществе зависит от жизненного ориентира человека, вектора развития человека...

Опыт обучения безопасности жизнедеятельности в советской...

Опыт обучения безопасности жизнедеятельности всоветской школе. Калишкина Дарья Сергеевна, аспирант.

Важнейшей задачей школы в реализации социозащитной функции является формирование культуры безопасности, которая должна влиять на всю жизнь и...

Использование мультимедийных средств обучения в практике...

В практике преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» широко используются традиционные средства обучения (учебники и учебные пособия, плакаты, раздаточный материал, макеты, стенды, модели в разрезе, учебные приборы и т.д...

Организация информационно-безопасного образовательного...

Ключевые слова: информационная безопасность школьников, информация, методика преподавания безопасности жизнедеятельности. Современный этап жизни общества обусловлен радикальными изменениями в экономической, социальной...

Разработка интерактивных методов обучения для проведения...

Следовательно, преподавателю предмета «Безопасность жизнедеятельности» необходимо выбрать такой интерактивный метод обучения и применить такие передовые педагогические технологии...

Современные проблемы обучения основам безопасности...

Использование информационных технологий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе.

Обучение школьников основам безопасности жизнедеятельности: формирование умений оказания первой помощи пострадавшим.

Модель обеспечения информационной безопасности...

Модель обеспечения информационной безопасности школьников при создании единого информационного пространства школы.

Объектом информационной безопасности в данной модели является личная информационная среда (ЛИС) школьника.

Современные информационные технологиив обучении основам...

Ключевые слова: компетентностный подход, информационные технологии, компьютеризация обучения, дистанционный адаптивный мониторинг знаний по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности».

Задать вопрос