Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 07.11.2015

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Киселев С. А. Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 84-87. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/14/421/ (дата обращения: 19.10.2018).



Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении

Киселев Сергей Александрович, аспирант

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

 

Статья посвящена вопросу повышения уровня безопасности школьников в образовательном учреждении. Показаны подходы к обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Рассматриваются возможности курса ОБЖ для формирования безопасного образа жизни и культуры безопасности школьников.

Ключевые слова: безопасность образовательного учреждения, Комплексный план безопасности, безопасный образ жизни, культура безопасности, обучение безопасности жизнедеятельности.

 

Многочисленные факты чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях — пожары, массовые заболевания и отравления учащихся, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма — обусловливают самое пристальное внимание к вопросам организации безопасности образовательного учреждения.

В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения.

Под безопасностью образовательного учреждения следует понимать — состояние защищенности жизни и здоровья обучаемых и работников, а также материальных средств и окружающей среды от каких-либо опасностей (угроз) в процессе учебной, трудовой и досуговой деятельности в образовательном пространстве.

В учреждениях образования действуют различные факторы, которые могут привести к снижению уровня безопасности и возникновению чрезвычайных ситуаций. Чаще всего учащиеся и сотрудники сталкиваются сосмешанными происшествиями:социально-криминальными, социально-природными и социально-техногенными.Наибольшую угрозу представляют пожары и социально-криминальные чрезвычайные ситуации. Изучение причин происшествий и негативных факторов жизнедеятельности ОУ (социальных, природных, техногенных) позволяет с высокой вероятностью предвидеть зарождение любой потенциально опасной ситуации и последующие стадии ее развития.

Изучение проблем организация безопасности ОУ показало необходимость комплексного и централизованного подхода — необходимость объединения ряда ранее разрозненных направлений обеспечения безопасности ОУ в единый долгосрочный документ — Комплексный план безопасности, в котором системно заложены мероприятия по укреплению внутреннего распорядка, обучения учащихся и сотрудников, по антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности [4].

В современных условиях обеспечение безопасности образовательных учреждений остается актуальной задачей, для решения которой необходимо применение комплексного подхода, сочетающего в себе повышение уровня технической безопасности ОУ и меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасности [1,2,4]. Данные требования нашли отражение в Комплексном плане безопасности образовательного учреждения, в котором системно заложены мероприятия по укреплению внутреннего распорядка и обеспечению безопасности, а также по обучению учащихся и сотрудников.

На формирование сознательного ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранить жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях ориентирован учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» [5].

Существенные изменения в структуре и содержании подготовки учащихся в области безопасности жизнедеятельности предусмотрены Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО). Главной целью современного образования и одной из первых задач школы, общества и государства — становится воспитание умного, ответственного, компетентного, инициативного гражданина России.

Реализация требований нового образовательного стандарта направлена на повышение общей культуры обучаемого, на его развитие как личности и гражданина. Обозначенные в стандарте требования к результатам обучения — личностные, метапредметные и предметные (по ОБЖ) позволят сформировать культуру безопасности каждого школьника, что, несомненно, повысит уровень безопасности в образовательном учреждении [6].

Очевидно, что безопасность учащихся в разных средах жизни, в том числе и в образовательной среде, формирование безопасного образа жизни и культуры безопасности являются важными задачами учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» [3,5].

Анализ учебных программ по ОБЖ показал, что вопросам безопасности в учебном заведении не уделено должного внимания. Вместе с тем, нам представляется эффективным использование потенциальных возможностей курса ОБЖ, включив вопросы формирования безопасного образа жизни и безопасности образовательного учреждения в содержание соответствующих тем. (Таблица).

Изучение вопросов безопасности образовательного учреждения в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (5–9 класс)

Тема

Тема урока

Образовательные задачи

5 класс

Обеспечение

личной безопасности в повседневной жизни.

1.Опасные факторы и

причины пожара

2.Огнестойкость зданий

и сооружений

3.Правила поведения во время пожара

4.Электричество.

Поражение электрическим током.

5.Криминогенные

ситуации.

6.Изменение среды

обитания в городе

Дать представление об

опасных ситуациях в

образовательном

учреждении.

Создать алгоритм

профилактики опасных

ситуаций и правила

безопасного поведения в

школе в условиях ЧС

 

Оказание первой

медицинской помощи

Различные виды ранений и

их причины.

Дать представление о

возможных ранениях в

школе и их причинах.

6 класс

Оказание первой

медицинской помощи

Виды повреждений

организма. Закрытые

травмы.

Дать представление о

возможных ранениях в

школе и их причинах.

7 класс

  1.                Основы

безопасного

поведения в ЧС

природного

характера

 

1.Правила поведения при

угрозе и во время

ураганов.

2.Правила поведения при

угрозе и во время

наводнений.

 

Дать представление об

опасностях и правилах

безопасности в

образовательном

учреждении при ЧС

природного характера.

 

  1.                Обеспечение

личной

безопасности в

повседневной

жизни

 

Режим труда и отдыха

подростка.

Дать представление о

безопасном поведении во

время труда и

отдыха.

8 класс

Основы

безопасного

поведения в ЧС

техногенного

характера

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Причины взрывов и

пожаров.

Их последствия.

2. Поражение людей при

взрывах и пожарах.

3.Правила безопасного

поведения при взрывах и

пожарах.

4.Правила безопасного

поведения при авариях с

выбросом АХОВ.

5.Нарушение

экологического

равновесия.

Выяснить причины взрывов и

пожаров в здании. Составить правила безопасного поведения для их предотвращения и во время ЧС.

Познакомить с правилами

безопасного поведения при

авариях с выбросом АХОВ.

Дать представление о

нарушении экологического

равновесия и его

последствиях.

9                    класс

1.Основы безопасного

поведения в ЧС

социального характера

 

Меры предосторожности при угрозе совершения

террористического акта.

Поведение при похищении и захвате заложников.

 

 

Дать представление о мерах предосторожности при угрозе совершения

террористического акта.

Познакомить с правилами

поведения при похищении и захвате заложников.

2.Оказание первой

медицинской помощи

Причины травматизма в

старшем школьном возрасте

и пути их предотвращения.

Безопасное поведение в

школе.

Оказание первой помощи

при травмах головы,

позвоночника и спины.

Выяснить причины

травматизма в школе и его

профилактику. Составить

правила безопасного

поведения в школе.

Познакомить с правилами

оказания первой помощи при травмах позвоночника,

головы и спины.

Таким образом, подготовка учащихся к безопасности в образовательном учреждении может успешно осуществляться на уроках ОБЖ при изучении ряда тем. Вместе с тем, на наш взгляд, значительная роль в формирования безопасного образа жизни учащихся принадлежит внеурочной деятельности по сохранению здоровья и безопасности в основной школе. Изучение практики современной школы по внеурочной деятельности в области безопасности и сохранения здоровья школьников, поиск новых форм и методик работы в этом направлении представляет интерес для дальнейшего исследования.

 

Литература:

  1.                Безруких, М. М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении: начальная школа / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. М.: Просвещение, 2012. 127 с.
  2.                Коджаспирова, Г. М. Безопасность образовательной среды детских учреждений: психолого-педагогический аспект / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова — М.: Экон-Информ, 2009.
  3.                Гафнер, В. В. Безопасный образ жизни: как его сформировать учителю? От теории к практике // В. В. Гафнер / Народное образование. 2014. № 3. С. 186–192.
  4.                Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении: Теория и практика. (Методика)Пилипенко В. Ф., Ерков Н. В., Парфенов А. А., серия: «Методика», 2006 г., Изд.: Айрис — пресс.
  5.                Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. Пособие для. Студ. Высш. Учеб. Заведений/Л. А. Михайлов, Э. М. Киселева, О. Н. Русак и др.; под. ред. Л. А. Михайлова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 288с.
  6.                Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://standart.edu.ru/, свободный.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, безопасное поведение, безопасный образ жизни, поведение, безопасность, Комплексный план безопасности, медицинская помощь, культура безопасности, обеспечение безопасности, внеурочная деятельность.

Похожие статьи

Комплексная безопасность образовательного учреждения как...

Ключевые слова: безопасность образовательного учреждения, Комплексный план безопасности, безопасный образ жизни, культура безопасности, обучение безопасности жизнедеятельности.

Развитие умений и навыков безопасного поведения в городской...

безопасное поведение, криминальный характер, ситуация, криминогенная безопасность, криминогенный характер, криминальная безопасность, область, правило, молодое поколение, личная безопасность.

Формирование личности безопасного типа поведения при...

образовательное учреждение, безопасное поведение, безопасный образ жизни, поведение, безопасность, Комплексный план безопасности, медицинская помощь, культура безопасности, обеспечение безопасности...

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном...

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности в детских садах, потребовала обучения сотрудников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального...

Деятельность руководителя по управлению процессом...

Ключевые слова: безопасность образовательного учреждения, Комплексный план безопасности, безопасный образ жизни, культура безопасности, обучение безопасности жизнедеятельности.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного...

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, безопасный...

- Безопасность образовательного учреждения.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, массовая работа, область безопасности жизнедеятельности, безопасный образ жизни, образовательное учреждение...

Программа внеурочной деятельности «Будь здоров!».

внеурочной деятельности в области безопасности жизнедеятельности. Целью данной программы является формирование осознанной мотивации на здоровый и безопасный образ жизни, осознание безопасности...

Обеспечение психологической безопасности образовательного...

Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления

образовательная среда, безопасная образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, образовательное учреждение...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Комплексная безопасность образовательного учреждения как...

Ключевые слова: безопасность образовательного учреждения, Комплексный план безопасности, безопасный образ жизни, культура безопасности, обучение безопасности жизнедеятельности.

Развитие умений и навыков безопасного поведения в городской...

безопасное поведение, криминальный характер, ситуация, криминогенная безопасность, криминогенный характер, криминальная безопасность, область, правило, молодое поколение, личная безопасность.

Формирование личности безопасного типа поведения при...

образовательное учреждение, безопасное поведение, безопасный образ жизни, поведение, безопасность, Комплексный план безопасности, медицинская помощь, культура безопасности, обеспечение безопасности...

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном...

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности в детских садах, потребовала обучения сотрудников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального...

Деятельность руководителя по управлению процессом...

Ключевые слова: безопасность образовательного учреждения, Комплексный план безопасности, безопасный образ жизни, культура безопасности, обучение безопасности жизнедеятельности.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного...

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, безопасный...

- Безопасность образовательного учреждения.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, массовая работа, область безопасности жизнедеятельности, безопасный образ жизни, образовательное учреждение...

Программа внеурочной деятельности «Будь здоров!».

внеурочной деятельности в области безопасности жизнедеятельности. Целью данной программы является формирование осознанной мотивации на здоровый и безопасный образ жизни, осознание безопасности...

Обеспечение психологической безопасности образовательного...

Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления

образовательная среда, безопасная образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, образовательное учреждение...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос